Актуальность исследования состоит в исследовании современных динамичных социокультурных условий в связи с укреплением позиций гуманистического подхода к воспитанию и современным потребностям подрастающего поколения в соответствии с тенденциями развития современной культуры, экономики и производства.
Важнейшей исследовательской задачей остается поиск новых методов, средств и форм социально-психологической помощи, воспитания и развития личности, так как наряду со многими положительными тенденциями, такими как усиление заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, существуют ряд проблем, которые показывают значительное ухудшение ситуации с положением детей, охраной и защитой их прав.
Ухудшение социально-экономических условий жизни населения России, снижение уровня жизни приводят к массовым нарушениям прав детей, сокращению их рождаемости. Увеличивается число семей, в которых родители недобросовестно выполняют свои функции по заботе и воспитанию детей, что приводит к увеличению брошенных, беспризорных и безнадзорных детей. Растет число детей, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством. Рост детской безнадзорности и беспризорности спровоцировал резкое увеличение правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, растет число неграмотных детей, происходит резкое ухудшение медицинского обслуживания детей, что приводит к росту заболеваний, особенно социальных (туберкулез, СПИД, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
В ходе многочисленных экономических реформ разрушены сложившиеся традиционные механизмы защиты прав детей. В результате определенная часть детей стала находиться вне сферы заботы государства. Эти дети не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные национальные законы, планы и программы [7, 21]. По данным статистики – растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. таких детей было 630 тыс., в 2001 г. — 650 тыс., к 2014, по разным источникам, от 2 до 4 млн., к сожалению, официальная статистика при этом отсутствует.
В последние годы наблюдается значительный рост «социальных сирот», детей, которые стали сиротами при живых родителях. Социальное сиротство — труднообъяснимая и неестественная ситуация, усиливается так называемое скрытое социальное сиротство, связанное с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, доходящего до вытеснения ребенка из семьи. Обусловлен этот рост в большей степени социально-экономическими причинами.
По Указу Президента «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6.09.2003. в последние годы решались следующие основные стратегические задачи:
— максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни;
— беспрепятственный доступ детей к системам образования и здравоохранения;
— развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
— приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
— гуманное обращение с детьми на основе уважения прав ребенка и максимальная интеграция их в семью и общество;
— создание действенного механизма профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков;
— законодательное обеспечение прав детей и мер по отношению к детям (принято более 250 законодательных, нормативных и правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, учитывая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации) и т.д.
Мы выделили следующие категории группы риска детей и подростков, которым необходимы психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка, а также защита их прав и интересов:
1.Дети, лишенные родительского попечения в результате физического или социального сиротства.
2.Дети, пострадавшие от различных форм насилия
3.Дети, вовлеченные в криминальную среду и проявляющие противоправную активность.
4.Дети, вовлеченные в глобальные социальные конфликты (из семей беженцев и вынужденных переселенцев).
5.Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов физического или психического развития (умственная отсталость, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие формы дефектов) [5,6,7].
Поэтому в учреждениях социально-педагогической поддержки: в приютах, кризисных центрах, социальных гостиницах, детских домах и других учреждениях работа будет иметь свои отличия от обычных образовательных учреждений и направлена на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности, пребывание ребенка в такого типа учреждениях позволит ему постепенно научиться выживать в разных жизненных ситуациях. Учитывая особенности контингента детей, попадающих в такие учреждения социально-педагогической помощи и поддержки, необходимо продумать содержание работы с детьми.
Время пребывания ребенка в каждом учреждении зависит от его типа, социального статуса ребенка и будет разным по длительности, условно его можно определить следующий пошаговый алгоритм:
первый шаг – формирование чувства безопасности (до 5-6 недель);
второй шаг – организация жизни ребенка в каждом конкретном учреждении (от 3 месяцев до самостоятельного выхода в жизнь);
третий шаг – организация, содержание работы и проведение разного вида реабилитации;
четвертый шаг – подготовка воспитанников учреждений к будущей самостоятельной жизни;
пятый шаг – самоопределение воспитанников конкретного учреждения, в том числе и профессиональное;
шестой шаг – время, когда воспитанник покидает данное учреждение и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь [5,14].
Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами:
— типом учреждения;
— возможностями региона по оказанию социально-педагогической и психологической помощи детям и подросткам;
— возрастом ребенка, его социальным статусом и конечной целью его пребывания в данном учреждении;
— обучением и профессиональным самоопределением воспитанника;
— целью его самостоятельной жизни.
Каждый шаг предполагает включение в организацию жизни ребенка специалистов, помогающих определить конечный результат, направленный на достижение цели.
Анализируя и обобщая результаты экспериментальной работы по социально-педагогической поддержке детства мы выделили критерии и показатели в ходе проведения исследовательской работы.
Опыт создания муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства в городе Кумертау получил широкое распространение и позволил начать внедрение таких систем в других районах. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства позволила вернуть многих детей в семью, в школу, к нормальным условиям существования, сформировать у них установку на здоровый образ жизни, приобщить к общечеловеческим ценностям, направить развитие личности в позитивном направлении.
В городе проводятся методические объединения специалистов разных направлений, специализаций и квалификаций, где обсуждаются проблемы детей группы риска и специфика оказания им помощи и поддержки. Все учреждения являются новыми, поэтому при их создании специалисты начинали свою работу с самой сложной категорией детей практически с нуля. В настоящее время в каждом учреждении разработаны, апробированы и внедрены в практику оригинальные методики работы. Данные нашего исследования по учебным годам периода с 2012 по 2014 г. мы можем отразить в таблице 1.
