Стремление к совершенствованию теоретических основ и практических методов отечественной социальной работы направляют взгляды исследователей по изучению зарубежного опыта социальной деятельности. История формирования национальных систем государственной поддержки населения тесно связано с традициями, культурой и экономическим развитием страны. Во все времена развития человеческого общества существовали бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и другие социальные явления и стремление человека к оказанию помощи нуждающимся. Ярым проповедником помощи ближнему выступала религия. В XIX веке появляется возможность осмысления практического осмысления социальных проблем. Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями социальных учений этого столетия и базовыми доминантами теорий солидарности и либерализма [2, с. 19].
Эти учения, обострение экономического кризиса, индустриализация способствовали тому, что начинают формироваться и реализовываться направления общественной помощи.
В 70-х гг. XIX века в США появляется множество благотворительных организаций:
— общество борьбы за улучшение жилья бедняков (1840 г.);
— Американская ассоциация социальных наук (1865 г.);
— ассоциация благотворительности (1874 г.);
— различные агентства по спасению детей.
В рамках этих организация сформировалось два основных подхода к проведению благотворительной работы:
— первый подход, проводившийся членами обществ организованной благотворительности, был направлен на оказание индивидуальной помощи нуждающимся;
— второй подход осуществлялся с целью проведения широких социальных реформ в стране.
Главным и основополагающим принципом их деятельности была идея самопомощи и самообеспечения, которая выражалась в девизе «Помоги бедным помочь самим себе».
Этими обществами было положено начало формированию профессиональной социальной работы в Америке и подобные традиции постепенно переросли в Модель социальной работы Америки.
В развитии американской системы социальной деятельности сложился ряд специфических черт, которые оказали влияние на процесс становления социальной работы. Это:
— превалирование негосударственного сектора над государственным в организации предоставления социальных услуг;
— значительная роль общественных организации в становлении социальной работы в стране;
— преобладание индивидуально-ориентированной помощи над социальным реформированием;
— доминирование в социальной работе индивидуального метода социальной работы (кейс-работа);
— развитие педагогических форм и методов оказания социальной помощи, которые направлены на активизацию жизненной и личностной позиции клиента, побуждение их к саморазвитию и самопомощи.
В американской практике социальной работы можно выделить особенные и общие с другими странами приёмы и формы социальной работы с различными слоями и категориями населения. Например, много интересного имеется в стране в социальной работе с детьми.
Именно дети оказываются незащищенными во время социально-экономических реформ. Различные социальные явления подвергают детей к серьёзным социальным рискам и оказывают в большей степени негативное воздействие. Это: инфляционные процессы, рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и др. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, рост преступности среди несовершеннолетних и молодёжи, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними и недостаточного внимания и любви в семье, рост количества дел о лишении родительских прав — неутешительные факты из жизни американского общества. Это всё обусловило возникновение детских социальных служб.
В Америке существуют специальные учреждения социальной помощи детям, которые предоставляют различные социальные услуги:
— организация специальных групп профессионального обучения для родителей;
— обеспечение помощи по трудоустройству;
— организация обеспечения присмотра за детьми работающих родителей;
— создание при городских центрах здоровья служб защиты детей, подвергающихся насилию;
— создание и инспектировании детских домов;
— работа с приёмными семьями;
— наблюдение за адаптацией ребёнка в новой семье;
— развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.
В экстремальных ситуациях социальные службы берут на себя ответственность за заботу о детях, находящихся в затруднительном положении, независимо от доходов семьи. Детские социальные учреждения также рассматривают вопросы, связанные с усыновлением и опекунством детей-сирот.
В США, как и в ряде других западноевропейских стран, проводится работа с бежавшими из дома и бездомными детьми. Активно функционируют специальные приюты и общежития, проводятся индивидуально-групповые консультации, беседы с родителями и детьми с целью возвращения ребёнка в семью и предотвращения возникновения в дальнейшем таких проблем. Существует также служба «телефонов доверия», которая оказывает бесплатные услуги для юных беглецов [1, с. 490].
Также активно осуществляется социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» на основе целого ряда программ:
— базовых программ полиции (они в частности, предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечении несовершеннолетних);
— базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц);
— базовых программ школ.
Базовые программы рассчитаны для нормальных и специальных школ, где обучаются трудные и осуждённые подростки. Для несовершеннолетних правонарушителей существуют закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. За время нахождения в таких учреждениях каждому подростку определяется наставник. С такими детьми в местах заключения работают социальные работники: они помогают им адаптироваться к новым, хоть и неприятным, условиям, понять и раскаяться в своём противоправном действии и т.д.
Таким образом, американский опыт развития социальной работы с детьми показывает, что система социальной защиты детства является ощутимой и надёжной поддержкой для детей в период различных трудных жизненных ситуациях
Список использованной литературы:
- Основы социальной работы: учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М., 2007. – 560 с.
- Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
- Целых, М.П. Социальная работа за рубежом: Соединённые Штаты Америки: Учебное пособие / М.П. Целых. — М.: Академия, 2007. – 128 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ» author=»А.М. Хачемизова, Е.В. Дёмкина» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]