Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Дигитализация фотографии представляет собой технологическое измене­ние, кардинальным образом воздействующее не только на соотношение искус­ства и документалистики, но и на социальный смысл фотодела. Общая логика этого процесса такова же, как в ситуации с текстовыми формами творческой ак­тивности пользователей Internet. Однако, есть существенная разница. Во-пер­вых, «пишущих» в сети не было раньше, и не будет, столько, сколько «снимаю­щих»; поэтому эффекты масштабирования в случае цифровой фотографии бо­лее значимы. Во-вторых, производство текстов по природе данного типа дея­тельности ориентировано на тип мышления, не органичный сетевым отношени­ям. Идеал текста — «большие нарративы», скептицизм в отношении которых еще Ж. Ф. Лиотар полагал одной из характерных примет нашей эпохи [9]. Как пока­зал Х. Уайт, связанный с метанарративами тип дискурса стал базовым для самои­дентификации общества в Х1Х столетии; он отнюдь не тождественен научному мышлению, как таковому, в целом, но является лишь одним из воз­можных подходов [23] В контексте нашей темы, однако, важнее другое: большие нарративы предполагают, в технологическом смысле, линейное развер­тывание повествования.

По суждению, высказанному еще Р. Арнхеймом, процесс восприятия фото­графии зрителем строится через конструирование визуальных моделей. Зритель соотносит увиденное с системами образов, уже хранящимися в памяти. Описы­вая этот процесс, Р. Арнхейм вводит термин «визуальные понятия», отно­ся его к конструктам, которыми оперирует зритель [1] Как именно соотносить их с категориями научного мышления, зависит от избранного подхода.

Согласно довольно распространенной точке зрения, алгоритмы научного мышления свободны от эмоций, в то время как мышление художественное, напротив, на эмоциях базируется [4] Нам такой подход представляется несколь­ко искусственным. Эмоции — всего лишь, форма субъективного отношения к реальности. Эмоциональное восприятие вполне возможно и в отношении объектов и процессов, подвергаемых научному анализу. С другой стороны, объекты художественного творчества вовсе не обязательно всеми воспринима­ются эмоционально. Главное же состоит в том, что субъективное отношение не тождественно пониманию. Вещь, стратегия поведения, образная система, может нам просто нравиться, или не нравиться, независимо не только от степени объективности нашей оценки, но и вообще от наличия понимания природы оце­ниваемых феноменов. В то же время, эмоциональное отношение представляет собой стимул к пониманию природы рассматриваемых явлений в том плане, что способствует формированию направленной на них интенции. В отношении ху­дожественных объектов это, по сути, единственный стимул (если не иметь в виду интерес, связанный с их потенциальной стоимостью, возникающий, одна­ко, не во всех случаях). В этом, действительно, прослеживается специфика, в сравнении с отношением к объектам научного познания, равно как и объектам хозяйственной деятельности.

Визуальное мышление, в инструментальном плане, не представляет собою формы деятельности, кардинальным образом отличной от других форм осмыс­ления реальности. Однако, взятое в своей целостности, как и любой иной способ оперирования образами, оно проявляет очевидную специфику, в сопо­ставлении с моделями интерпретации, построенными на категориальном анали­зе. Речь идет не о различии, связанном с преобладанием операций аналитиче­ских, или синтетических; любой тип интерпретации предполагает их сочетание. Специфика проявляется не в этом, а в способе моделирования. В случае фото­графии модель реального объекта представляет собой визуальный образ. Конструирование модели виртуального объекта тоже предметным результатом имеет визуальный образ. Но, если в случае живописи, или графики, этот образ может быть создан сколь угодно далеким от реальности, или кажущимся издев­кой над нею, как на работах Мориса Эшера,[10, 17, 26, 27] Рене Магритта,[3, 6, 18, 22] Яцека Йерки [16] (не говоря уже о Сальваторе Дали), фотография, по определению, не может предъявить нам то, чего в реальности нет вообще. Од­нако, она может создать виртуальный образ в нашем восприятии.

Фотография представляет собою естественный инструмент выделения зна­чимых объектов. В основе его действия лежат особенности механизмов восприя­тия изображений. Человек, при наблюдении, фиксирует внимание на всем, что выпадает из привычного ряда. Именно поэтому абсолютное большинство любительских фотографий интерпретируются, как сделанные «ни о чем», в то время как работы мастера обращают на себя внимание. Технически это обеспечивается выбором непривычного ракурса, использованием эффекта тоннеля и иррадиации, принудительной группировкой объектов, построением ритмов, цветовых акцентов, разрывов композиции[7]. Речь идет, собственно, о процессе фокализации, достаточно хорошо описанном на материале художе­ственной литературы. Однако, в случае литературного текста конструирование виртуального мира, с одной стороны, обеспечивается практически в каждом случае (поскольку «фотографически достоверный» текст вряд ли относится к числу достижимых результатов творчества), с другой, порождает искушение ложной свободы, воспроизведенное Х. Коритасаром в «Игре в классики», герой которой, Морелли, в своем пуризме почти достиг успеха — но у него не оста­лось ни героев, ни читателей [8]. Конечно, и экспериментальная фотография мо­жет придти к сходному результату, но такое случается реже, чем в литерату­ре.

