Значительную часть кадрового потенциала села Бурятии составляет сельская интеллигенция, представляющая собой особую социальную группу в структуре сельского населения, так как выполняет многообразные функции в экономической, социальной, политической, духовной сферах жизни сельского сообщества, которые составляют содержание многогранной социально-профессиональной деятельности сельской интеллигенции. С позиции социологии понятие «функция» определяется как роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, так и в осуществлении интересов социальных групп и классов; социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами [1, с. 438].
Функции представителей умственного труда разделяются на общественные, то есть общие для всей интеллигенции и профессиональные, выполняемые в соответствии с должностными инструкциями. В зависимости от характера труда профессиональные функции сельской интеллигенции сосредоточены в трех сферах: интеллигенция, занятая в производственной сфере, выполняет функцию технического и экономического обеспечения производства, функцию проектирования и внедрения. Гуманитарная интеллигенция выполняет просветительную, образовательную, воспитательную, социокультурную, исследовательскую функции и функцию охраны и укрепления здоровья. Функцию осуществления власти, управления и регулирования отношений между людьми, защиты прав и интересов населения, а также функцию планирования и учета выполняет управленческая интеллигенция.
Результаты социологического исследования, проведенного в апреле-октябре 2011 года с участием 940 респондентов показали, что в настоящее время наблюдается трансформация социально-профессиональных функций сельской интеллигенции, выражающаяся в расширении функционального пространства за счет информационно-методической, научно-инновационной деятельности, увеличения работы с отчетностью и дополнительной работы со своим сообществом.
Многие представители умственного труда указали, что им не всегда удается в полной мере выполнять свои профессиональные функции в силу перегруженности рутинной работой. Такая нагрузка занимает больше всего времени у специалистов сельских администраций — 49%. Это связано с изменением структуры управления, сокращением штата муниципальных служащих, укрупнением сельских поселений. Круг обязанностей специалистов дополняется множеством функций, связанных с делопроизводством. Отметим, что опрос среди городских управленцев показал обратное: 50% из них считают, что им вполне удается реализовать свой профессиональный опыт и лишь 8% указало на перегруженность рутинной работой. Работники образования считают (34%), что из-за перегруженности рутинной работой им не удается полностью выполнять свои профессиональные функции. Из личных бесед с учителями общеобразовательных школ в разных районах следует, что такая обстановка по их мнению связана с расширением требований в рамках реализации комплексной программы модернизации образования. Таким образом, в повседневных обязанностях представителей умственного труда преобладает рутинная работа, связанная с составлением различных отчетов и других документов
В настоящее время интеллигенция, в частности сельская, получила новые возможности, расширяющие диапазон профессиональных функций, идущих в зачет при аттестации работников и способствующих повышению рейтинга организации. Речь идет о творческой, информационно-методической и научно-инновационной деятельности, предполагающей участие в научно-практических конференциях за пределами села. Этот вид деятельности в качестве функции более характерен для учительской (35%), культурно-просветительной (38%) и управленческой интеллигенции (26,2%).
Наиболее активное участие в конкурсах проектов принимают учителя, инженерно-технические работники, работники культурно-просветительной сферы и работники сельских администраций. Сельские учителя в проектной деятельности принимают более активное участие – 66,1%, и среди них больше тех, кто заявил себя автором проектов. Активная конкурсная работа в сфере образования помимо выполнения ежедневных образовательных, воспитательных и просветительных функций, стимулирует необходимость выполнения функций по созданию и внедрению современных педагогических методик, созданию новых педагогических технологий, инновационного опыта. На втором месте работники культурно-просветительной сферы — 52%, хотя некоторые из них отметили, что руководство не заинтересовано в создании новых проектов. На третьем месте по степени участия в конкурсах проектов управленческая (31%) и инженерно-техническая интеллигенция — 29,5%. Ключевым приоритетом в этих профессиональных группах является сохранение экономической стабильности, выбор стратегии и тактики экономического развития производства [3].
