Одним из результатов трансформационных процессов, начавшихся в СССР в конце 80-х годов ХХ века, стало возникновение «неправительственные, некоммерческие организаций» – НПО. Они выступили в числе первых ячеек формирующегося гражданского общества. Роль НПО заключалось в том, чтобы они участвовали в процессе принятия решений государства и реализации направлений социальной политики, выражали интересы различных социальных групп на всех уровнях – федеральном, региональном, локальном.
Получение информации о современном положении и проблемах пожилых людей через НПО – одна из реальных возможностей властей узнать о том, как складывается ситуация в действительности и скорректировать вектор реформ в нужном направлении. Более того, НПО могут стать тем звеном в реализации реформ, которое сделает их понятными для граждан страны, а это будет способствовать успешному продвижению социальных инноваций. Именно в связи с этим представляется важным и своевременным определить, что собой представляют российские общественные движения сегодня и каковы этапы их развития, а также сравнить эти движения с западными. Такое сравнение позволит лучше оценить достигнутые результаты и упущенные возможности, выявить ограничения, возникающие на пути развития движений [1, с.282].
В советский период истории данные о состоянии слабозащищенных групп населения, как правило, относились к числу закрытых. В 1987 году депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о сложных условиях жизни пенсионеров по возрасту и инвалидов. Органы государственной власти СССР в кратчайшие сроки приняли решения, обеспечивающие создание государственной системы социальной защиты. Как результат, менее чем за 10 лет достигнут такой уровень деятельности социальных служб, который гарантировал уход и поддержку наиболее беспомощным, одиноким пожилым людям. Были открыты сотни учреждений социального обслуживания, увеличено число домов-пансионатов для людей старческого возраста и инвалидов.
Система обслуживания и поддержки пожилых людей строилась как бы с нуля. Нужно отметить, что в конце 80-х гг. XX века, когда поддержка со стороны государственных структур была недостаточна, развивалась и проявляла себя неформальная общественная и добровольческая инициатива. Люди, независимо от своего положения, действовали в духе общечеловеческих традиций милосердия, находящих особенно сильный отклик в российском менталитете. Безусловно, это помогло выживанию слабозащищенных групп пенсионеров.
На наш взгляд, сегодня прослеживаются следующие контуры ситуации, что те, кто формирует новую систему социальной поддержки пожилых граждан, склоняются к мнению, что ее можно полностью создать на государственной основе. Данный подход является ошибочным, так как ограниченные возможности государственного бюджета в отношении решения проблем пожилых граждан является отнюдь не только российской спецификой: это общемировая ситуация. Поэтому все государства мира обращают серьезное внимание на институты гражданского общества и отдельных граждан, которые проявляют инициативу и включаются в деятельность по поддержке пожилых на общественных началах.
В условиях российской реальности возможность развития негосударственных форм социальной защиты представляет собой важнейший резерв улучшения положения старшей возрастной группы. Следует не только поддерживать эту форму социальной самодеятельности, но и способствовать ее развитию. При этом необходимо обратить внимание как на опыт царской России, Советской России, так и тот опыт, который накоплен в современных российских условиях в области создания и развития частных благотворительных фондов, добровольных форм взаимоподдержки, различных общественных организаций.
В работах многих отечественных специалистов социальной сферы уделяется недостаточно внимания такому направлению негосударственной поддержки, как поддержка пенсионеров, своих бывших работников со стороны негосударственных производственных предприятий и организаций, которые в настоящее время представляют подавляющее большинство субъектов нашей экономики.
Данные статистики свидетельствуют, что, что некоторая часть производственных организаций в большей или меньшей степени проявляет заботу о своих бывших работниках и по мере возможности помогает им. Эта деятельность осуществляется, обычно, с помощью созданных на предприятиях Советов Ветеранов или профсоюзных организаций.
Подробный анализ особенностей этой формы негосударственной социальной поддержки пожилых людей позволяет утверждать, что она располагает наибольшими возможностями для комплексного осуществления этой задачи и наиболее перспективна. Преимущества этой формы связаны с тем, что:
— на предприятиях могут более объективно подойти к оценке условий жизни каждого своего бывшего работника и обеспечить действительно адресный, индивидуальный подход к решению его проблем;
— предприятия и организации располагают хоть и небольшими, но реальными возможностями оказать помощь пожилому человеку путем его трудоустройства на постоянное или временное рабочее место;
— здесь создаются наиболее благоприятные условия для сохранения связей пожилых людей с общественной жизнью, для преодоления информационного вакуума и социальной изоляции;
— предприятия располагают необходимыми ресурсами для оказания помощи пожилым в решении ряда бытовых проблем, взимая с них оплату предоставленных услуг по себестоимости [2, с.22].
Сам факт сохранения контактов пожилого человека с его бывшим местом работы является источником его психологической уравновешенности, облегчает социальную адаптацию к новым условиям жизни.
Опытные руководители-профессионалы производственных организаций не только находят и выделяют средства на цели социальной поддержки пожилых и решают организационные вопросы, связанные с этим. Они стараются сами участвовать во встречах с ветеранами, выделяют время на прием их по личным вопросам. Такое поведение связано не только с данью уважения к этим людям, но имеет под собой и весьма четкий управленческий расчет, который необходимо учитывать, анализируя эту форму социальной поддержки. Суть его в том, что отношение предприятия, акционерного общества, частной фирмы к своим ветеранам не остается незамеченным его работающим персоналом. Забота о пожилых становится немаловажным средством воздействия на морально-психологический климат на предприятии, а, следовательно, и на мотивацию труда. А это уже серьезный управленческий аргумент для обоснования социальной политики предприятия по отношению к пожилым людям.
Очевидно, все это требует внимательного анализа и поиска идей для создания механизма поддержки подобной деятельности предприятий, как со стороны государства, так и со стороны общества. Ибо формирование новой социальной ответственности десятков тысяч объектов экономики по отношению к своим ветеранам отвечает сегодня интересам всех социальных групп нашего общества [3, с.152].
Следовательно, органам государственной власти РФ и субъектов РФ при осуществлении социальной политики в отношении пожилых граждан, оказании им социальной помощи нужно максимально задействовать возможности институтов гражданского общества. Самоорганизация граждан, в том числе и пожилых, создает хорошие предпосылки для решения проблем данной категории граждан.
Список литературы:
- Аксенова О.В., Халий И.А. Развитие общественных движений в современной России // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 281-307.
- Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей: учеб. пособие / С.А. Инкижинова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 60 с.
- Тукумцев Б.Г. Развитие негосударственных форм поддержки пожилых граждан в современных условиях// Проблемы формирования гражданского общества. — М., 2008. — С. 151-159.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ» description=»Перестройка в советском обществе привела к изменениям как общественно-политического характера, так и социально-экономическим переменам. Пожилые люди одни из первых ощутили все это на себе. Они стали одной из слабозащищенных социальных групп российского общества. Цель государства обеспечить достойную старость пожилым людям. Нужно максимально задействовать возможности институтов гражданского общества. Самоорганизация граждан, в том числе и пожилых, создает хорошие предпосылки для решения проблем данной категории граждан.» author=»Ковров Владимир Федорович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-06″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]