Возвращаясь к визуальным моделям, подчеркнем, что они представляют собой конструктивные элементы, используемые для создания виртуальных миров. При этом, речь может идти о совершенно разных уровнях сложности и целостности конечного продукта, от частного фотоальбома, до дизайнерского проекта, или проекта в сфере информальной журналистики. Что касается по­следней, С. Журавлев справедливо отмечает решающее значение, для ее разви­тия, цифровой фотографии. «Поскольку в репортажной фотографии допустимо поступиться качеством снимка в угоду его содержанию и эффектности, часто любительское неграмотно выполненное, но зато эксклюзивное фото сразу же попадает на страницы электронных ресурсов и печатных изданий, а также в телеэфир… доступность фототехники… приводит к тому, что очевидцы того или иного события становятся при желании репортерами»[5].

При этом, однако, создаваемые виртуальные миры часто выступают в каче­стве конкурентов реальности. Подаваемые в качестве ее точного отражения, они таковыми не являются по сути своей, как результат позиционирования в инфор­мационном пространстве конкретных индивидов, никоим образом не являю­щихся условными «идеальными наблюдателями», но привносящих в создавае­мые образы собственные представления, оценки, установки. Классическим при­мером в данном случае может служить киевский майдан 2013-2014 года, не только в текстовых описаниях, созданных журналистикой, представший крайне противоречиво, но и на «документальных» фотографиях выглядящий конгломе­ратом несовместимых реальностей.

Первая фотография из представленного ряда призвана иллюстрировать точку зрения на события, близкую позиции сторонников А. Турчинова [21]. Две следующие представлены в издании, оппозиционном нынешней власти в Украи­не, и выходящем на территории РФ [2]. Разница обеспечена выбором пла­нов и сюжетным решением. На первой фотографии представлена заполненная толпой площадь, передний план занимают люди в камуфляже и тяжелая транс­портная техника, что придает изображению акцент солидности, фундаменталь­ности. В центре композиции  национальный флаг Украины. Напротив, на вто­рой фотографии флаг красный, но на первый план выведен не он, а лица проте­стующих. Подобраны они весьма продуманно: один молодой человек, двое в возрасте старше среднего. Никто не скажет, что в протесте участвует одна огол­телая молодежь, но и бунтом осколков советской эпохи происходящее тоже не назовут. Третья фотография могла быть снята вообще где угодно, к событиям на Майдане зритель может ее отнести лишь на основе доверия к изданию. На фоне новогодней елки полдничают мужчина в куртке, которая ничем не выделялась бы на улице любого восточноевропейского города, и две девушки, у одной из которых накинут на плечи украинский флаг. Вообще говоря, понять, какое отно­шение имеют эти люди к «простым киевлянам», которые «наконец-то вышли против власти… прямо сейчас… устанавливают новые палатки, баррикады… против олигархов, против Порошенко, Кличко, Тимошенко и прочих воров… требует — немедленно прекратить рост цен, квартплат, бензина», сложно. Дан­ный образ работает, лишь будучи включен в визуальный ряд.

В следующем сопоставлении представлен кадр из фильма Сергея Лозницы «Майдан», предельно пафосный, напоминающий скриншот из Warhammer 40.000 [24]. Под стать ему представленный блогером demkristo коллаж, являю­щий собою некий собирательный образ, привязываемый к майдану столь же условно [19]. Рядом с ними третий представленный в ряду образ выглядит пре­дельно натуралистично [15]. Собственно, это и есть документальная фотогра­фия. Но момент и персонажи выбраны столь своеобразно, что в данном ряду, это фото кажется продолжением фантасмагории.

Разумеется, наиболее эффективны, в аспекте демонстрации значимости происходящих событий, фотографии, фиксирующие многотысячные толпы [11, 13, 14]. Однако, они несут, главным образом, символическую нагрузку, выпол­няя функции маркеров; в информативном плане их значимость минимальна — по сути, все, что они говорят зрителю, это: на Майдане собралось много народа. Даже на вопрос «сколько?» ответа мы не получим.

Для того, чтобы сказать о событиях что-то конкретное, нужно сократить дистанцию:


И, опять-таки, первый фотоснимок представляет нам человека-символ, с маской вместо лица. Он предоставляет широкие возможности для интерпрета­ции, но степень их достоверности, приближенности к конкретной ситуации в объективе, будет не безусловной. То же относится и к следующему снимку, смысл которого, без комментария, отнюдь не очевиден. Наконец, прекрасная по­становочная потретная работа (по свидетельству, которое приводит Anna Fox, соотнесенная с образом дочери Hans de Borst, погибшей в том самом боинге, сбитом над территорией Новороссии), вообще являет собою чистый символ [15, 20, 25].