При возможном участии в конкурсах проектов, предполагающих финансовую поддержку, сельскохозяйственная интеллигенция (50%) не имеет опыта в такой деятельности, и 25% считает, что в сфере их работы подобные конкурсы не проводятся. Хотя еще 25% работников сельского хозяйства принимают участие в проводимых конкурсных мероприятиях. Представители правоохранительных органов чаще других отмечают отсутствие опыта в проектной деятельности, но 16,7% из них принимали участие в этой деятельности. 85% работников бухгалтерии отметили, что не имеют опыта в подобной деятельности.
На вопрос о наличии научных публикаций и других авторских работ положительно ответили в основном работники образования, которые имеют от 1 до 3 научных публикаций – 33%. Культурно-просветительные работники (18,1%) имеют от трех и более публично заявленных работ. Среди инженерно-технических работников 6,8% имеют две и три опубликованные авторские работы. Из работников сельских администраций 7% имеют публикации, работники сельского хозяйства – 5%, медицинские работники – 3%, работники из сферы финансовой деятельности — 2,6%, В целом по выборке 79,3% не имеют никаких авторских работ, но стоит отметить, что сельская интеллигенция принимает участие в конференциях и других научных мероприятиях, предполагающих публичное обсуждение их творческих изысканий не меньше, чем их городские коллеги.
Наряду с профессиональными функциями сельская интеллигенция, как и вся интеллигенция в целом выполняет и общественные (социальные) функции. Наиболее активное участие наблюдается в культурно-массовой работе (художественная самодеятельность, творческие объединения, спортивные мероприятия). Преобладающая часть культурно-просветительных работников (40%) и учителей (38,3%) гораздо чаще других участвуют в культурно-массовой работе. На втором месте по степени участия медицинская интеллигенция – 29%. Доля лиц, участвующих в культурно-массовой работе в других профессиональных группах значительно ниже: бухгалтеры и экономисты – 18,4%, работники правоохранительных органов – 16,7%, специалисты сельских администраций – 16,7%, ИТР – 16%, работники сельского хозяйства – 10%. В работе временных инициативно-творческих групп принимает участие 12,8% опрошенных, в основном учителя.
Что касается общественно-политической работы, то активность не высокая. По материалам анкетного опроса в общественно-политической деятельности участвуют в среднем по 15% в каждой профессиональной группе. Несколько активнее проявляют себя работники сельской администрации — 19%. В диапазон общественных функций входит участие сельской интеллигенции в общественно значимых районных, общесельских мероприятиях — почти 100% опрошенных отметили свое участие в них. Также многие из общего числа респондентов указали, что предоставляют личные средства для благоустройства села – по решению сельского схода (52,8%), по личному убеждению (18,6%).
Результаты социологического опроса и наши наблюдения показали, что социально-профессиональная деятельность, не связанная с должностными инструкциями отличается полифункциональностью. Больше половины представителей умственного труда указало, что в своей повседневной работе ими выполняются дополнительные неоплачиваемые обязанности. 36% респондентов отметили, что дополнительное время для выполнения неоплачиваемых обязанностей они тратят по принуждению руководства. Такая ситуация говорит о большой нагрузке и нехватке специалистов в каждой сфере, если руководство вынуждено прибегать к таким мерам. Но 21,5% от общего числа опрошенных работают бесплатно по собственной инициативе. Для 28,4% важны интересы организации, в большей мере это работники сельских администраций и учителя. Многие, а именно 24% отметили, что выполняют дополнительную работу из-за желания помочь своим коллегам. Такая причина характерна для управленцев, учителей и медицинских работников. Желание творческого самовыражения стимулирует лишь 11,2% респондентов.
Еще одним значимым фактором, определяющим полифункциональность социально-профессиональной деятельности сельской интеллигенции является малая плотность населения, сводящая к минимуму автономность жизнедеятельности. Данный фактор обусловливает выполнение социально-профессиональных функций во внерабочее время. Так, 35% опрошенных из общей выборки отметили, что им независимо от режима работы, приходится быть в постоянной мобилизационной готовности. Несколько больше остальных такую необходимость отмечает молодая интеллигенция села. Больше других во внерабочее время приходится работать участковым — 83,3%, в связи с ухудшением криминогенной обстановки, что отмечают сами сельчане. Постоянную мобилизационную готовность отметили 50% работников сельских администраций, 41% ИТР, 35% работников образования, 33% медиков.