Таблица 1
Данные о детях группы риска
2012/2013
|
2013/2014
|
|
Контингент детей, прошедших обучение | 37 | 56 |
Всего из них подростков группы риска | 17 | 19 |
Работа с неблагополучными семьями ведется в Центре семейного воспитания (ЦСВ). Она включает выявление таких семей, социальный анализ положения семьи, психолого-педагогическую работу с членами семьи, психологическую поддержку и коррекцию поведения, социальную работу (юридическое консультирование, трудоустройство детей и при необходимости родителей, профориентация, материальная помощь и др.). В ЦСВ разработаны содержание и методики работы социальных педагогов с разными категориями неблагополучных семей, содержание деятельности центров дневного пребывания детей, началась работа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. В результате число неблагополучных семей, с которыми велась работа в ЦСВ, выросло с 76 на первом этапе до 320 на третьем.
За период 2012-2014гг. центр выявил и принял 204 воспитанника, 168 из которых выбыли из центра. В таблице 2 представлены данные устройства этих детей.
Таблица 2
Данные устройства детей
Год |
Всего выбыло | Возвращены
в семью |
Устроены в детские дома |
Трудоустроены |
2012 | 23 | 5 | 9 | 9 |
2013 | 57 | 17 | 18 | 22 |
2014 | 68 | 22 | 27 | 19 |
Из анализа таблицы видна положительная динамика работы с детьми группы риска. На базе центра была организована социальная гостиница, перспективным направлением которой является оказание практической помощи детям и родителям в форме тренингов, психологических занятий и т.п., а также помощи образовательным учреждениям города и района по работе с детьми в специализированных классах.
Таким образом, опираясь на выделенные качественные и количественные показатели деятельности социально-педагогических учреждений и служб, можно сделать вывод о том, что организация социально-педагогической поддержки детей в городе Кумертау действительно носит системный характер, созданная муниципальная система успешно функционирует и помогает решать проблемы большого количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Проводя исследовательскую работу по показателям общительности, эмоциональной устойчивости, социальной зрелости, тревожности и напряженности мы пришли к следующему выводу: дети, с которыми занимались педагоги и психологи социальной гостиницы имеют более устойчивые результаты, чем у дети, которые занимались по стандартной программе. Динамика результатов двух групп представлена в таблице 3.
Условные обозначения и сокращения в таблице: верхняя строчка по каждому показателю, выделенная цветом, включает результаты первой группы, нижняя строка таблицы по отдельным показателям – результаты второй группы. Д1 – показатели по личностным характеристикам в первые дни обучения, Д2 – результаты диагностики после первого месяца занятий, Д3 – в конце учебного года.
Таблица 3
Динамика по выделенным критериям
по диагностической методике Р. Кеттелла (%)
высокий |
средний |
низкий |
|||||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
А – уровень общительности | 23,1 | 26,1 | 32,3 | 33,1 | 30,4 | 53,6 | 44,1 | 44,8 | 15,1 |
24,2 | 36,5 | 38,3 | 33,3 | 41,4 | 60,4 | 43,4 | 23,5 | 2,5 | |
С – эмоциональная устойчивость | 15,2 | 15,2 | 17,3 | 39,2 | 41,3 | 68,4 | 54,3 | 44,6 | 15,1 |
14,4 | 26,3 | 30,1 | 38,3 | 50,3 | 70,3 | 55,5 | 24,2 | 0 | |
Н – социальная зрелость | 28,3 | 29,1 | 39,1 | 49,2 | 48,2 | 54,2 | 23,5 | 23,4 | 7,3 |
26,4 | 35,5 | 40,1 | 48,3 | 54,3 | 60,1 | 24,3 | 21,9 | 0 | |
О – тревожность | 52,3 | 54,1 | 34,1 | 41,1 | 39,1 | 41,6 | 7,7 | 7,2 | 25,5 |
52,2 | 33,3 | 7,5 | 40,1 | 47,4 | 89,1 | 10,1 | 4,7 | 4,3 | |
Q4 – напряженность | 33,1 | 38,2 | 41,1 | 43,1 | 46,5 | 46,4 | 24,9 | 16,0 | 13,3 |
32,3 | 30,1 | 11,4 | 46,1 | 60,1 | 82,8 | 29,1 | 10,8 | 7,4 |
Итак, результаты итоговой диагностики, проведенной в конце исследования, показали снижение тревожности и напряженности, повышение уровня общительности, эмоциональной устойчивости, социальной зрелости почти на 30%.
Анализируя и обобщая результаты исследовательской работы по социально-психологической поддержке детства мы разработали качественные и количественные критерии и показатели результативности муниципальной системы социально-психологической поддержки детства, которые проявляются в направлениях и формах деятельности созданных социально-педагогических учреждений и служб.
Список литературы
- Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России1995. № 2.
- Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. М., 1993. – 234с.
- Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург, 1998.216с.
- Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцары. – Прага, 1978.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 477с.
- Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2001. – 480 с.
- Психология развивающей личности/ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 2002. – 237 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, – 96с.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА (На примере г. Кумертау)» author=»Дьяконова Лариса Ивановна, Матвиенко Влада Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]