Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Понятие «система» возникло в глубокой древности. В переводе с греческого означает «составление» и отражает идею, что вещи не являются аморфными, нерасчленёнными и при ближайшем рассмотрении оказываются составленными из «частей», которые можно «расчленить».

Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом можно выделить два основных подхода к его определению: а) указание целостности в качестве существенного признака системы; б) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними [9, с.7].

При этом термин «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами. Наличие составных элементов (частей, компонентов) является одним из признаков системы. Элемент – это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в её рамках[1]. Минимальное число элементов в системе – два. Но рассматривать систему только как совокупность элементов неправомерно. Так при формировании множества исходным являются элементы, а для системы первичным является признак целостности.

Одно из первых определений понятия «система» встречается в работе К. Болдуинга: «Система — это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

  • поведение каждого элемента влияет на поведение целого;
  • поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;
  • если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет

на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо» [2, с.12].

В современных энциклопедиях под системой понимается совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

При всем разнообразии все системы в мире по субстанционному признаку можно разделить на 3 типа: биологические (системы живой природы), технические (системы неживой природы) и  социальные (система  социальной природы). В качестве социальной системы можно рассматривать индивида,  организованную группу, социальное сообщество, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие,  учреждение и т.д.), социальный институт  (семья,  образование,  государство, религия  и т.д.), территориальную общность  (деревню, город, область, государство), мировое сообщество  (мировая система) [8]. В широком толковании «система» (system) — это область организованного социального обеспечения. В данном случае речь идёт именно о социальных системах, разновидностью которой является система образования.

Как отмечают специалисты, социальной системе присуще такое свойство как интегративность. Самой системе присущи такие качества, которых нет у отдельных составляющих её элементов, которые возникают благодаря взаимодействию и взаимопроникновению этих элементов. Общество как система обладает определенным социальным порядком, построенным на совокупности интересов, ценностей, целей и средств их достижения. В свою очередь образование как социальный институт характеризуется совокупностью установок, норм, интересов участников образовательного процесса, целей и средств их достижения. Всё это, как отмечает С.А. Шаронова, составляет предметно-сущностную основу системы образования, которая характерна только данной системе и социальному институту [10, с.41].

Также  следует отметить, что свойства социальной системы как целого воздействуют на составляющие её элементы, т.е. в зависимости от места, занимаемого в системе, они начинают проявляться, функционировать несколько иначе, чем в автономном существовании. Следовательно, каждый элемент системы образования, с одной стороны, сохраняет свою уникальность, с другой стороны, его деятельность зависит от иерархичного положения внутри системы и характера взаимоотношений с системой образования в целом, от того, какое место сама система образования занимает в иерархии мировой системы образования, как выстраиваются отношения системы образования с государством.

К свойствам социальных систем следует отнести институционализацию. Оно проявляется в организации и координации социального взаимодействия людей внутри социальной системы через совокупность социальных ролей, стандартизированных отношений и социальных структур. Процесс институционализации связан с процессом воспроизводства общества, реализуемого, в том числе, и через образование [10]. Институциональный анализ образования имеет в отечественной социологии определенные традиции. В работах В.В. Гаврилюк, В.Я. Нечаева, В.И. Добренькова институт образования рассматривается с позиции многообразия ступеней образования, обеспечения преемственности различных уровней образования.

Идеи системного подхода находят отражение в разных областях знаний. Зарождение идей системного понимания образования на примере взаимосвязи образовательного процесса и окружающей социальной среды, социального воспитания связано с именами таких западноевропейских ученых, как И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк.

Особое внимание к системному подходу в настоящее время объясняется реальной системностью субъектов окружающего мира. Системный подход является универсальным инструментом познавательной деятельности. Системный подход предполагает изучение образования в плане его целостности, внутренней структуры, всего комплекса внешних связей и в развитии. Категория «система» используется для описания когнитивных и коммуникативных процессов, социальных отношений, для обозначения более широкого социального контекста проблем образования.

Система образования, как любая другая система, функционирует в соответствии с закономерностями, вытекающими из общей теории систем.

Первая закономерность. Система образования является частью более крупной разветвлённой системы, т.е. общества как макросистемы. Кроме того, система образования РФ входит в единую мировую систему образования.

Вторая закономерность. Любая социальная система имеет свои границы. Границы системы образования определяются, прежде всего, предметно-сущностными характеристиками: целевыми установками, ценностями, нормами поведения, интересами участников образовательного процесса, совокупностью знаний, умений и общественно-исторического опыта.

Третья закономерность. Система образования стремиться к равновесию. Её функционирование и развитие, с одной стороны, определяется уникальностью каждого элемента системы, с другой стороны, зависимостью этого элемента от свойств системы образования в целом. Развитие образования как социального института происходит не только под воздействием влияния общества и государства в форме социального заказа, но и с учётом взаимодействия каждого элемента системы образования с макросистемой (обществом). Благодаря этому рождаются новые элементы системы образования, новые ценности и социальные роли, нормы и правила поведения.

