Бережное отношение к здоровью и жизни человека в процессе трудовой деятельности при условии эффективного функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов в сфере труда становится сегодня приоритетной задачей национальной безопасности России.
Достичь качественного улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для решения этих проблем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре принята ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2013–2015 годы» (Распоряжение Департамента труда и занятости населения автономного округа от 29 декабря 2012 г. № 395-р). Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве порядка тысячи человек, регистрируется около пятидесяти случаев профессиональных заболеваний, более ста человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания. Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в организациях автономного округа увеличилось с 15,6 % в 1999 г. до 29,4 % в 2011 г.[1] По данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре из общего числа рабочих мест, прошедших процедуру аттестации по условиям труда за период с 2007 по 2011 гг., признаны оптимальными и допустимыми – 121 495 (52,7 %); а 109 033 (47,3 %) – с вредными и опасными условиями труда[2].
Важную роль в сфере охраны труда на предприятиях должно сыграть активное сотрудничество и взаимодействие органов власти с профсоюзными организациями как первичными организациями, осуществляющими общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях.
Оценка готовности профсоюзов к межведомственному взаимодействию в области охраны труда, их роли в защите прав работников на безопасные условия труда являлось целью социологического исследования «Совершенствование работы профсоюзных организаций в сфере охраны труда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», выполненного лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета в сентябре-ноябре 2013 г. по заказу Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Методика исследования состояла в проведении экспертного анкетирования на предприятиях, организациях и учреждениях, расположенных на территории городских округов и муниципальных районов автономного округа. В ходе исследования было прошено 330 работников организаций, членов первичных профсоюзных организаций, специалисты органов по труду муниципальных районов и городских округов автономного округа. Выборка репрезентативная по возрасту и полу респондентов различных отраслей экономики и форм собственности. Кроме того, в качестве экспертов было опрошено 226 руководителей предприятий и организаций, а также 159 председателей профсоюзных организаций.
Как показало исследование, на большинстве обследуемых предприятий создана система управления охраной труда, имеются службы охраны труда и техники безопасности, работают квалифицированные специалисты по охране труда. Разработана и введена в действие нормативно-правовая база по охране труда, в большинстве коллективных договоров имеются разделы по улучшению условий труда на предприятиях, действуют положения о системе управления охраной труда, о политике предприятия в области обеспечения безопасных условий труда и план по улучшению условий труда.
Многие предприятия в той или иной мере привлекают своих работников к работе в сверхурочное время или в нерабочие дни, большинство из них соблюдают законодательство по выплате денежных компенсаций и предоставлению льгот за такого рода работу. На 63 % предприятий работники получают дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда. Обеспечением средствами индивидуальной защиты в полной мере удовлетворены 80 % всех опрошенных работников. В среднем, условиями безопасности труда, а также безопасностью технологического оборудования удовлетворены не менее 78 % работников предприятий.
Предприятия несут ответственность за проведение медицинских осмотров работников как первичных при поступлении на работу, так и периодических. Практически на всех обследуемых предприятиях и организациях проводятся медицинские осмотры работников, в 80 % случаев – с ежегодной периодичностью. 78 % работников отметили, что они имеют возможность пройти медосмотр на предприятии.
В качестве профилактических оздоровительных мероприятий на предприятиях организуется лечебно-профилактическое питание для работников, занятых на вредных производствах (по опросу – обеспечивается около 14 % работников), обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение (план обеспечения путевками имеют 38 % обследованных предприятий), проведение культурно-массовых спортивных мероприятий (регулярно и по плану такие мероприятия проводят 43 % из обследуемых предприятий).
Важным направлением политики предприятий по улучшению условий труда является создание санитарно-бытовых условий для работы и комфортного отдыха в перерывах, в том числе организации пунктов питания. На 54 % предприятий имеются свои столовые, а на 49 % предприятий – спортивные залы и фитнес-центры. В спортивно-массовых мероприятиях, организуемых профкомами предприятий, имеют возможность участвовать 52 % работников.
С другой стороны, на предприятиях в той или иной степени имеются проблемы в организации мероприятий по охране труда. Наиболее частые из них:
- Отсутствие специалистов или служб охраны труда, несоблюдение Межотраслевых нормативы численности работников службы охраны труда в организациях.
- Недостатки в нормативно-правовой базе – отсутствие в коллективном договоре раздела по охране труда (такое объяснение дало 10 % представителей обследованных предприятий), отсутствие положения о системе управления охраной труда (16 %) и плана по улучшению условий труда (11 %).
- Нарушения в организации обучения основам охраны труда – при проведении вводных инструктажей при приеме на работу (только 78 % опрошенных работников заявили о том, что проходили вводный инструктаж).
- Нарушения в соблюдении норм и режимов рабочего времени и отдыха – около 50 % предприятий не имеют в штате специалистов по нормированию труда. 12 % работников, занятых сверхурочно, не получают или не всегда получают за это компенсацию.
- Нарушения в проведении аттестации рабочих – около 9 % обследуемых предприятий имеют нарушения в проведении аттестации по срокам, на 4 % из них аттестация не была проведена.
- Примерно 20 % опрошенных работников не удовлетворены безопасностью технологического оборудования на предприятии, а также условиями труда, особенно те, кто занят на вредных и опасных работах.
- Достаточно высок процент несчастных случаев, так за 2012 г. в зависимости от тяжести несчастных случаев общее количество пострадавших составило: со смертельным исходом – 8 человек, с тяжелым исходом – 11 человек, 48 человек пострадали в легкой степени.