Таким образом, фотохроника в классическом понимании этого слова отно­сится, скорее, к процессам малого масштаба, причем, в их событийном контексте. Смысловое наполнение, скорее, может быть передано через восприя­тие событий людьми, то есть портретными средствами.

Однако, при попытках анализа портретной фотографии необходимо делать поправки на действие «принципа относительности», неизбежность воздействия процесса фотографирования на поведение и рефлексию участников. Нами за­фиксирован набор высказываний, характеризующих интерпретацию процесса создания фотолетописи его участниками.

«А вы позы сами придумываете?», «можно меня не фотографировать, а только невесту?», и другие, подобные, высказывания демонстрируют попытки осмыслить логику композиции снимка, выстроить композицию самостоятельно. Противоречия возникают, когда сталкивается профессиональный подход фото­графа (над которым часто довлеет «школа», усвоенные им правила и предрас­судки), и не слишком ясные представления людей, чья жизнь, собственно, и фиксируется на камеру. «А можно всех гостей убрать на фото с регистрации? Мне нужно друзьям показать, что бы они думали словно там никого не было», редактирует реальность человек, видимо, полагающий, что раз свадьба — его, так и в историю она должна войти такой, какой ему хочется. О распространен­ности такого представления свидетельствует, косвенно, и следующая, довольно типичная, ситуация: «Вы можете жениха тайком фотографировать? Потому что он фотографироваться совсем не любит, он боксёр!». Есть немало людей, вооб­ражающих, будто бы, ускользнув от камеры, они ускользнут и из реальности, а, вернее, что значение имеет не факт, а его фиксация.

По существу, в рамках такого видения мира фотограф превращается в де­миурга, пересоздающего мир заново. Отсюда почти мистический интерес к про­цессу его деятельности: «Почему вспышка неправильно повернута?», «Столько мегапикселей?», «А почему вы снимаете на Кэнон, а не на Никон?», «Сколько объективов вы привезёте на нашу свадьбу?», «Только не снимайте нас на объек­тив, который всех плющит». По сути, наблюдаются образцы магического мыш­ления в классических, этнографических формах: «вы знаете, у нас будет свадьба в стиле 18 века. Вы сможете в день свадьбы выглядеть соответственно?». Соответственно чему, возникает вопрос. Конечно, можно заплатить фотографу и за то, что он соорудит некое издевательское подобие селфи, наложив свою физиономию на картину события, но это уже за пределами разумного. Предполагается, всем участникам процесса понятно: единственный человек, которого не будет в кадре — это фотограф (ситуация, кстати, использованная в одном из сериалов о Холмсе). Но, раз так, одеваться в камзол ему не  обязательно — если только не затем, чтобы поддерживать иллюзию у участников действа, в кадр попадающих. Или, речь идет уже о конструировании чисто магической схемы воздействия на события.

При этом возникает чисто постмодерновое  сочетание наивного (поистине, мир глазами туземца, используя метафору К. Гиртца) интереса к технологии съемки, и слепой веры во всемогущество фотографа: «А вы можете сделать так, чтобы я была в резкости, а сзади мутные тела?», «ой, а почему так мутно сзади все? – я хочу чтобы все видно было!», «мой муж не сделал себе маникюр перед свадьбой. Сделаете ему маникюр на фотографиях?», «у меня в букете цветы за­вявшие, а можете нарисовать свежие?», «еще мужу надо прическу подравнять, он не удосужился к парикмахеру сходить. Сделайте, пожалуйста!». И снова мы задаем себе вопрос о сути происходящего. Похоже, первичным для участников действа становится не само оно, а итоговый альбом. Жизнь уподобляется съе­мочной площадке; люди воспринимают себя, как актеров, инсценировка подав­ляет и поглощает действие. Нередки случаи, когда участники, например, свадеб­ной церемонии, сами предлагают фотографу «переиграть» тот или иной эпизод, чтобы он вышел «красивее»; не фотолетопись создается, чтобы запечатлеть со­бытие, а событие конструируется, чтобы создать его визуальный образ. Подчас, поистине, удивительный (фотографии с сайта mywed.ru):

Впрочем, значительно чаще создаваемые образные системы встраиваются в картину мира, координаты которой заданы информационными технологиями:


Порождаемое фотографией «удвоение» реальности видоизменяет способы ее социокультурного конструирования. Собственно, подобное имело место и в предшествующие эпохи, в отношении различных форм изобразительного искус­ства; мир меняли создатели готической фрески, живописцы Возрождения, им­прессионисты, сюрреалисты. Но создание, и даже восприятие живописи, графи­ки, никогда не было столь массовым, как это имеет место в отношении фото. И потому влияние фотографии более масштабно. Развитие цифровой фотографии создает еще один канал виртуализации социальной реальности.