Четвёртая закономерность. Социальная система иерархична. Система образования как объект управления может различаться по масштабу деятельности (мировая, национальная, региональная, муниципальная, локальная); по типу образования (общее, профессиональное, дополнительное образование); по уровню образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное).  В системе образования выделяется субъект и объект управления.

Проблема образования как системы была поставлена в работах социологов конца XIX века, но её основательное изучение в зарубежной социологии развернулось с середины XX века (М.Арчер, Т.Парсонс, Е. Хоппер и др.).

В советской России даже при изоляции от мировой науки в исследовании образования всё шире применялись близкие к социологическим методы изучения социальной среды. Например, в педагогической деятельности С.Т. Шацкого.  Происходило становление новых образовательных организаций, школьных коммун, которые с современной точки зрения можно назвать социально-образовательными комплексами, прообразами профессионально-учебных заведений. Так педагоги приближались к системному видению социальной среды, где протекает формирование личности, и с учётом её особенностей проектировали деятельность школы как специально организованного социума.

Вначале 1930-ых г. в связи с политико-идеологическими установками большинство отечественных педагогов занялись изучением категории «воспитание» и её отражением в формальных ситуациях государственных учебных заведений. Социальная педагогика была объявлена «лженаукой», и системное изучение роли социальной среды  в формировании личности оказалось вне советской педагогики. Образование свели к формальным учебно-воспитательным ситуациям, а систему образования – к совокупности учебных заведений разных типов и видов. По мнению советских педагогов, социология не имела отношения к выработке стратегии развития образования. Следовательно, не было никаких социальных проблем в развитии образования.

Как показала современная наука, попытки решить проблемы образования с позиции педагогики без социально-системного анализа объекта оказались несостоятельными. Об этом пишет А.М. Осипов в своей работе «Общество и образование»[6]. В конце XX века система образования и проблемы её реформирования вновь рассматриваются с точки зрения социально-системного подхода, возвращается категория «социальное воспитание». В работах отечественных социологов анализируется зависимость системы образования от власти, господствующей идеологии, групповых интересов, социальных процессов; разрабатывается системно-субъектный подход, в рамках которого образование рассматривается как открытая социальная система, сущностью которой является взаимодействие социальных субъектов (личности, социальных общностей, общества в целом) с целью развития и реализации социальных качеств человека (С.И. Григорьев, Н.А. Матвеева) [3]. Теоретико-методологическое значение для системного понимания устойчивого развития образования имеют труды новосибирской школы философии образования [5].

Важно отметить, что социология образования не сводит анализ системы образования к совокупности образовательных учреждений. Так Г.Е. Зборовский рассматривает образование как совокупность взаимосвязанных различных образовательных подсистем: допрофессионального, профессионального, внепрофессионального образования; дошкольного, школьного, внешкольного образования; начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования[4]. В.Я. Нечаевым предложена схожая схема структуры системы образования, построенная на выделении уровней системы образования.  Социологи также структуру системы образования рассматривают с точки зрения выделения функциональных сфер и функциональных подсистем, социально-образовательных общностей [7].

Таким образом, образование как система может рассматриваться с разных позиций:

  • с позиции социального масштаба (образование в мире, стране, регионе, городе),
  • с позиции уровня образования (дошкольное, среднее общее, среднее и высшее профессиональное),
  • с позиции профиля образования (общее, специальное (физико-математическое, гуманитарное, политехническое, естественно-научное), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется преемственностью выделенных уровней, управляемостью, целенаправленностью; она имеет качественные (как и чему учат?) и количественные (сколько?) характеристики, специфические для своих подсистем.

Список литературы:

  1. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986. – 334 с.
  2. Болдуинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследование по общей теории систем. М., 1969.
  3. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования в начале XXI века. Барнаул, 2000. – 290 с.
  4. Зборовский Г.Е., Е.А. Шуклина Социология образования: учеб. пособие. М., 2005. – 383 с.
  5. Наливайко Н.В. Философия образования. Новосибирск, 2000. – 141 с.
  6. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.
  7. Социология образования: учебное пособие / Под ред. А.М.Осипова, В. В. Тумалёва. Ростов н/Д., 2005. – 320 с.
  8. Социологический словарь / http: //gufo.me/content_soc/socialnaja-sistema-7231.html
  9. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. Уч. пос. для вузов. М., 2005. – 384 с.
  10. Шаронова С.А. Социология образования: учеб. пособие. М., 2011. – 380 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ» description=»В статье раскрывается сущность понятия «социальная система» применительно к системе образования, закономерности функционирования образовательной системы, системный подход к анализу образования с социологической точки зрения.» author=»Захарчук Лариса Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana slot gacor slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found