- Всего лишь 14,2 % обследуемых предприятий оформили скидки (надбавки) к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
- На отдельных предприятиях нарушаются сроки проведения медосмотров, к тому же полнота охвата работников медицинскими осмотрами на предприятиях разная. Всего лишь на 30 % предприятий медицинскими осмотрами были охвачены 100 % работников.
- Только у 38 % предприятий имеется план по санаторно-курортному лечению работников, однако выполняется он на 18 % предприятий и не всегда на 100 %. Не выполнение или отсутствие плана по санаторно-курортному лечению объясняется нехваткой финансовых средств, 63 % предприятий не запланировали выделение средств на путевки.
- Только половина предприятий имеет свои столовые и пункты питания, а из работников всего лишь 33 % имеют возможность получать питание на предприятии, 25 % работников не удовлетворены условиями питания. Всего лишь 17 % работников имеют возможность для отдыха в перерывах в специально оборудованных комнатах.
В этой связи, возрастает роль профсоюзных организаций, которым Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» делегировано право на проведение общественного контроля за системой охраны труда на предприятиях.
Профсоюзные организации занимают важное место в системе управления охраной труда на предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Большинство обследуемых предприятий имеет профсоюзные комитеты (78 %).
Свидетельством доверия к деятельности профсоюзов является количество работников, имеющих членство в профсоюзе. Так, на более чем 60 % обследуемых предприятий членом профсоюза является каждый второй работник. Более 90 % профсоюзов заявили о том, что они имеют все возможности проведения общественного контроля за соблюдением законодательства о труде на их предприятии путем внесения предложений об улучшений условий труда на предприятии в коллективный договор и соглашения по охране труда и контроля за их реализацией. О том, что профсоюзный контроль является действенной мерой в обеспечении охраны труда на предприятиях, говорят данные о порядке и сроках проведения аттестации рабочих мест, которые чаще всего соблюдаются на предприятиях и в организациях, где действуют профсоюзы. И напротив, факты нарушений сроков проведения аттестации фиксируются на тех предприятиях, где нет профсоюзов. Контролирующая роль профсоюзов в проведении аттестации рабочих мест достаточно высока, регулярный и плановый контроль за проведением на предприятиях аттестации рабочих мест ведут 66 % профсоюзов, 27 % проводят такую работу по необходимости. В последней аттестации рабочих мест, на тех предприятиях, где она проводилась, 89 % представителей от профсоюза принимали в ней участие в составе аттестационной комиссии. При проведении проверок соблюдения условий безопасности на рабочих местах уполномоченными представителями профсоюза в 52 % случаев были выявлены те или иные нарушения и выданы соответствующие предписания. В общей сложности на 70 % предприятий эти нарушения были устранены на 100 %. Большинство профсоюзов берут под постоянный контроль организацию медицинских осмотров работников, около 80 % считают эту работу эффективной.
С другой стороны, активность профсоюзов в организации общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях оценивается, в среднем, недостаточно высоко. 53 % руководителей и 40 % работников оценивают деятельность профсоюза и, в частности, уполномоченных представителей профсоюза по охране труда на «удовлетворительно».
Участие в контроле за организацией обучения по охране труда работников предприятий регулярно и планово принимают лишь 53 % профсоюзов, 35 % делают это только в случае необходимости. Проверкой качества обучения занимаются лишь 40 % профсоюзов.
Имеются нарушения в обучении самих уполномоченных по охране труда от профсоюзов: 30 % из них не прошли соответствующего обучения. Информационную работу с работниками предприятий по защите их трудовых прав на безопасный труд планово проводят лишь 55% профсоюзов, в 30 % случаев эта работа носит не регулярный характер или не проводится вообще.
Недостаточно эффективно ведется контроль профсоюзов за соблюдением режимов и норм рабочего времени и отдыха, опрос работников показал, что нередко происходят нарушения в выплатах компенсаций за работу в сверхурочное время и нерабочие дни. Тем не менее, лишь 16 % профсоюзов имеют опыт эффективной защиты прав работников при начислении выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. 80 % профсоюзов не занимаются такими проблемами.
Система социального партнерства, созданная в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в конце 1990-х гг., предусматривает действенное участие профсоюзов в нормотворческой деятельности на уровне автономного округа и муниципалитетов, в создании программ по вопросам охраны труда. Однако более половины профсоюзов, при опросе сказали, что не видят возможностей своего участия или необходимости в данной работе. О том, что профсоюзы не совсем готовы к выступлению с конкретными предложениями по улучшению системы управления охраной труда, говорят и ответы на открытый вопрос: «Какие практические меры в области охраны труда, на Ваш взгляд, необходимо предпринять следующим участникам Трехстороннего соглашения: Правительству автономного округа, Объединению работодателей, Объединению организаций профсоюзов?» Многие председатели профсоюзов и руководители предприятий не ответили на данный вопрос.
При опросе председателей профсоюза, 37 % из них заявили, что у них нет необходимости взаимодействовать с органами государственного и общественного надзора в области охраны труда. Только половина опрошенных председателей профсоюзов (49 %) ведут совместную работу с отраслевым профсоюзом, четверть – с Государственной инспекцией по труду.
Отсутствие системного подхода и слабая мотивированность первичных профсоюзных организаций, направленная на взаимодействие в рамках социального партнерства, – главные проблемы, решение которых может качественно улучшить систему управления охраной труда на предприятиях и организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
[1] Ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2013–2015 годы». URL: .
[2] Основные показатели состояния условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Концептуальные предложения по созданию эффективной системы управления охраной труда в субъекте РФ. URL: type=»book» name=»РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ)» author=»Мартынов Михаил Юрьевич, Мартынова Дина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОАИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]