Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

В отечественной литературе понятие моделей социального поведения молодежи разрабатывалось в работах К.А. Абдульхановой-Славской [1],        Т.Е. Резник и И.М.Резник [6], Г.А.Чередниченко [7] и др. Под моделями социального поведения понимаются ценностно-нормативные комплексы, являющиеся образцами действий, мировоззрения, поступков и установок людей. При этом многими авторами отмечается возрастание рисков, связанных с неудовлетворенностью молодыми людьми своим социально-экономическим положением, и влияющих на выбор ими модели поведения [2]. По мнению  В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, это становится одним из факторов, провоцирующим, в частности, экстремальное и даже экстремистское поведение молодежи [8, с. 18].

Проведенные нами ранее социологические опросы молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе подтверждают существование подобных рисков, связанных с социально-экономическим самочувствием молодежи, неравномерностью условий доступа к образовательным и культурным ресурсам, угрозами личной безопасности и т.д.[4, с. 78-79; 5, с. 163-165].

В какой мере  эти проблемы, встающие перед молодыми людьми, являются фактором выбора ими модели социального поведения, мы исследовали в ходе социологического опроса молодежи, проведенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа в марте-апреле 2015 г.[1].

Социальная модель поведения, ориентированная на выбор позитивной жизненной стратегии, осуществляется тогда, когда у молодого человека есть все возможности для использования личностных ресурсов в реализации своих жизненных планов социально одобряемыми способами. Например, на получение качественного профессионального образования,  возможности для профессионального роста и карьеры как основного фактора материального благополучия, возможности создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей. Позитивный выбор жизненной стратегии тесно взаимосвязан с установками на взаимодействие с другими людьми, толерантностью, готовностью к сотрудничеству.

Важным условием выбора модели поведения является и установка на осуществление жизненной стратегии на территории именно Ханты-Мансийского автономного округа, уверенность в стабильности и повышении уровня жизни, в развитии и реализации своих профессиональных компетенций в нашем регионе.

С другой стороны, при выборе жизненных стратегий существуют определенные риски, связанные с такими факторами, как низкий материальный уровень, слабая мотивация к получению профессионального образования, к профессиональному росту, потребительские установки, низкий уровень правового и политического сознания. В немалой степени этому способствует и высокая социальная дифференциация общества, порождающая социальный протест против более обеспеченных слоев населения или против власти, на которую возлагается ответственность за «несправедливость» социального расслоения. Но главная социально-психологическая проблема: стремление части молодежи, неудовлетворенной своим социально-экономическим статусом, идти «по легкому пути» – не добиваться успеха путем самореализации и преодоления трудностей, а перекладывать «вину» или ответственность на «врагов», в образе которых чаще всего предстают лица других национальностей или власти.

Социально-психологический аспект самочувствия в ходе исследования измерялся с помощью 10-балльной шкалы, где «1» означает низший класс общества, а «10» — высший, и на которой респондентам предлагалось отметить свое место в обществе (рис.1).

Рис. 1.

1 1,1 0,9 4,4 10,9 24,5 19,7 19,7 11,2 4,7 3,6 10

Главный вывод, который можно сделать, глядя на представленную шкалу, это то, что только очень небольшая часть респондентов – лишь шесть с половиной процентов – относят себя к бедным слоям (от 1 до 3 баллов). Подавляющая часть – три четверти опрошенных – позиционируют себя как «средний класс» (от 4 до 7 баллов). И достаточно большая доля – каждый пятый – вообще относит себя к богатым (от 7 до 10 баллов). Таким образом, субъективное ощущение своего социального положения выглядит существенно оптимистичнее, нежели это реальное положение, фиксируемое по уровню дохода.

Это подтверждается и ответами респондентов на вопрос об удовлетворенности своим социальным положением и уровнем материального благосостояния. Значительная доля опрошенных – 27,7% – оказалась полностью удовлетворена этим положением. Основная часть – 54,4% – удовлетворена в основном. Совсем не удовлетворены своим социальным положением и уровнем материального благосостояния только 12,3% респондентов (5,6% опрошенных затруднились оценить свое социальное положение).

Вероятно, уровень доходов в сегодняшней российской социально-экономической ситуации не является единственным критерием материального положения и определения места в социальной стратификации. Существенный фактор, определяющий это положение, составляет невидимая «подводная часть айсберга» материальной поддержки населения, особенно молодежи, в виде системы бесплатных социальных институтов – сферы здравоохранения, образования, пособий и пр. Эта развитая система социальной поддержки молодых людей, даже при относительно более низком уровне доходов, по сравнению с более старшими возрастными когортами, обеспечивает хорошие возможности доступа к материальным благам.

Примером весьма высокого уровня социальной защищенности является, мнение  респондентов, из числа работающей молодежи, по поводу возможности лишиться работы. Совершенно не беспокоит эта проблема  32,8% опрошенных, очень беспокоит – 23,9%. Остальных эта возможность беспокоит в некоторой мере.

Не составляет особых трудностей для молодежи и возможность получения профессионального образования, учитывая его развитую инфраструктуру в автономном округе. Подавляюще большинство опрошенных молодых людей – 69,5% – усматривают в получении профессионального образования «средство для достижения успеха в жизни, карьеры».

Если обратиться к категории учащейся молодежи, то на вопрос о том, насколько легко им будет найти работу после окончания учебного заведения, только около 2% (!), думают, что найти им работу будет невозможно. Еще почти 20% полагают, что это будет трудно, в то время как 53,7% считают, что сумеют это сделать достаточно просто, а еще около 20% заявили, что уже работают, совмещая работу и учебу.

