Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЙ, НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЙ, НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Евразийский Союз Ученых. Социологические науки. ; ():-.

В России воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов, в настоящее время находится под угрозой, то есть количество и качество людей, пригодных по своим биологическим, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам не отвечают современным представлениям о конкурентоспособном инновационном человеке и технологиям его воспроизводства.

В результате, автором работы на территории  Волгоградской области было проведено социологическое исследование в два этапа. Периоды проведения исследования охватывают 2003-2004 года и 2011-2014 года.  Цель данного исследование: выявление угрозы воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов на примере неблагополучия детства в Волгоградской области.

Первый этап, 2003-2004 года включает в себя:

  • Проведен анкетный опрос. Тип выборки – целевой, осуществленный методом «снежного кома». Размер выборочной совокупности составил 300 респондентов. Все они являлись законными представителями детей-сирот. Отбор респондентов осуществлялся по городу Волгограду и Волжскому, а также следующим районам Волгоградской области: Михайловский, Даниловский, Котовский, Иловлинский. Анкета состоит из 21 вопроса как открытого, так и закрытого типа
  • Проведено 10 экспертных интервью с сотрудниками сиротских учреждений для выявления социальных проблем детей-сирот, находящихся в государственных учреждениях. В интервью принимали участие сотрудники 1) детских домов, 2) домов ребенка, 3) интернатов на территории Волгоградского региона.
  • Проведено 10 экспертных интервью со специалистами отдела образования по охране прав детей. Тип выборки респондентов – целевой, обозначенный следующим признаком: деятельность на данной должности не менее 3-х лет. Респонденты отбирались методом «снежного кома». Отбор осуществлялся по городу Волгограду и Волжскому и следующим районам Волгоградской области: Михайловский, Даниловский, Котовский, Иловлинский. Схема интервью разрабатывалась с учетом выяснения районных особенностей развития социального сиротства и механизмы его преодоления.

Второй этап 2011-2014 года включает в себя:

  • Анализ печатных изданий уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2008-2013 году.
  • Проведен анкетный опрос. Тип выборки – целевой, осуществленный методом «снежного кома». Размер выборочной совокупности составил 500 респондентов. Все они являлись законными представителями детей-сирот.
  • Проведен анкетный опрос детей-сирот и их сверстников детей, воспитывающихся в семьях.

По итогам проведения исследования были получены следующие данные анкетного опроса законных представителей детей-сирот.

Если в 2003-2004 годах было опрошено 300 респондентов, в семьях которых воспитывалось 416 детей-сирот, из них 312 человек (75%) являлись социальными сиротами, в 2011-2014 годах было опрошено 500, у которых на воспитании находилось 670 детей-сирот, их них 635 человек (95%) являются социальными сиротам. Основной причиной сиротства остается лишение родительских прав биологических родителей.

Анализ результатов исследования показал, что  распространенное число детей, которое  может быть принято в семью составляет 1-2 ребенка, реже встречается 3 и более детей. Наиболее приемлемая форма устройства детей-сирот является опека. Как правило, дети остаются в биологической семье с бабушками и дедушками, либо с тетями или старшими братьями и сестрами, после лишения родительских прав.

Необходимо отметить, что в период опроса первого этапа исследования 2003-2004 гг. приоритетной формой устройства детей-сирот являлась опека (попечительство). В настоящее время, распространяется  усыновление, как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  и также остается  опека и попечительство. При этом доля иностранного усыновления в доле всех усыновлений в Волгоградской области составляет 40%. В 2012 году россияне усыновили в Волгоградской области 113 детей, иностранные граждане – 45.

Особенно динамично развитие института приемной семьи.  В 2009 году на воспитании в 525 приемных семьях находилось 911 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 в 745 семьях – 1231 ребенок, в 2011 в 902 семьях — 1519 детей, в 2012 году  в 1012 семьях воспитывалось 1680 детей [3].

В рамках анализа выбора форм устройства детей-сирот россиянами выявлено, что 58%  детей находятся под опекой, 15% в организациях интернатного типа и столько же усыновлены, 13% — в приемных семьях и только 0,4% на патронатном воспитании.

