Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

В настоящее время наблюдается возрождение интереса науки к социологическим категориям как к неким универсальным характеристикам социального бытия, которые в то же время могут выступать константами логики [11, c. 423]. Одной из таких категорий выступает «социальный класс» как инструмент описания социальной структуры общества. Вместе с тем термин «общественный (социальный) класс» имеет множество толкований, что зачастую становится причиной необоснованного его применения в тех или иных исследованиях. В этой связи обзор подходов к изучению социальных классов в истории общественной науки и выявление наиболее адекватного определения социального класса в современной социологии представляются весьма актуальными.

К анализу социальной структуры общества и проблеме социального неравенства в той или иной мере обращались еще античные (Ксенофонт, Платон, Аристотель) и средневековые мыслители (А. Блаженный, Ф. Аквинский), а также представители эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор и др.). Выражение «класс» ими уже применялось, однако не в научном, а скорее в идеологическом смысле – в значении «призвание», «разряд».

Существенный вклад в учение о социальных классах был сделан западноевропейскими учеными XVII-первой половины XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Ж.-А.Н. Кондорсе). Ими была выявлена связь социально-классовой дифференциации с прогрессом разума и частной собственностью. Схемы социальной дифференциации в трудах этих ученых подразумевали существование в обществе двух классов – высшего и низшего.

Первое употребление категории «класс» в качестве характеристики групп людей, связанных по производственному признаку, можно отнести к концу XVIII- началу XIХ вв. – к представителям французской школы физиократов (Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, В.Р. Мирабо, Д. де Немур) и к К. Сен-Симону.

Экономические характеристики социальных классов были выделены в трудах английских экономистов (А. Смита, Д. Рикардо и др.). Концепции ученых этого периода предполагали, как правило, трехчленное строение общества и существование в нем «среднего класса».

Первая историологическая концепция общественных классов и классовой борьбы и первая попытка найти социологические основания образования классов встречаются у представителей французской исторической школы эпохи Реставрации – в работах О.Тьерри, Ф.Минье, Ф.Гизо, Ж.Луи Блана [8, c. 18; 10, c. 92]. В новом буржуазном обществе Франции О.Тьерри, Ф.Минье, Ф.Гизо, Ж.Луи Блан описывают 3 класса: высший, или привилегированный, класс (аристократию), средний класс (буржуазию) и низший класс (простонародье, народную массу, пролетариат).

Собственно научные подходы к определению социальных классов сформировались в классический период зарубежной социологии в таких направлениях, как позитивизм, марксизм, социальный дарвинизм, французская социологическая школа, структурный функционализм и др.

О. Конт в своем учении социальную дифференциацию тесно связывал с научным прогрессом и при выделении классов учитывал, в первую очередь, моральные и интеллектуальные характеристики, которыми должны обладать индивиды для выполнения значимой функции в обществе. Идеи О. Конта об общественных классах в дальнейшем получили более глубокую разработку в трудах Г. Спенсера, Л. Гумпловича, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, Ф. Симиана, Э. Гобло.

Наиболее разработанный теоретический фундамент термин «класс» получил в марксизме, а именно в теории классов и классовой борьбы в рамках материалистического понимания истории. Классическое определение социального класса было дано В.И. Лениным: «Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» [6, с. 15]. Принципы марксизма легли в основу так называемого классового подхода к анализу социальной структуры общества.

В теории другого влиятельного ученого – М. Вебера – социальные классы приобрели свою новую масштабную разработку. Этот ученый положил начало стратификационному подходу к исследованию социальной структуры общества в контексте изучения статусов, классов и партий. Анализ основных положений теории социальной стратификации М. Вебера позволяет определить «социальный класс» как статусную группу, формируемую жизненными шансами индивидов: их индивидуальными способностями (образованием, квалификацией, мировоззрением) и характеристиками образа жизни, способа получения образования, профессии и происхождения. Данный подход развивали теоретики структурного функционализма (Э. Дюркгейм, П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и У. Мур), а также неовеберианцы (М. Манн, Р. Коллинз, У. Уорнер, М. Хальбвакс).

Принципы классового и стратификационного подходов  объединили в себе сложившиеся в 70-е гг. ХХ в. теории постиндустриального общества (Д. Белл, М. Кастельс, П. Бурдье, Ю. Хабермас и др.). П. Бурдье, введя в научный оборот понятия «поле», «габитус», «агент», существенно расширил понятие капитала и тем самым «попытался миновать то, что относят к теологической оппозиции между теориями социальных классов и теориями социальных стратификаций» [7, с. 75]. Позиции социальных классов Бурдье определяет как по общему объему капитала, которым обладают «агенты», так и по сочетаниям капиталов. Особую роль играет культурный капитал, позволяющий его обладателям «сохранять социальное лидерство, распоряжаться ресурсами разного рода, присваивать дефицитные блага» [2, с. 56]. М. Кастельсом также подчеркивается определяющая роль знаний и информации при анализе социальной структуры в эпоху глобализации и информатизации. Классом, функционально развивающим общество, называются эксперты и управленцы, обладающие высокими интеллектуальными, культурными и политическими ресурсами.

