Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Исламофобия сегодня набирает обороты во всем мире. Маловероятно, что ИГ докажет свою жизнеспособность, тем не менее в зоне пристального внимания вновь оказывается ситуация на Северном Кавказе, как наиболее уязвимая. Низкий уровень религиозного образования северокавказского населенияможет стать благодатной почвой для радикализации.

Исследователями были выявлены две тенденции: 1) с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; 2) нетрадиционная ее форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. Для того чтобы определить, продолжают ли действовать эти две тенденции, необходимо изучить распределение респондентов по уровню образования через установленные индикаторы религиозности.[*]

Первый индикатор «важность понятия «религия» для населения северокавказских республик» относительно уровня образования респондентов показывает (рис.1), что религия представляет большое значение для менее образованных групп населения таких регионов, как Адыгея, Кабардино-Балкария и Ингушетия, хотя в последней данное расхождение несущественно. В Карачаево-Черкесии и Чечне, напротив, важность изучаемого понятия растет вместе с ростом уровня образования, то есть более образованная часть населения считает, что религия является важным явлением в повседневной жизни людей, в отличие от населения с неполным средним, средним или средним специальным образованием, которое реже соглашается с данной точкой зрения. В Дагестане важность значения религии отмечают больше люди с неполным средним, средним, неполным высшим и высшим образованием, а в Северной Осетии наблюдается незначительная разница в пользу населения, имеющего среднее специальное образование.

В вопросе роста значения религии в жизни людей в будущем наблюдается незначительное различие в показателях изучаемых групп, позволяющее сделать некоторые умозаключения, отталкиваясь от вышеуказанных тенденций. Интересными представляются данные по Дагестану, где респонденты с неполным высшим и высшим образованием (63,5%) чаще соглашаются с мнением о росте в будущем значения религии в жизни людей, в отличие от респондентов с неполным средним, средним (47,1%) и средним специальным образованием (43,3%), что идет вразрез с мнением о том, что с ростом образовательного уровня снижается и степень религиозности. В Чечне, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, напротив, наблюдается явная тенденция увеличения степени религиозности именно у менее образованного населения, так как оно в большей мере отмечает будущий рост значения религии в жизни людей. Данная тенденция имеет место и в Ингушетии, и в Адыгее, но не столь явно выражена, так как в этих республиках население со средним специальным образованием в исследуемом вопросе демонстрирует меньшую религиозность по отношению к респондентам с неполным высшим и высшим образованием, однако представители обеих групп реже, чем группа, включающая менее образованное население, склонны считать, что в будущем значение религии будет расти.

В целом изучение данного вопроса не является достаточно явным показателем религиозности, поэтому для более доказательного установления зависимости религиозности от уровня образования необходимо рассмотреть культовые и некультовые формы религиозной активности.

     

Анализируя данные, отраженные на рисунке 3, нет никаких оснований говорить о том, что с ростом образовательного уровня снижается и степень религиозности, к тому же культовая форма религиозной активности, представленная в данном вопросе, является наиболее значимым индикатором измерительной модели религиозности. В Кабардино-Балкарии, например, 56,3% респондентов с неполным средним и средним образованием не соблюдают основные религиозные обряды, 37,5% соблюдают, при этом люди, участвующие в культовых действиях и имеющие неполное высшее или высшее образование, составляют в данной республике 43,3%, а среднее специальное – 55,2%. Подобная ситуация, не позволяющая ни подтвердить, ни опровергнуть два утверждения относительно зависимости религиозности от образовательного уровня, наблюдается и в других республиках, за исключением Адыгеи и Чечни, где менее образованная часть населения проявляет большее старание в соблюдении основных религиозных обрядов. В Ингушетии при высокой культовой активности населения лишь незначительная разница в пользу респондентов с низким уровнем образования.

В целом изучение вопроса культовых форм религиозной активности не позволяет с полной уверенностью подтвердить приведенные в начале утверждения относительно зависимости религиозности от уровня образования, так как данная тенденция наблюдается лишь в двух из семи республик Северного Кавказа, при этом разница в показателях между анализируемыми группами не является существенной.