Совпадение места жительства, а зачастую соседство или родственные отношения представителей умственного труда с односельчанами, обусловливает выполнение ими функций в свое личное время. Так, в свое личное время представителям сельской интеллигенции зачастую приходится общаться по работе с населением. Больше половины опрошенных среди сельской интеллигенции отметили, что их могут побеспокоить в любое время. В большей степени это отмечают сотрудники правоохранительных органов – 83,3% и работники сельских администраций – 76,2%. Среди медицинских работников 64% подчеркнули, что односельчане в любое время могут обратиться к ним, их чаще других беспокоят телефонными звонками — 30,6%. В свободное от работы время часто общаются с населением 61% работников образования. Такая ситуация обусловлена целостностью сельской среды и помимо социально-педагогических функций сельские учителя выполняют социокультурную функцию. Школа выступает инициатором работы с населением с целью оздоровления среды обитания ребенка, охраны и защиты прав ребенка, оказания социально-психологической помощи детям, их социализации [2, с. 24]. Из общего числа респондентов лишь 7,8% ответили, что их помощь в нерабочее время не требуется, то, что их не тревожат вне работы, отметили 5,3% всех опрошенных, и всего 2,6% не позволяют себя беспокоить во внерабочее время. В основном это инженерно-технические работники, работники сельского хозяйства, бухгалтеры и экономисты.
Помимо выполнения своих функциональных обязанностей на основной работе, многим из представителей сельской интеллигенции приходится подрабатывать, что предполагает выполнение ими функций и на другом месте работы. При этом 49,3% респондентов указали, что дополнительная работа не связана с их основной работой. Главной причиной подработки является низкий материальный уровень большинства опрошенных – 63,4%. Заработная плата вполне удовлетворяет лишь ИТР – 47,7%, сотрудников полиции 33% и небольшую часть работников бухгалтерии – 23,7%. В остальных профессиональных группах степень удовлетворенности заработной платой очень низкая.
Небольшая часть сельской интеллигенции осуществляет социально-профессиональные функции за счет дополнительного вознаграждения. 7,2% делают это из-за нехватки средств, 6,2% так как есть потребность у населения, 9,1% — изредка, по чьей-либо просьбе. К оказанию платных услуг прибегают в основном молодые люди в возрасте 25-30 лет. У 30,3% не хватает на это времени, 19,6% считают, что это противоречит профессиональной этике, столько же респондентов отметили, что население не может позволить себе оплату таких услуг. Остальные 3,7% не против оказания платных услуг в сфере своей деятельности, но по их мнению, руководство не одобрит этого. В целом, для сельской интеллигенции не характерно выполнение функций, связанных с частной практикой, приносящей дополнительный доход, 81% из общей выборки не занимаются оказанием платных услуг.
Таким образом, в спектр профессиональных функций сельской интеллигенции включена информационно-методическая, научно-инновационная деятельность, связанная с участием в научных конференциях, подготовкой проектов и научных публикаций. Помимо выполнения профессиональных задач, интеллигенция выполняет ряд общественных функций. В структуре сельского населения профессиональные и общественные функции сельской интеллигенции находятся в постоянной взаимозависимости и осуществляются в условиях постоянного социального контроля.
Список литературы:
- Айзинкович А.С. Краткий словарь по социологии / под ред. П.Ф. Юдина. – М. : 1989. – С.438
- Сафронов И.П. Сельская школа как региональный феномен: качественные характеристики / Сахалинский областной институт усовершенствования учителей. – 2002. – С. 24. URL : https://www.ooipkro.ru (дата обращения: 12.12 2011).
- СУЭК: годовой отчет 2009. – С.9. URL: (дата обращения: 22.11. 2011).[schema type=»book» name=»ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БУРЯТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА» description=»В данной статье рассматриваются социально-профессиональные функции, выполняемые представителями умственного труда в условиях села. Результаты социологического исследования показывают, что сегодня наблюдается трансформация этих функций, выражающаяся в расширении функционального пространства, а сельская среда обусловливает их взаимозависимость и определяет полифункциональность профессиональной деятельности сельской интеллигенции. » author=»Раднаева Евгения Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]