Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы гендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и семье, системы ценностей. Следствием преобразований явилось ослабление института семьи, характеризующееся увеличением количества разводов, внебрачных рождений, развитием альтернативных форм семьи, уменьшением количества деторождений в семьях, эмансипацией женщин и детей. Подавляющее большинство специалистов, исследующих проблемы семьи, сходятся во мнении, что на современном этапе исторического развития института семьи, последний переживает затяжной кризис. Проявления кризиса семьи видятся авторам в следующих тенденциях:
Во-первых, начиная с конца 90-х годов XX столетия, под воздействием новой социально-экономической и политической ситуации и трансформации ценностных ориентаций основных агентов социализации в семье – родителей и старшего поколения – произошла переоценка жизненных ценностей молодого поколения. Семья перестала справляться с процессом формирования личности российского гражданина, который «вышел» из-под ее контроля. Наблюдается существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу. Табачная, наркотическая, алкогольная, экранная, компьютерная и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной и эмоциональной сферы личности ребенка.
Во-вторых, произошел уход от институализированной формы создания семьи через социально санкционированный брак. Все больше семей образуется самопроизвольно, без регистрации государством, и так же спонтанно распадается. Отношение супругов к гражданскому браку также не однозначно, что подтвердили результаты переписи 2010 года, согласно которым в России замужних женщин гораздо больше женатых мужчин. Преодоление кризиса семьи возможно при условии создания благоприятных условий для ее функционирования.
С целью выявления факторов, обуславливающих укрепление института семьи в России, в 2014 году авторами был проведен анкетный опрос населения г.Тюмени (384 человека), а также экспертный опрос специалистов в области социальной поддержки семьи и семейного воспитания. В качестве экспертов выступили представители законодательной и исполнительной власти, работники организаций социальной сферы, общественных фондов, детских клубов, секций, кружков (всего 94 эксперта). Ответы экспертов относительно возможностей укрепления института семьи в современных социально-экономических условиях в России показали их оптимистическую настроенность – более половины респондентов ответили положительно (54,2%) (рис. 1). К факторам укрепления института семьи население г. Тюмени отнесло, преимущественно, внутренние факторы, а именно, взаимопонимание, теплые взаимоотношения (62,2%), любовь (55,7%), наличие детей (53,1%), искренность, честность во взаимоотношениях (44,8%). Материальный достаток, сдерживание, контроль, самостоятельность всех членов семьи отметило незначительное число респондентов (рис. 2).
Анализ мнений населения о факторах укрепления семьи в зависимости от их возраста, показал в целом схожие во всех возрастным группах тенденции (рис. 3).
Рис. 3. Распределение мнений респондентов относительно факторов укрепления семьи в зависимости от их возраста, %
Особое значение в исследовании уделялось проблемам оказания помощи семье, в том числе, и со стороны государственных властных структур. На вопрос, нуждается ли современная российская семья в помощи со стороны государства, мнения экспертов разделились: 54,2% утвердительно ответили на этот вопрос, 39,4% считает, что семья в помощи не нуждается (рис. 4).
Рис. 4. Распределение мнений экспертов на вопрос «Нуждается ли российская семья в помощи со стороны государства», %
Население, отвечая на вопрос о необходимых формах поддержки семьи со стороны государства, неоднозначно ответило о своих потребностях. Так, более трети респондентов (34,4%) указали на отсутствие необходимости в помощи государства. Примерно столько же отметили потребность в материальной помощи (34,9%). Остальные виды государственной помощи менее востребованы (рис. 7.5). Примечательно, что некоторые виды государственной поддержки, относящиеся к первоочередным задачам государства и гарантированные Конституцией, тем не менее, не оказываются в должном объеме. Речь идет о предоставлении мест в дошкольных и образовательных учреждениях (рис. 5).
Рис. 5. Потребность семей в различных видах
государственной поддержки, %
Эксперты более высоко оценили деятельность органов властей в данной сфере – 14,9% дали положительную оценку. Удивительно, что 40,4% экспертов и 22,7% населения охарактеризовали деятельность властей как «нейтральную», что позволяет сделать вывод об отсутствии ярко выраженных преобразований в области поддержки семьи (рис. 6).
Рис. 6. Экспертная оценка деятельности властей
в области поддержки семьи, %
Фактически по всем направлениям, по которым органы власти оказывают помощь семье, респонденты в своих оценках в той или иной степени высказались негативно. Особенно это касается поддержки образовательной и воспитательной сети, организации медицинского обслуживания, сети бюджетных кружков и секций, принятия законов о семье (рис. 7).
Рис. 7. Распределение мнений респондентов относительно направлений государственной поддержки семье, %
Эксперты в оценках эффективности господдержки фактически солидарны с респондентами. В дополнение к перечисленным направлениям господдержки, по их мнению, необходима помощь семье в сфере улучшения жилищных условий, выделении материальной помощи, создании центров консультационной поддержки населения. В рамках исследования респондентам было предложено в открытой форме сформулировать предложения по совершенстованию государственной поддержки семьи в процессе воспитания детей (рис. 8).
Рис. 8. Предложения респондентов по совершенствованию государственной поддержки семьи, %
Пятая часть ответивших на открытый вопрос высказались за необходимость признания воспитания детей трудовой деятельностью, государственной службой со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами. При этом 56,3% ответивших на открытый вопрос предложили такие мероприятия, как создание бесплатных психологических центров семьи; увеличениие размеров детских пособий, обеспечение бесплатного образования и медицинского обслуживания; помощь в получении бесплатного жилья; расширение сети бесплатных дошкольных учреждений; предоставление материальной помощи молодым семьям.
Таким образом, необходимо отметить, что укрепление института семьи должно стать первоочередной государственной задачей. Для ее решения требуются новые принципы управления и взаимодействия гражданского общества и государства в интересах семей, родителей и детей, основанные на возможности непосредственного влияния семейных и родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.[schema type=»book» name=»Преодоление кризиса института семьи в России: реальность и перспективы» author=»Осипова Любовь Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]