Ситуация имеет несколько иной характер в отношении некультовых форм религиозной активности, а именно в чтении религиозной литературы, то есть в четырех из семи северокавказских республик исполнение некультовых действий больше наблюдается среди населения с неполным средним, средним образованием. Так, в Адыгее менее образованные респонденты, читающие Библию, Коран и другие положенные тексты иногда и регулярно, составляют 33,4%, тогда как читающих респондентов со средним специальным образованием – 26,5%, а с неполным высшим, высшим образованием – 26,8%; в Кабардино-Балкарии еще более существенная разница: 31,3%, 10,1% и 16,5% соответственно; в Северной Осетии разница в данных, свидетельствующих о тенденции к увеличению степени религиозности с понижением уровня образования, не столь существенна, но все же присутствует: 27,9%, 26,2% и 24,2% соответственно; в Чечне рассматриваемая тенденция находит поддержку и в вопросе некультовой религиозной активности, к тому же данные по этой республике, пожалуй, самые показательные: 38,6%, 31,9% и 27,4%.

В Карачаево-Черкесии менее образованных респондентов, читающих религиозные тексты (33,4%), больше, чем респондентов с неполным высшим, высшим образованием (30,3%), но меньше, чем жителей со среднетехнической специальностью (35,5%), а в Дагестане самыми активными в некультовых действиях являются люди более образованные (29,3%), но при этом читающих богословскую литературу респондентов со средним специальным образованием (22,0%) меньше, чем представителей самой низкой по уровню образования группы (24,5%). Данные по этим двум республикам не позволяют нам отнести их в качестве аргумента в пользу рассматриваемого утверждения о том, что с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности. В отношении Ингушетии, напротив, можно отметить обратную тенденцию, так как более образованное население этой республики чаще участвует в некультовых формах религиозной активности: респонденты с неполным средним, средним образованием составили 26,0%, со средним специальным – 40,0% и с неполным высшим, высшим – 30,2%.

Однако в целом данный измеритель религиозности свидетельствует о том, что с ростом образовательного уровня степень религиозности населения снижается. К тому же если рассматривать вопрос религиозной неграмотности населения, то есть процент тех, которые никогда не читали религиозные тексты, становится очевидно, что данное утверждение верно, так как в шести из семи северокавказских республик, никогда не читавших религиозную литературу (Библия, Коран и другие положенные для чтения богословские тексты), больше среди более образованного населения, исключение составляет лишь Ингушетия.

При этом в отдельных республиках Северного Кавказа прослеживается некоторая зависимость клерикальности населения от уровня образования. Так, например, в Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии и Чечне люди с неполным высшим, высшим образованием реже, чем менее образованная часть населения, считают, что религиозные организации (православные, мусульманские) должны участвовать в решении государственных вопросов. Это в некотором смысле также является дополнительным аргументом в пользу рассматриваемого нами утверждения. Более того, в вопросе изучения религиозного мировоззрения в школе респонденты с неполным средним, средним образованием больше склоняются к мнению о том, что религиозное образование нужно вводить в общеобразовательных школах, в отличие от населения, чей уровень образования выше, считающего, что изучать нужно факультативно, с согласия родителей. Эта тенденция наблюдается в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.

Итак, в целом рассмотренные вопросы религиозности позволяют сделать вывод о том, что с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности населения, однако данная тенденция в каждой республике проявляется по-разному, имея свои особенности.

Вторая интересующая нас тенденция заключается в том, что нетрадиционная форма религиозности увлекает по преимуществу достаточно образованныхлюдей. Данное утверждение будет проанализировано с помощью вопроса о запрете религиозного течения «ваххабизм» на территории Российской Федерации. Отношение населения разных образовательных уровней северокавказских республик к данной проблеме позволит выявить степень его лояльности к фундаментализму и его различным проявлениям в регионе и в целом определить, присутствует ли в регионе данная тенденция.

