Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

С появлением Интернета значимость общественных отношений увеличилась, что привело к возникновению новой юридической специализации – интернет-права. Некоторые страны имеют опыт разработки и принятия правовых норм для регулирования отношений, связанных с работой в Интернете. Так, в США и Германии принят закон «Об электронно-цифровой подписи», в России же существует только аналогичный законопроект. Со временем распространение запрещенной информации через Интернет привело к тому, что в Австралии были приняты законы, направленные на регулирование содержания информации в глобальной сети, в Германии работает закон «Об ответственности провайдера».

Правовое регулирование в обществе возникает тогда, когда появляются новые общественные связи и отношения, которые требуют нормативного обеспечения. В интернет-праве интересы государства и общества затрагиваются в том случае, если в сети Интернет происходит размещение несанкционированной или ложной информации.

На Западе использование Интернета  органами управления рассматривается как одна из возможностей повышения эффективности государственной власти. Внедрение информационных технологий в государственное управление позволило снизить издержки на содержание государства, улучшило взаимодействие органов государственной власти друг с другом и с гражданами. Такая система оказалась также выгодна и для бизнеса. Бизнес-структуры во всем мире начали осваивать информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым стало возможным оптимизировать корпоративное управление, сократить транзакционные издержки, повысить качество работы с клиентами. Также с помощью информационных технологий государственные органы могли повысить эффективность административного управления как во внутренней среде, так и в регулировании общественных процессов, эффективнее расходовать бюджетные средства, снижать расходы на содержание государственного аппарата.

Новые технологии начинают внедряться в сфере внутренних управленческих задач, так, в аппарате правительства приступили к внедрению электронного документооборота, а также уже функционирует система внутренней электронной почты.

В США, где развитие правового обеспечения электронной коммерции является государственной задачей в течение нескольких лет, законодательство уходит от регулирования Интернет-торговли при помощи нормативного права, так как правовые предписания могут столкнуться с проблемой их принудительного исполнения. И Конгресс США, и органы исполнительной власти предоставили продавцам широкие возможности для саморегулирования электронной торговли. К государственной компетенции в США отнесены защита прав несовершеннолетних, пользующихся возможностями Интернет-торговли, защита обладателей авторских прав, предоставление налоговых льгот и освобождений.

Теперь рассмотрим состояние нормативно-правового обеспечения электронной торговли в России.

Федеральное законодательство уже сейчас включает в себя около 50 законов, относящихся к проблемам Интернета, но российские хакеры, мошенники-специалисты по кредитным картам имеют возможность их «обойти», поскольку  90 % нарушений и преступлений в области авторского права, незаконного доступа к системе закрытой информации не могут преследоваться по закону ввиду отсутствия определенных пунктов в законодательстве.

Министерство связи РФ, Министерство торговли РФ и Министерство финансов РФ подготовили коллективный труд, посвященный вопросам развития электронной коммерции в России и получивший название «Проект Федеральной программы развития электронной торговли» [4].

Основой электронной торговли является совершение сделокв информационных сетях и системах, заключение договоров, обеспечивающих перемещение имущественных ценностей между различными участниками экономического оборота. Так, Н. Соловяненко выделяет несколько основных видов сделок, совершаемых в практике электронной торговли:

1) заключение периодических однотипных сделок посредством электронной почты или в режиме «оnline» между юридическими лицами, которые заключили на бумаге генеральное торговое соглашение, регламентирующее условия данных сделок;

2)заключение торговой сделки путем взаимного обмена соответствующими документами по электронной почте;

3) приобретение физическим или юридическим лицом в магазине розничной торговли товаров по каталогу, присланному по электронной почте, или по заказу, осуществленному посредством электронной почты;

4) приобретение физическим или юридическим лицом товаров и услуг в режиме «оnline» через интернет-магазин и др.[5].

В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами [6]. При этом составление единого документа, подписанного сторонами, не является обязательным условием – договор может быть заключен путем обмена документами посредством электронной связи (ст. 434 ГК РФ). Заключение договоров купли-продажи или оказания услуг путем обмена документами посредством электронной связи является характерной особенностью электронной торговли. Также не могут быть совершены сделки в электронной форме, требующие нотариального заверения или государственной регистрации в соответствии со ст. 163 и 164 ГК РФ. Ст. 160 и 434 ГКРФ являются правовой основой осуществления электронных сделок в сетях общего пользования и имеют большое значение при нормативно-правовом регулировании электронной торговли.

Немаловажную роль играет  Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи», его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи [7]. Этот закон позволяет покупателям и продавцам, не затрачивая больших усилий и времени, перенести собственноручную подпись на электронный носитель, что помогает совершать покупки товаров или услуг через сеть Интернет, а также продавать их без особых трудностей. Благодаря этой системе с каждым годом все больше людей предпочитают пользоваться интернет-магазинами.

Важным нормативным документом, регулирующим электронную торговлю, является закон о защите прав потребителей, который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [8]. В электронной торговле этот закон имеет большое значение, особенно если покупки совершаются через интернет-магазин.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», включает в себя правила, устанавливающие порядок продажи товаров данным способом. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов [9]. Это позволяет покупателю и продавцу определиться со способом доставки необходимого товара или услуги.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности в сети Интернет осуществляется ГК РФ, Федеральным Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Целью Федерального закона является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю; определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи; признание электронных документов в качестве судебных доказательств. Правовое регулирование электронной торговли основывается на принципах равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, а также гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.

Также существуют и другие законы, относящиеся к электронной коммерции такие, как Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[10], Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [11]  и Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [12].

Таким образом, на основе анализа нормативно-правовых документов, можно сделать вывод, что в РФ электронная коммерция только начинает развиваться, но при этом ее отставание от зарубежных стран незначительно. Тем не менее, на сегодняшний день в РФ еще не сложилось четко оформленного законодательства, регулирующего электронную торговлю. Существуют отдельные нормативно-правовые акты, которые связаны с этим. При этом как для покупателя, так и для продавца существуют свои нормы, по которым следует производить куплю или продажу определенных видов продукции или услуг посредством Интернета.

Список литературы:

  1. Бочкова Е.В., Пищулина Д.С. Анализ рынка Интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – №  10 (93). – С. 225-229.
  2. Бочкова Е.В., Пищулина Д.С. Этапы организации и особенности работы интернет-магазина // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сб. науч. тр. 2014. – Вып. 17. – С. 112-121.
  3. Галкин В.Д., Бочкова Е.В. Интернет-магазин как современный институт хозяйствования // Проблемы современной экономики. Материалы XXII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 декабря 2014 г.). – Ч.2. – С.10-15.
  4. Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Электронный бизнес реклама в Интернете. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 181 c.
  5. Соловяненко Н.И. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика) // Хозяйство и право. –  – № 1.  – С. 27-37.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.
  7. Об электронной цифровой подписи: федер. закон от 10.01.2002 года  № 1-ФЗ.
  8. О защите прав потребителей: федер. закон от 07.02.1992 года № 2300-1-ФЗ.
  9. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612.
  10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ.
  11. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ.
  12. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.[schema type=»book» name=»ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» author=»Бочкова Елена Владимировна, Галкин Вячеслав Дмитриевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found