Человеческий потенциал – это социальная категория, содержание которой находится в постоянной динамике. Развитию человеческого потенциала способствуют социальные расходы государства, они же повышают устойчивость развития. В последнее время широко используется предложенный Программой развития ООН индекс развития человеческого потенциала, или индекс человеческого развития, представляющий совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, который измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям.
Согласно Докладам о человеческом развитии ПРООН за 2011-2014 годы Российская Федерация, не выходя из группы стран с высоким уровнем человеческого развития, перешла в рейтинге стран с 66 места в 2010 году на 57 место в 2013 году. Однако в Докладе о человеческом развитии в РФ за 2014 год подчеркнуто, что поддержка развития человеческого капитала в основном идет за счет средств самих граждан, чего, как известно, недостаточно [3, с 22]. Общие расходы российского бюджета в последние 10 лет быстро возрастали, в номинальном выражении они с 2005 по 2013 год увеличились втрое – до 12 трлн. рублей, но структура сдвигалась скорее в пользу силовых ведомств, и перераспределения между регионами. В 2013 году существенно сократилась доля инвестиций в Дальний Восток и Сибирь (с 9 до 6% и с 12 до 9 % соответственно), доля Центра выросла исключительно за счет Москвы. Инвестиции в Краснодарский край превысили все инвестиции в Дальний Восток, а в Москву инвестировалось больше, чем во всю Сибирь [3, с. 32]. Такая география инвестиций не создает перспектив развития для подавляющего большинства регионов страны.
В публикуемых ежегодно Докладах о человеческом развитии в Российской Федерации представлен внутренний рейтинг регионов. Индекс развития человеческого потенциала (далее — ИРЧП) регионов России рассчитан по старой методике Программы развития ООН в связи с отсутствием региональных статистических данных о средней и ожидаемой продолжительности обучения, необходимых для расчетов по новой методике, разработанной в конце 2000-х годов. В целом по России ИРЧП в 2011 году вырос по сравнению с предыдущим годом — с 0,843 до 0,854, такая же тенденция характерна для 74 регионов из 80 (индекс не рассчитывается для трех автономных округов, входящих в состав других регионов). Примечательно то, что Забайкальский край с 72 места в 2010 году перешел на 47 место в 2011 году (см. табл. 1).
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала в 2010-2011 гг.
Душевой ВВП долл. ППС |
Индекс дохода | Ожидаемая продолжительность
жизни лет |
Индекс долголетия | Грамотность, % | Доля учащихся в
возрасте 7-24 лет, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
|||||||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | |
Российская Федерация | 19674 | 22496 | 0,882 | 0,904 | 68,83 | 69,83 | 0,731 | 0,747 | 99,7 | 99,7 | 0,755 | 0,737 | 0,916 | 0,91 | 0,843 | 0,854 |
Забайкальский край | 12224 | 14585 | 0,802 | 0,832 | 64,73 | 65,75 | 0,662 | 0,733 | 99,5 | 99,5 | 0,725 | 0,722 | 0,905 | 0,904 | 0,79 | 0,823 |
В основном повышение ИРЧП в Забайкальском крае было обеспечено увеличением индекса долголетия с 0,662 в 2010 году до 0,733 в 2011 году. Также за анализируемый период возросли индекс дохода и ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения остался на прежнем уровне 99,5%, а доля учащихся в возрасте 7-24 лет и индекс образования незначительно снизились. Следует отметить, что, несмотря на рост душевого ВВП в Забайкальском крае с 12224 долл. в 2010 году до 14585 долл. в 2011 году, его отношение к общероссийскому показателю остается крайне низким: 62% душевого ВВП в целом по РФ в 2010 году и 64 % в 2011 году.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года[1] повышение стандартов жизни населения до уровня, превышающего среднероссийский, является приоритетом долгосрочного развития края, 9 раздел документа полностью посвящен стратегии развития человеческого потенциала и включает следующие подразделы:
— демографическое развитие, где основным приоритетом в среднесрочной перспективе является стабилизация численности населения края и формирование предпосылок к последующему росту на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и регулирования миграции населения; а в долгосрочной перспективе — обеспечение роста численности населения, в том числе и в сельской местности;
— развитие образования, где приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края; создание условий для обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— развитие здравоохранения, при этом основными направлениями развития здравоохранения Забайкальского края определены улучшение качества и доступности медицинских услуг, развитие системы профилактики (предупреждения) заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний;
— социальная защита населения;
— жилищная политика;
— развитие культуры;
— развитие физической культуры и спорта;
— развитие рынка труда и занятости.
В Стратегии развития края определены среднесрочные (до2020 года) и долгосрочные (до 2030 года) приоритеты развития человеческого потенциала. В силу ряда особенностей региона (сложные природные условия, слабое развитие экономического сектора, изношенность основных фондов) реализация поставленных задач невозможна без финансовой помощи государства. Хотя принято считать, что масштабная финансовая помощь слаборазвитым регионам формирует зависимую дотационную экономику, представленную в основном сектором бюджетных услуг, однако смягчение социального неравенства регионов — важнейшая задача, ее реализация способствует росту человеческого потенциала, социальной и территориальной мобильности, модернизации ценностей и образа жизни. Выравнивающая региональная политика, нацеленная на снижение рисков социально-политической нестабильности, должна являться приоритетом политики государства в отношении таких регионов, как Забайкальский край.
Список литературы
- Василенко Т.А. Современные проблемы развития человеческого потенциала в России // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. № 3. С. 81 — 87.
- Доклад о человеческом развитии в Российской федерации – 2013 [сайт] URL: (дата обращения 23.042.2015).
- Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации — 2014 [сайт] URL: https://www.docme.ru/doc/1053652/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-v-rf-2014 (дата обращения 27.02.2015).
- Румянцева Е.Е. Человеческий потенциал России: проблемы критериальной оценки и дальнейшего развития / Е.Е. Румянцева // Проблемы теории и практики управления. – 2014. — № 4. — С. 135-142.
- UN Human development reports 1999-2014 [сайт] URL: https://www.un.org/ru/development/hdr/ (дата обращения02.2015).
[1] Постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года», г. Чита[schema type=»book» name=»ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ В РЕЙТИНГЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИНДЕКСУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2010-2011 ГОДАХ» description=»В статье рассматривается уровень развития человеческого потенциала Российской Федерации в 2010-2011 годах по индексу человеческого развития ПРООН. Особое внимание уделено расположению Забайкальского края в рейтинге регионов РФ, стратегии развитии человеческого потенциала (социальной сферы) в крае. Отмечено, что для реализации планов развития региону необходима поддержка государства. Подчеркнута важность выравнивающей политики, характерной для развитых стран, для снижения рисков социально-политической нестабильности проблемных регионов.» author=»Мурашова Марина Аюшиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]