Подобное представление о возможности достижения жизненных целей без необходимых усилий порождает у некоторых молодых людей мнение о допустимости использования для этого даже социально неодобряемых средств. Так, на вопрос анкеты: «Как вы оцениваете стремление некоторых людей, в том числе молодых, «делать деньги» любой ценой, иногда даже в обход закона?» достаточно большое, на наш взгляд, число респондентов – более тридцати процентов – ответили утвердительно (13% – одобряют, 18% – скорее одобряют).

Причем, при распределении ответов на этот вопрос с вышеописанными ответами  на вопрос о ближайших жизненных целях, заметно, что респонденты, одобряющие подобное стремление  «делать деньги» любой ценой, в гораздо меньшей мере связывают достижение этих целей со стремлением получить хорошее образование или повысить квалификацию (таблица 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов, одобряющих «стремление некоторых людей, в том числе молодых, «делать деньги» любой ценой, иногда даже в обход закона», с жизненными планами

Предполагаете ли Вы в ближайшее время добиваться следующих целей в жизни … Как Вы оцениваете стремление некоторых людей, в том числе молодых, «делать деньги» любой ценой, иногда даже в обход закона?
одобряю не одобряю
получить хорошее образование 38,2 52,9
повысить квалификацию 21,7 29,3
получить престижную работу 35,8 31,4
сделать карьеру 30,7 23,6
создать свой бизнес 22,2 11,6
достичь материального достатка 34,0 26,7
купить квартиру, жилье 19,3 26,7
другое 2,4 1,4
нет, я не ставлю таких целей 1,4 2,1
затрудняюсь ответить 0,0 2,1

С одной стороны, хорошее социально-экономическое самочувствие населения, в том числе молодежи, является залогом социальной стабильности профилактики экстремистских настроений. С другой стороны, как видим, высокий уровень социальной защищенности порождает у части молодежи отсутствие стимулов к труду, повышению квалификации, получению востребованного образования. Достичь своих жизненных целей значительная доля молодежи собирается, не прилагая усилий к улучшению образования или повышению квалификации. Похоже, сегодня – это не меньшая опасность, чем депривация или бедность.

У определенных групп молодых людей формируется установка на высокие социальные ожидания при собственных незначительных усилиях для их достижения. В случае, если эти ожидания не оправдываются, вина за это в сознании таких групп молодежи перекладывается на внешние причины: на мигрантов, якобы, ущемляющих их интересы, или на власть, якобы, эти интересы плохо обеспечивающую. При этом респонденты из группы молодежи, положительно относящейся к националистическим организациям, в меньшей мере, например, стремятся получить хорошее образование, зато в большей степени хотели бы получить престижную работу, создать свой бизнес и купить квартиру (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов об отношении к националистическим организациям в зависимости от выбора жизненных целей

Жизненные цели Как Вы относитесь к националистическим организациям, то есть к тем, которые выступают за интересы только своей нации и противопоставляют  ее другой?
положительно равнодушно отрицательно
получить хорошее образование 47,7 56,1 55,2
получить престижную работу 35,5 31,2 29,6
сделать карьеру 18,7 19,1 22,7
создать свой бизнес 16,8 6,4 5,1
достичь материального достатка 22,4 33,8 27,7
купить квартиру, жилье 19,6 12,1 14,1
другое 5,6 5,7 10,9

В целом проведенное исследование подтвердило предположение о влиянии социально-экономического положении молодежи на выбор ею модели социального поведения.  Можно выделить три группы молодежи: «активистов»,  стремящихся конвертировать социально-экономические ресурсы в средство самореализации; «патерналистов», рассчитывающих на получение социальной поддержки; «негативистов», выливающих недовольство социально-экономическим положением в социально-неодобряемые формы поведения, в том числе  противоправное или ксенофобское. Появление последней группы, характеризующейся расхождением между высоким  уровнем запросов и низким уровнем способностей их достижения, создает риски формирования в молодежной среде ксенофобских настроений. Доля этой группы в общем составе молодежи автономного округа в настоящее время не столь значительна, но обозначаемая ею тенденция достаточно опасна и заслуживает пристального внимания.

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2009. – 299 с.
  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010 – 597 с.
  3. Молодежь России: социальное развитие / Редколл. В.И.Чупров (отв.ред.) и др. – М., 1992. – 205 с.
  4. Мартынов М.Ю., Пуртова В.С. Жизненные стратегии и политическое поведение молодежи Югры // СОЦИС. 2013. № 12. С.75-79.
  5. Назин Г.И., Мартынов М.Ю., Дорогонько Е.В. Муниципальная политика в сфере образования и социальное положение молодёжи: социологические аспекты. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. – 221с.
  6. Резник Т.Е., Резник И.М. Жизненные стратегии молодежи // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 98-104.
  7. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. – 504 с.
  8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. – М.: Academia, 2009. – 320 с.

[1] Генеральной совокупностью опроса являлись жители автономного старше 18 лет (N = 600 человек). Опрос осуществлялся методом формализованного интервью по месту жительства по стратифицированной, многоступенчатой, районированной, квотной выборке, репрезентированной по полу, возрасту и уровню образования. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением половозрастной и образовательной структуры, а также пропорций между населением, проживающим в населенных пунктах различного типа (г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск, Сургутский район, Нефтеюганский район, Белоярский район и Октябрьский район). Статистическая ошибка выборки не превышает 3%.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ » description=»Рассматривается влияние социально-экономического положения молодежи на выбор ею модели социального поведения. Используются результаты социологических опросов. Выделяются основные группы молодежи в зависимости от выбора модели социального поведения.» author=»Мартынов Михаил Юрьевич, Пуртова Виктория Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found