В контексте динамических процессов обновления социальной инфраструктуры российского общества, развития основных направлений социальной политики государства актуальным является изучение современного состояния и перспектив развития системы профессионального образования. Динамично развивающаяся социокультурная среда, инновационные процессы во всех сферах социальной системы предъявляют новые требования к институту образования, поэтому комплексное решение вопросов развития системы непрерывного профессионального образования является актуальной и значимой задачей.
Важнейшей формой самореализации личности на рынке труда является профессиональная подготовка. В социальной сфере существует огромная необходимость в специалистах, но здесь важно наличие не только формального образовательного ценза, а реальных умений, знаний, навыков, отвечающим критериям высококвалифицированного специалиста. Поэтому гибкость и мобильность, – основные образовательные свойства личности, дающие ей возможность оставаться и продвигаться на рынке труда, которые наиболее эффективно развиваются на широкой образовательной основе [8, с. 129].
Одной из современных тенденций развития системы профессионального образования является непрерывность, представляющая собой систему взаимодействующих образовательных программ, направленных на обеспечение и дальнейшее развитие общеобразовательных и профессиональных качеств выпускника в соответствии с его личностными потребностями и социально-экономическими требованиями, что формирует личность развивающуюся и подготовленную к универсальной деятельности.
В современной психолого-педагогической литературе наиболее широко представлен подход к образованию, непрерывному в пространстве и времени. Согласно этому подходу, непрерывное образование – это системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их жизни, дающий возможность каждому человеку получать, обновлять и расширять знания, необходимые для успешного исполнения различных социально-экономических ролей в системе социальных контактов, выбрав для этого ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует и отражает потребности личности и образовательные потребности социума [5, с. 39].
Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека в течение всей его жизни. Структурный компонент данной системы, направленный на реализацию первого вида образовательной мобильности граждан, характеризуется переходом индивида от одного уровня образования к другому по различным образовательным траекториям и определяется как подсистема «формального (институционального) профессионального образования». Компонент же системы непрерывного профессионального образования, необходимый для реализации горизонтальной образовательной мобильности называется системой дополнительного профессионального образования и предполагает обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений человека в рамках существующего образовательного ценза [1, с.161].
Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.
Социальная работа требует создания такой системы образования, которая представляла бы собой непрерывный цикл совершенствования знаний. Повышение квалификации должно стать важнейшим звеном в комплексной системе образования социальных работников, что сделает образование действительно непрерывным. Сегодня неоспорима необходимость преобразования системы непрерывного социально-профессионального образования из выполняющей исключительно инструментальную роль (подготовка к труду, профессии, переходу на новую ступень обучения) в самоценную и самоцельную разновидность социума, что обуславливает и постановку совершенно новых задач перед высшей школой [7, с. 12]. Меняются ее социальные функции, которые обуславливают необходимость выработки новой модели обучения. В этой модели должны быть учтены современные инновации, новые педагогические и информационные технологии, направленные на личностно-ориентированный подход к формированию современного специалиста. Это обусловило развитие дополнительного образования в высшей школе, наряду с основным.
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства и личности, общества, при соблюдении определенных государственных стандартов. Под дополнительным образованием понимается организованный процесс обучения, осуществляемый за пределами системы традиционного школьного и вузовского образования [2, с. 56].
Российское законодательство о дополнительном образовании основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федерального закона «О дополнительном образовании», а также других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области дополнительного образования. Дополнительное образование, согласно законодательству – целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Профессиональное дополнительное образование предполагает непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям. Оно способствует развитию деловых и творческих способностей и повышению культурного уровня. Профессиональная переподготовка предусматривает приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося профессионального образования.
Сфера дополнительного образования, по сравнению с основным, обладает большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения, что позволяет сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно-ориентированного обучения.
Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб, так как они на 70% укомплектованы специалистами. Многие работники не имеют профильного образования. Сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты и социального обслуживания безработных специалистов. Это, в свою очередь, предполагает их переподготовку, в которой нуждаются не только инженеры или технологи, но и учителя, врачи, работники МВД, психологи и др. Серьезной проблемой подготовки специалистов по социальной работе является недостаточная государственная поддержка, недостаток финансирования, материально-технического обеспечения процесса переподготовки кадров. Вуз готовит специалиста с фундаментальными знаниями, формирует как профессионально ориентированную личность. Но, зачастую, уже на рабочем месте выпускник эмпирическим путем приобретает специальные профессиональные навыки. На это уходит, как правило, много времени дополнительных физических и моральных, а, зачастую, и материальных затрат. Следовательно, существует необходимость получения все большего набора профессиональных и специальных компетенций.