Важно подчеркнуть, что выбор определенной формы воспитания, как правило, не бывает случайным. Изначально опека (попечительство) является удобной формой устройства детей-сирот, поэтому ее часто советуют в суде, кроме того выручает финансовое обеспечение при затруднительном материальном положении, особенно пенсионеров.

Необходимо отметить, что немаловажную роль в воспитании ребенка играют не только любовь и забота о нем, но также помощь в  духовном, психическом, нравственном развитии,  передача ему социального опыта,  защита прав и свобод,  выбор образовательного учреждения и т.д. Несовершеннолетний с помощью своего законного представителя обретает статус полноценного члена общества. Таким образом, одним из важных моментов исследования было выяснение данных, касающихся личного статуса, возраста, образования законных представителей детей-сирот.

В результате, большинство законных представителей детей-сирот старше 45 лет и, находятся на заслуженном отдыхе, т.е. пенсионеры. Образование у большинства из респондентов  среднее специальное. Только 20% из всех опрошенных имеют высшее образование и столько же респондентов моложе 40 лет.

В связи с этим, возникает ряд проблем в воспитании опекаемых детей:

  • большая разница в возрасте между опекуном и ребенком приводит к конфликтным ситуациям;
  • необходимый контроль над ребенком часто не осуществляется из-за проблем со здоровьем у опекунов пенсионного возраста;
  • отсутствие образования у опекунов не дает возможности реализовать необходимую психологическую, педагогическую помощь детям, оставшимся без попечения родителей ;
  • наличие негативного опыта в воспитании своих детей, родителей опекаемых детей, которые лишены родительских прав и др [1].

При выборе ребенка на усыновление часто большую роль играет пол и возраст ребенка. Приведенные показатели указывают, что при усыновлении выбирают детей в возрасте до одного года, реже до трех лет. Плюсы этого возраста в том, что ребенок не помнит биологических родственников, формируется личность, интеллект с самого начала, в старшем возрасте дети не сразу идут на контакт, они независимы и самостоятельны, именно поэтому отдается предпочтение детям возрасте до года, хотя при этом не известны заболевания переданные по наследству. Под опеку берут детей любого возраста, так как опекунами чаще всего становятся родственники детей, которые стремятся помочь, как правило, своим внукам или племянникам.

Особое внимание заслуживают вопросы раскрывающие причины сиротства детей. В результате опроса выяснилось, что  и при первом этапе (63%)  и при втором этапе  исследования(72%) основной причиной сиротства является лишение родительских прав либо одного из родителей, либо обоих.

Как правило, это родители, которые ведут асоциальный образ жизни (употребляли алкоголь, наркотики). Алкоголизм и наркомания родителей, в большинстве случаев, являются основанием лишения родительских прав. В ходе опроса было выявлено наличие детей-сирот, родители которых изначально были лишены родительских прав, а впоследствии умерли. Следует отметить, что 88% случаев лишения родительских прав связано с тяжелой формой алкоголизации обоих родителей.  В настоящее время, совместно с алкоголизмом прослеживается жестокое обращение с детьми или непосредственная угроза их жизни или здоровья.

Важную роль в жизни ребенка играет его местонахождение до помещения в замещающую семью. По данным исследования видно, что основная масса детей была взята в замещающие семьи из биологической семьи, т.е. у 67% детей развито чувство обиды, либо ненависти ко всему взрослому миру. У 27% детей развиты разного типа депривации, т.к. они были оставлены сразу после рождения, либо в родильном доме, либо на улице, либо в приюте.

Одной из наиболее распространенных проблем среди сирот является жилищная сфера, где часто нарушаются права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Родители, лишенные родительских прав и обязанностей, свободно распоряжаются (продают, меняют) жилыми помещениями, на которые имеют право их дети. В результате, находясь под опекой или в государственном учреждении, несовершеннолетние оказываются без жилья, или оно становится непригодным для проживания, т.е. в антисанитарном состоянии. В результате, у большинства детей-сирот отсутствует какое-либо имущество, либо в их формально жилых помещениях проживают родители, которые ведут асоциальный образ жизни и возврат на законное место проживания невозможен.