Список литературы:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). М.: “Прогресс”, 1974.
  2. В Киеве зреет бунт. Начинается третий народный майдан // Голос Севастополя. 2.06.2014, 12:03 URL:
  3. Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма // РиаНовости 10:4021.11.2013 URL: https://ria.ru/weekend_art/20131121/978422160.html.
  4. Добровольская Е. Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе // PhotoGid. URL: https://foto-gid.ru/stock/filosofiya-fotografii/psihologiya-vospriyatiya-fotografii-po/.
  5. Журавлев С. Репортажная фотография и новая медиасреда в начале XXI века: аудито­рия как производитель информации //  PhotoGid URL: https://foto-gid.ru/stock/filosofiya-fotografii/reportazhnaya-fotografiya-i-novaya-mediasreda-v-nachale-xxi-veka-auditoriya-kak-proizvoditel-informatsii/
  6. Искусство свободы Рене Магритта URL: https://allreport.ru/iskusstvo/iskusstvo-svobody-rene-magritta/.
  7. Кораблев Д. Фотокомпозиция и визуальное восприятие (3) // Санкт-Петербургское фотографическое общество. Форум. URL:
  8. Кортасар Х. Игра в классики. М.: АСТ, 2014.
  9. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. М., «Институт экспериментальной социологии»; СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ».1998.
  10. Лошер Ж. Л. , Вельдхуизен В. Ф.  Магия М. К. Эшера. М.: Арт-Родник, Taschen, 2007.
  11. Майдан дал Януковичу несколько часов на добровольное освобождение активистов // ZN.ua 26 января в 18:31 URL: https://zn.ua/POLITICS/maydan-dal-yanukovichu-neskolko-chasov-na-dobrovolnoe-osvobozhdenie-aktivistov-137502_.html.
  12. Майдан помножит всех на ноль // Lente.ru 18:59, 24 января 2014 URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/24/gricenko/
  13. Майдан растаможивает Украину // КоммерсантЪ, 9 декабря 2013, 14:52. URL: https://korrespondent.net/world/worldabus/3275668-kommersant-maidan-rastamozhyvaet-ukraynu
  14. Майдан уже не разгонят, арестов не будет, — член совета ВО // The Kiev Times 29 де­кабря 2013, 8:31 URL: .
  15. Майдан. Последние новости с фронта // Вести.  1 декабря | 21:26 URL: https://vesti-ukr.com/kiev/27281-mihajlovskaja-i-majdan-poslednie-novosti-s-fronta
  16. Мир Яцека Йерки — Галерея Работ URL: https://yerka.org.ru/works_1.html
  17. Морис Эшер. Логика простраства // VISIONARY ART. 09.08.2013 URL: .
  18. Музей Рене Магритта в Брюсселе // lifeglobe. URL: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=887.
  19. Новый Майдан?! Будет ли разгон?  // demkristo.livejournal 07 August 2014 06:00 pm URL: https://demkristo.livejournal.com/753496.html
  20. «Правый сектор» разберет баррикады на Майдане, потому что они уже не нужны // ТСН. 5 апреля, 10:56 URL: https://ru.tsn.ua/kyiv/pravyy-sektor-razberet-barrikady-na-maydane-potomu-chto-oni-uzhe-ne-nuzhny-359017.html.
  21. События в Украине: С понедельника на Майдане начнут сносить баррикады // Сего­дня.ua. 23 Февраля 2014, 16:54. URL: https://www.segodnya.ua/ukraine/novye-stolknoveniya-v-centre-kieva-hronika-sobytiy-496413.html
  22. Ткач М.И. Энциклопедия пейзажа. М.: Olma Media Group, 2002.
  23. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе ХIХ века / Пер. с англ. под редакцией Е.Г. Трубиной и В.В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.
  24. Украинская премьера фильма «Майдан» Сергея Лозницы // Best in.ua. 18 июля URL: 
  25. Anna Fox. Letter from ukrainian girl to the dutch man who has lost his daughter // annafox.com/blog URL: https://www.annafox.com/blog/2014/7/24/letter-from-ukrainian-girl-to-the-dutch-man-who-has-lost-his-daughter-mh17
  26. M.C. Escher — The Official Website. URL: https://www.mcescher.com.
  27. Schattschneider D. M. C. Escher: Visions of Symmetry. Amsterdam.: Meulenhoff, 2004.[schema type=»book» name=»ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ» author=»Ширинин Антон Евгеньевич, Дмитриева Ольга Михайловна, Яковлев Лев Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana jendralsmaya slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot deposit pulsa
404: Not Found