В Адыгее положительно к запрету ваххабизма на территории РФ относятся 48,2% респондентов с неполным средним, средним образованием, 56,5% – со средним специальным и 75% – с неполным высшим, высшим образованием, то есть в данном регионе наблюдается обратная тенденция. К тому же среди образованного населения лишь 1,2% хотели бы жить по нормам шариатского государства, что указывает на негативное отношение образованных людей к нетрадиционным формам религиозности и большую степень лояльности менее образованного населения к ортодоксальным проявлениям. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии отношение населения к запрету ваххабизма одинаково положительное во всех  группах, разделенных по уровню образования.  При этом в Карачаево-Черкесии отрицательного отношения к запрету данного религиозного течения среди населения с неполным средним, средним образованием нет абсолютно, но 30% респондентов выражают безразличие и нейтральное отношение к данной проблеме, а это говорит о том, что значительная часть жителей республики не испытывает  протестного отношения к ваххабизму, хотя и не поддерживает его. Учитывая то обстоятельство, что народы Северо-Западного Кавказа слабо исламизированы, интересно также отметить большую готовность населения всех образовательных уровней Карачаево-Черкесии жить по нормам шариатского государства. В нем хотели бы жить 33,3% респондентов с неполным средним, средним образованием, 16,7%со средним специальным и 28,1% с неполным высшим, высшим образованием. Для сравнения: в Кабардино-Балкарии наибольший процент желающих жить по шариатским законам зафиксирован у респондентов с неполным средним, средним образованием, который составляет 13,4%, но в целом все эти данные указывают на то, что нетрадиционные формы религиозности в западном субрегионе Северного Кавказа увлекают по преимуществу менее образованныхлюдей.

В Ингушетии и Северной Осетии степень лояльности к ваххабизму по мере понижения образовательного уровня также, как и в вышерассмотренных регионах, растет, то есть отрицательное отношение к запрету данного религиозного течения на территории РФ высказывают больше респонденты с неполным средним, средним образованием. Однако жить по шариатским законам в Ингушетии больше изъявляют желание респонденты с высоким уровнем образования – 49,0%, в то время как с неполным средним, средним – 40,2%. Подобная тенденция наблюдается и в Чечне.

Кстати, данные по Чечне, а также Дагестану в отношении ваххабизма, выступают в поддержку рассматриваемой нами тенденции о том, что нетрадиционная форма религиозности увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. В Чечне отрицательно к запрету ваххабизма относятся 3,5% респондентов с неполным средним, средним образованием, 6,4% со средним специальным и 6,0% с неполным высшим, высшим образованием; в Дагестане – 3,9%, 6,6% и 12,9% соответственно. Но дагестанские респонденты с высоким уровнем образования меньше заинтересованы в шариатском государстве, чем менее образованная часть населения.

Здесь необходимо пояснить, что отношение к ваххабизму и нормам шариата нельзя рассматривать как нечто одинаково нетрадиционное с точки зрения форм религиозности, так как ваххабизм на территории северокавказских республик в основном понимается в искаженном виде и зачастую ассоциируется с религиозным экстремизмом и терроризмом.

Итак, проведенный анализ социологических данных подтверждает традиционный «научно-атеистический» тезис о том, что с ростом образовательного уровня людей уменьшается уровень их религиозности, однако второй тезис подтверждения в свою пользу находит крайне мало, что не дает нам основания говорить о его верности.

Cписок литературы:

  1. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. — М. : Российская политическая энциклопедия РОССПЭН) , 2012. — 734 с.
  2. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кисриев. – М.: ОГИ, 2004.
  3. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Исламская идентификация. Московский Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2001.
  4. Мчедлов М.П. О состоянии религиозности в современной России // Национальное и религиозное. – М.: РНИСиНП, 1996.
  5. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. – 2009. – № 12.
  6. Мчедлов М.П., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 9.
  7. Синелина Ю.Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области // Социологические исследования. – 2005. –№3.
  8. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. ИСПИ РАН – М.: Наука, 2006.
  9. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

[*]В статьеприводитсявторичныйанализданныхпоматериаламсоциологическогоисследования, опубликованного в монографии Х.В. Дзуцева «ЭтносоциологическийпортретреспубликСеверо-КавказскогофедеральногоокругаРоссийскойФедерации». — М. :  РОССПЭН, 2012.[schema type=»book» name=»РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ » description=»В статье исследуется взаимосвязь уровня образования и религиозности северокавказского населения. А также изучаются факторы, влияющие на привлекательность нетрадиционных религиозных течений. » author=»Каболова Алина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru
404: Not Found