Западноевропейские и американские социологи ХХ в. выработали различные дефиниции термина «класс», такие как: 1) «класс – это большие социальные группы людей, обладающих сходными экономическими ресурсами, что оказывает сильное влияние на доступный им образ жизни» [3, с. 251]; 2) «класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу» [9, с. 653].

В отечественных словарях начала ХХ в. приводятся следующие определения «класса»:  1) это «политическое подразделение римского народа на тимократической основе»; 2) это группы, на которые распадается общество «соответственно положению отдельных лиц, то есть их занятиям, а главное, соответственно распределению между ними собственности» [1, с. 816].

Современные отечественные социологи также приводят различные определения «класса». Одни ученые отталкиваются от классического определения в рамках марксистской традиции [5, с. 263; 15, с. 195], другие – ориентируются на западные теории ХХ в. [4, с. 360; 13, с. 434], третьи – заключают, что на современном этапе термин «класс» выступает «крупной таксономической единицей социального членения», рассчитанной на изучение наиболее существенных изменений в обществе [12, с. 329].

В условиях современного постиндустриального общества, когда важнейшим ресурсом становятся знания, уровень культуры, личностные качества индивидов, ни марксистская, ни веберианская традиции уже не могут адекватно описать социальную реальность. В этой связи, на наш взгляд, наиболее перспективной теоретической парадигмой современных исследований социальной структуры общества является ресурсный подход, который «сулит существенный методологический прорыв по отношению к тем противоречиям и сложностям, в которых буквально «застряли» сегодняшние исследователи стратификации» [14, с. 272]. В рамках ресурсного подхода определяющей характеристикой социального класса является объем и структура совокупного капитала, или тех ресурсов (экономических, квалификационных, социальных властных, символических), которыми владеют индивиды и которые способны конвертироваться один в другой.

Итак, обзор западной литературы показал, что к описанию социальной структуры общества в истории социологии можно условно обозначить три основных подхода: классовый, стратификационный и ресурсный. Первые два подхода восходят к классикам социологии – К.Марксу и М.Веберу; третий связан с теориями постиндустриального общества – концепциями Д.Белла, Ю.Хабермаса, А.Турена, П.Бурдье и др.

При переходе из одной концепции в другую содержание термина «социальный класс» существенно трансформировалось. Если социологи Х1Х — первой половины ХХ вв. определяли класс исходя из его места в способе производства (классовый подход) или его статусных атрибутов (стратификационный подход), то теоретики постиндустриального общества зафиксировали широкий спектр позиций социальных групп в системе социального неравенства и подчеркнули роль интеллектуальных ресурсов и культурного капитала индивидов при формирования классовых позиций (ресурсный подход).

В свете сказанного наиболее адекватной современным тенденциям представляется следующая дефиниция: социальный класс – это крупная таксономическая единица социального членения, рассчитанная на изучение наиболее существенных изменений в обществе.

Список литературы:

  1. Брокгауз Ф.А. Класс // Новый энциклопедический словарь / Под ред. К.К. Арсеньева. СПб. — Пг.: Издание Акционерного общества «Издательское дело», бывш. Брокгауз-Ефрон., Т. 21. – 961 с.
  2. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. – 336 c.
  3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А.Ядов; общ. ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Посилевича. М.: Едиториал-УРСС, 2005. – 632 с.
  4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб.: Ольга, 1997. – 371 с.
  5. Добреньков В.И. Социология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 606 с.
  6. Ленин В.И. Великий почин // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд., в 55 т. М.: ИПЛ, 1970. Т. 39. – 623 с.
  7. Осипова Н.Г. Предмет социологии во Франции (Анализ современных социологических школ). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997. – 238 с.
  8. Семенов Ю.И. Франсуа Минье и школа современных историков эпохи Реставрации / Минье Ф. История Французской революции с 1789 до 1814 г. / Пер. с фр. М.: 2006. – 548 c.
  9. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  10. Солнцев С.И. Общественные классы. М.: Астрель, 2008. – 635 с.
  11. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / под ред. В.Н.Ивано­ва. М.: Мысль, 2003. – 863 с.
  12. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. М.: Норма, 2005. – 912 с.
  13. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
  14. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М., Новый хронограф: Ин-т социологии РАН, – 408 с.
  15. Филиппов В.Ф. Классы социальные // Российская социологическая энциклопедия / Под общ.ред. Г.В.Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. – 672с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» author=»Тезйел (Аглиуллова) Алсу Ханифовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot demo 2023 slot gacor selotgacorku slot gacor maxwin judi online slot demo slot demo slot pulsa link slot gacor slot online slot slot gacor slot demo slot demo slot gacor link slot gacor https://dinpermasdes.klaten.go.id/system/link/ https://polakesatu.pekalongankab.go.id/download/sgku/ slot demo
404: Not Found