Дополнительное образование как раз и призвано дополнить и сформировать эти компетенции, вооружить практическими навыками и умениями взаимодействия в конкретной ситуации для решения практических задач. Закономерностью цивилизованной экономики является возрастание нравственного фактора. Это очень важное качество для социальной сферы. Деятельность специалиста должна быть направлена не только на производственные процессы, но и на формирование межличностных отношений. В таких сферах, как культура, образование, медицина социальная работа нравственный и человеческий фактор, зачастую, играют более важную роль, чем материальный в силу специфики профессиональной деятельности. Программы дополнительного образования должны решать и эти вопросы, вооружая специалиста не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями [3, с. 154].
Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем. У социального работника он характеризуется наличием: профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственных качеств, профессионального мастерства; объективно-критического отношения к своей деятельности Особенностью подготовки современных специалистов является вопрос овладения гуманитарными технологиями, где на первое место выступают проблемы духовной общности, психологической совместимости, гуманитарной направленности реальных задач. Многое зависит от правильного понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере труда. В конкурентной борьбе за кадры все большее значение приобретает профессионализм, интеллектуальный и творческий потенциал, предпринимательские способности работника. Также одной из важнейших проблем в подготовке студентов и специалистов является интеграция теории и практики. В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах объем производственной практики составляет 9-12 месяцев, включая возможность, работы вне пределов страны [9, с. 66]. Это и обусловило необходимость появления программ дополнительного образования, подготовки и переподготовки которые должны включать практическую деятельность, «полевое» образование, исследовательскую деятельность.
Для устранения академизма применяются коллективные формы учебной деятельности, методы проектов, творческие технологии, которые помогают специалистам решать вопросы: управления персоналом социальной сферы, организации социальной работы с разными категориями клиентов на дому, документационного обеспечения управления, профилактики эмоционального выгорания социального работника и др. Кроме того, и высокий динамизм внешней среды заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, создаются новые модели развития и использования человеческих ресурсов и программы дополнительного образования преследуют цель — формирование профессиональных и специальных компетенций [2, с. 59].
Система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы должна ориентироваться: на потребности учреждений инфраструктуры социальной сферы в специалистах различного уровня квалификации, полифункциональность и многоаспектность их деятельности; на предоставление возможности получить социально-профессиональное образование лицам с ограниченными возможностями; на социальную реабилитацию обучающихся с трудной жизненной ситуацией; поддержку выпускников в момент их вступления на рынок труда; на создание научного корпуса ученых, исследующих проблемы социальной работы как социокультурного феномена [8, с. 130].
Таким образом, современный этап научно-технического развития общества, политические, социально-экономические и культурологические изменения, происходящие в нем, актуализируют проблему непрерывного профессионального образования социальных работников, которая носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого научного осмысления.
Список литературы:
- Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки).- C. 159-162.
- Блинова М.Г. Профессионализм менеджера по работе с персоналом как ключевой элемент инновационного управления персоналом и создания конкурентных преимуществ организации: сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах»: Юго-Западный государственный университет РГП на ПХВ «Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева», Харьковский автомобильно-дорожный национальный университет, Ставропольский государственный аграрный университет.- 2014. — С. 55-59.
- Блинова М.Г. Формирование профессиональных и специальных компетенций специалиста по социальной работе // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2012.№ 1. С. 152-157.
- Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции. СОТИС, 2005, №2.- С. 25-26.
- Зеленина, Л.М. Перспективные проблемы развития целостной дидактической системы в условиях непрерывного образования / Л.М. Зеленина, С.И. Портнова // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: сб. науч. трудов // Под ред. Б.С. Гершунского и др. – М., 1987. – С. 38-43.
- Рудзик М.Ф. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования // Отечественный журнал социальной работы, 2004, №1.- 72-75с.
- Федякина Л.В.Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Москва, 2009.- 17 с.
- Уфимцева Н.Ф. Непрерывность профессиональной подготовки социальных работников // Социальная работа и социальное образование: проблемы взаимосвязи: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 10 ноября 2011 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. — Екатеринбург. – С. 129-132.
- Ярская – Смирнова Е.Р. «Трудности перевода» теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы, 2005, №1.- С. 64-79.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ» author=»Блинова Марина Георгиевна, Уфимцева Надежда Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]