В настоящее время, одним из существенных показателей в части защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение жильем. В связи с этим, специалисты органов опеки и попечительства выявляют, ведут учет лиц, не имеющих жилья, проводят мероприятия по нахождению и приобретению, ежегодно увеличивается объем финансирования по обеспечению жильем детей-сирот.

Следует обратить внимание на особенности развития ребенка, его психологические особенности, возможности обучаемости и дальнейшую адаптацию во взрослой жизни. В рамках исследования, и в первом, и во втором этапах принимали участие респонденты, подопечные которых обучались в школе,  только 16-10 % работают после окончания школы, обучаются в колледже 3-5% и 20-23% в ПТУ. Необходимо отметить, что дети-сироты имеют возможность поступить бесплатно и вне конкурса в любой Российский институт и получить высшее образование, но этим шансом пользуется в силу различных причин незначительное число детей-сирот. Это связано, прежде всего, с низкой успеваемостью в школе (на удовлетворительно обучается 70% опрошенных детей-сирот), с отсутствием увлекательного занятия в свободное время (75% опрощенных детей-сирот проводят свободное время на улице с друзьями).

Стоит обратить внимание на то, что  80% опрашиваемых респондентов утверждают, что у них не возникает трудностей при воспитании ребенка. Важно подчеркнуть, что из них 78% родители тех детей, которые впоследствии  были лишены родительских прав в силу разных причин.

В свою очередь анализ работы по проблеме неблагополучия детства свидетельствует, что часто встречаются нарушения жилищных, имущественных прав, охраны здоровья, право на усыновление детей-сирот и т.д.

В регионах Российской Федерации незаконным образом предоставляется информация о детях независимым усыновителям. С развитием международного усыновления получила широкое распространение практика размещения сведений о детях-сиротах иностранными организациями по усыновлению во всемирной компьютерной сети Интернет, в целях поиска иностранных усыновителей для этих детей. Данная практика негативна, так как сайты привлекают контингент людей соответствующей сексуальной ориентации, которые устанавливают цены на детей в зависимости от состояния здоровья и внешности.

 Встречаются иностранные организации по усыновлению детей, представительства которых не аккредитованы на территории Российской Федерации. В процессе усыновления предоставляется неполная или противоречивая информация о кандидатах в усыновители. В таких ситуациях очень сложно организовать контроль проживания усыновленных детей.

Остается актуальной проблема нарушения, когда сведения об усыновляемом ребенке предоставляются ранее истечения установленного законом срока его нахождения в государственном банке данных. Предоставляется в федеральный банк данных сведения о детях, которые находятся под опекой (попечительством) граждан, что противоречит действующему законодательству.

Возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами, их замещающими, в настоящий момент является мало распространенным явлением. В ряде случаев ребенок не может воспользоваться своим правом на жалобу в органы опеки и попечительства, в прокуратуру и другие органы, так как не знает своих прав и не имеет прямого доступа к независимым источникам правовой помощи. В сложившейся ситуации, охрана прав и законных интересов ребенка вызывает необходимость совершенствования законодательства о защите прав детей, в том числе и детей-сирот, его унификации и привидения в соответствии с нормами международного права.

Кроме того, является актуальным совершенствование системы правового воспитания детей-сирот в условиях детского дома. Практика организации воспитания детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении, обнаруживает острую потребность в создании методик правового обучения и воспитания, учитывающих особенности психического, интеллектуального и физического развития воспитанников. Практическая направленность правового просвещения должна включать в себя: умения и навыки обращения за правовой помощью, осуществления правильного выбора лиц, компетентных оказать соответствующую поддержку, самостоятельную защиту своих прав и законных интересов.

Отметим, что возникает необходимость в создании системы подготовки детей-сирот к устройству в семьи, а также обучения и психологического обследования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами и др. Поскольку количество отмененных решений о передаче детей на воспитание в семью имеет тенденцию роста.

