Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности.
Ранняя юность имеет свою ситуацию развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей [3, с. 147].
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и так далее. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [4, с. 215].
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом сказывается на недостаточно сформированной культуре общения и поведения старшеклассников, которая будет так необходима на этапе взрослой жизни.
Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем взаимодействия. Снижение уровня этикета в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм.
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, который включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Главной целью культурно-досуговой деятельности старшеклассника в период взросления считается повышение общей культуры, частными целями – воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, психологической. Об уровне культуры школьника можно судить по его поступкам, повседневному его поведению в школе, в общественных местах, в семье. Правильные, приемлемые в обществе поступки возникают не самостоятельно, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Чем больше школьник знает, тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, и поэтому, тем осознаннее и правильнее его поступки [3, с. 67].
Для анализа воспитанности старшеклассников мы провели исследование. Методом, используемым при эмпирическом исследовании, являлось анкетирование. В анкете были представлены вопросы закрытого типа, требующие ответа только «да» или «нет». За каждый ответ, совпадающий с правильным ответом, начислялось по пять баллов. Чем выше сумма правильных ответов, тем выше уровень воспитанности старшеклассников. Вот некоторые вопросы из анкеты, на которые отвечали учащиеся:
Вы всегда приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?
Продвигаясь к выходу из автобуса, Вы вежливо обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти».
Вы пришли в кинотеатр. Должна ли дама снимать свой головной убор?
Должен ли мужчина, идя в компании двух женщин, занимать место в центре?
Можно ли выражать соболезнование по телефону?
При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, кто должен вновь набрать номер телефона?
В исследовании приняли участие 100 респондентов, учащиеся 9-11 классов.
Полученные результаты мы представили в виде таблицы.
Таблица 1
Уровень воспитанности учащихся
Представленные данные в таблице 1 показывают, что большинство учащихся 9 классов воспитаны на достаточно низком уровне и практически не имеют представлений о правилах поведения в обществе. Однако, стоит отметить, что учащиеся 10-11 классов знают общие нормы поведения, а некоторые из учащихся имеют достаточно хороший уровень воспитанности.
По итогам исследования мы суммировали все показатели и можем сделать вывод, что большинство учащихся 9-11 классов имеют средний уровень воспитанности (51%). Но есть и такие учащиеся, которым необходима помощь в формировании этикета (24%).
Особую роль в формировании культуры поведения школьника играет сама школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Необходимо научить ребенка уважать общество и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. В повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными.
Организация процесса формирования культуры поведения старшеклассника может осуществляться путем реализации досуговых программ на основе проектирования, которое на сегодняшний день занимает одну из ведущих позиций социальных технологий. Проектирование представляет собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблемы взаимодействия школьников и выявлении причины ее возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленной цели.
Все крупные формы организации деятельности, чаще всего — досуговой, должны быть представлены путем реализации социально-культурного проектирования. Это дает неоспоримый эффект в решении конкретных актуальных проблем, в управлении деятельностью команды проекта, в отлаженности процесса разработки и осуществления задуманного. Цель разработки и реализации социально-культурных проектов заключается в решении актуальных проблем потребителей разных возрастов в современных условиях, обеспечения равной доступности культурных благ и сохранении российской культурной самобытности [1, с. 115].
Включая старшеклассника в систему досуговой деятельности через проектирование, приобщая его к культуре, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и направить его к правильным поступкам – действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно – его активной жизненной позиции.
Посредством воспитания культуры поведения старшеклассники приспосабливаются к жизнедеятельности в обществе, к культурному разнообразию, раскрывают свой личностный потенциал. Обучение способствует социализации и самоидентификации, развивает толерантность учащихся по отношению друг к другу. В процессе обучения индивид приобщается к культуре, тем самым обеспечивается понимание им общекультурных ценностей.
Организовав клуб, где учащимся расскажут, как произвести благоприятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, корректным поведением по отношению к старшим, к будущим коллегам по работе и так далее, мы решим проблему формирования культуры поведения старшеклассников.
Список литературы:
- Белошапка, Р.А. Социально-культурное проектирование вектор творческой реализации будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки / Европейский журнал социальных наук¸ Москва, 2014, №4 (43), том 1. – С. 115.
- Дубровина, И. В. Формирование личности старшеклассника : моногр. / И. В. Дубровина – М. : Педагогика, 2005. – 168 с.
- Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2 : Психология образования. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 485 с.
- Рождественская, Н. А. Как понять подростка : учеб. пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Н. А. Рождественская. – М. : Российское психологическое общество, 2006. – 384 с.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТ КЛУБА «АЗБУКА ЭТИКЕТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» author=»Цымбал Анастасия Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]