Ребенок может защитить свои права с помощью международных механизмов защиты. Россия придерживается основным требованиям международной Конвенции ООН о правах ребенка и, прежде всего, принимает все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ч.1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка). Но, в первую очередь, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ч.1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка). В России в сфере законодательства предусмотрено практически всё, для защиты прав детей-сирот, но реализация составленных законов, постановлений, указов бывает затруднительна. Для того, чтобы ликвидировать  или хотя бы снизить остроту нарушения прав детей, оставшихся без попечения, необходима ранняя профилактика социального неблагополучия семьи [2].

Подведя итоги, необходимо отметить, что феномен сиротства в России, как и во всем мире, наблюдается постоянно, в связи с этим преодолеть его невозможно, так как смерть родителей и их случайную гибель предусмотреть нельзя. В свою очередь, число социальных сирот сократить, а в последствие и преодолеть  вполне вероятно. В создавшейся ситуации автор работы предлагает следующие решения данной проблемы:

  • предусмотреть помощь семьям, которые в этом нуждаются (одиноким матерям, безработным родителям и т.д.);
  • опекунам предоставить медико-психолого–педагогическую помощь;
  • создать все условия для полноценного развития материнства и детства;

— прикладывать усилия, как со стороны общества, государства и семьи возрождать традиционные семейные ценности [3].

Как правило, в одной семье имеется сразу несколько причин неблагополучия и все они между собой взаимосвязаны (злоупотребление алкоголем, потеря работу, распад семьи и т.д.). Родители пренебрегают своими обязанностями по отношению к детям. Их мнение сводится к тому, что они родили детей, а государство должно  содержать и воспитывать. В связи с этим, растет число детей, которые некомфортно чувствуют себя в семье.

Кроме того, на практике необходимо работать с причиной, приведшей к социальному сиротству, а в настоящий момент получается, что работа в основном направляется на следствие, на детей,  которые уже оказались без попечения родителей. Должна осуществляться помощь молодым семьям в трудоустройстве, в получении жилья, т.е. надо заниматься профилактикой здоровой семьи.

В обществе потеряны многие сдерживающие барьеры, дававшие возможность сохранять семью. Пока, к сожалению, не найдены замещающие или корректирующие формы работы с населением. Низкие доходы многих слоев населения ведут к люмпенизации отдельных слоев населения и деградации моральных принципов. В этих условиях теряются основные семейные ценности, такие как ответственность за воспитание детей, моральная и физическая поддержка членов семьи.

Таким образом, для нейтрализации угрозы воспроизводства человеческих ресурсов, необходимо осуществлять:

  • поддержку семьи как важнейшего института социального общества, который способен при определенных условиях обеспечить нормальный ход воспроизводственных процессов человеческого фактора;
  • обновление системы социальной поддержки детей-сирот, предоставление государственной организационной, социальной и социально-психологической помощи неполным семьям, семьям воспитывающих усыновленных, опекаемых детей-сирот;
  • социальную пропаганду общественно значимых семейных ценностей, социально эффективных хозяйственных отношений в семьях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тимошенко Е.Ю. Проблема социального сиротства в Волгоградской области // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- Вып. 3. — Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2007. -С.167-178.
  2. Тимошенко Е.Ю. Проблема обеспечения прав и свобод социальных сирот в условиях трансформации российского общества (на примере Волгоградской области) // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоград-ского института бизнеса.- Вып. 4. — Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2007. -С.36-39.
  3. Чернявская Е.Ю. Проблемы воспроизводства человеческих ресурсов в современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- Вып. 3 (28). — Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2014. -С.186-191.[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЙ, НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»Феномен детства является структурным элементом общества, который формирует будущий человеческий ресурс и определяет качественное содержание следующего поколения. Развитие человека – важнейший процесс, на который опирается теория человеческого капитала, и аспекту семьи в этом отводится фундаментальная роль. Сегодня имеются определенные предпосылки для успешного преодоления большинства накопившихся социальных угроз и рисков при формировании и управлении человеческими ресурсами.» author=»Чернявская Екатерина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

 

Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх