Перспектива развития аграрного сектора — это система конкурирующих, взаимодействующих и взаимодополняющих крупных, средних и мелких хозяйств. В процессе аграрных и земельных преобразований ставилась главная задача — создать более эффективные формы организации сельскохозяйственного производства, направленные на свободное и самостоятельное хозяйствование, равноправное сосуществование различных форм собственности по принципу общности интересов и выгод, что означало комбинированное сотрудничество различных сельскохозяйственных предприятий по производству, переработке, хранению и реализации продукции.
Достаточно важным при этом является учёт всех экономических условий функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий. Среди всего многообразия данных условий одними из основных выступают — обеспеченность хозяйств трудовыми ресурсами, сельскохозяйственной техникой, основными и оборотными фондами, т.е. всей необходимой материально-технической базой и как важное условие для устойчивого развития производства хозяйствующих субъектов — финансовое положение предприятий, возможность привлечения кредитов, наличие свободных денежных средств [1,2].
Экономическая сущность землепользования выражается в функционировании земли как средства производства и средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе расширенного воспроизводства предприятия в целом. Таким образом, определенное соответствие между характером и размерами производства, с одной стороны, и территориальными условиями, с другой, достигается в процессе реализации комплекса социально-экономических мероприятий, направленных как на совершенствование землепользования и развитие материально-технической базы, так и на уточнение производственной программы предприятия с учетом имеющихся ресурсов. При этом должны создаваться необходимые организационно-территориальные условия для рационального размещения отраслей и организации производства, эффективного использования земли, техники и организации труда [3].
Изучение мирового опыта и лучших хозяйств нашей страны показывает, что высокие результаты хозяйственной деятельности, производительности труда, качества сельхозпродукции, снижению затрат и потерь, достигнуты за счет перехода на инновационные технологии и знания. Для внедрения высокоэффективных технологий требуется и высокопроизводительная сельхозтехника.
Но, по данным государственной статистики объем по тракторостроению для нужд сельского хозяйства сократился — в 10 раз, по сельскохозяйственным машинам для растениеводства более чем в 14, по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства — в 38, по двигателестроению — в 8, по компонентам машин и запасным частям — в 17, а использованию производственного потенциала — в 13-25 раз. Для ухода за существующим парком машин ежегодно требуется около 30 миллиардов рублей, а фактически расходуется в 4-5 раз меньше [4]. Из-за крайне низкой обеспеченности сельскохозяйственного производства современными машинами и оборудованием в большинстве хозяйств применяются упрощенные (экстенсивные) технологии с нарушением агрозоотехнических сроков выполнения работ. В связи с чем, имеет место недобор урожая и большие его потери, достигающие до 15-20 млн. т. зерна, свыше 1 млн. т. мяса, 7 млн. т. молока и другой продукции.
За годы проведения земельной реформы (1991-2013 гг.) парк тракторов неуклонно сокращался, и к 2012 г. уменьшился почти в 5 раз — с 1366 тыс. до 276 тыс. шт. (это даже меньше, чем было в РСФСР в предвоенное время).
С 1970 г. и вплоть до начала реформы поступление тракторов в сельхозорганизации РСФСР превышало списание на 2-4%, при этом парк тракторов не только рос, но и ежегодно обновлялся примерно на 12%. До реформы парк российских сельхозтракторов переобновлялся в среднем за 8,3 года, т.е. за 1990-2014 гг. — могло осуществиться три цикла переобновления при сохранении численности машин на уровне 1990 г. Некоторые учёные-аграрии утверждают, что такой многочисленный парк тракторов не был нужен сельскому хозяйству страны (хотя нагрузка пашни на трактор в РСФСР многократно превышала западные и фермерские нормы). В результате земельных преобразований нагрузка пашни на трактор в РФ выросла еще в 2,5 раза, а ежегодное обновление в начале 2010-х достигло примерно 3%. В таком темпе более интенсивно эксплуатируемый парк тракторов полностью может переобновиться теперь за треть столетия, примерно к 2045 г. Т.е. купленный или взятый в лизинг трактор должен служить российскому селянину с ежегодной почти втрое большей, чем до реформы, нагрузкой. Надежды на высокоэффективную западную технику сомнительны: в 2005 г. нагрузка пашни на трактор была в РФ больше в 7 раз, чем в США, и в 16 раз, чем во Франции. В результате резкого сокращения поставок техники ускорился ее износ, и стала быстро расти нагрузка на машины. В 2000 г. в РФ нагрузка пашни на один трактор составляла 135 га, а в 2006 г. достигла 187 га. Процесс приобрел самоускоряющийся характер. Если бы не уменьшалась площадь вспахиваемых земель, то в 2006 г. нагрузка пашни на трактор в РФ составила бы 212 га. В 2012 г. нагрузка на трактор в РФ достигла 258 га пашни — это уровень РСФСР середины 1950-х (в 2,5 раза выше, чем до реформы).
В сравнимых, хотя и более благоприятных почвенно-климатических условиях Западной Европы нормальной в 1990 г. считалась следующая нагрузка пашни на трактор: в Великобритании и Франции — 13 га, в Германии — 8 га, в Италии — 6 га (в РСФСР — 95 га). В целом, приобретение сельскохозяйственной техники в России уже за первые четыре года реформ сократилось более чем на 90%. Состояние технической оснащенности и его изменение в ходе земельной реформы представлены в таблице 1 [5].
Таблица 1.
Парк основных видов сельскохозяйственной техники в
хозяйствующих субъектах РФ, тыс. шт.
Виды сельскохозяйственной техники |
2000 | 2005 | 2010 |
2012 |
Тракторы | 751 | 489 | 302 | 276 |
Плуги | 238 | 149 | 88 | 76 |
Зерноуборочные комбайны | 199 | 129 | 81 | 72 |
Дождевальные поливные установки и машины | 19 | 9 | 5 | 5 |
Косилки | 98 | 64 | 41 | 38 |
Жатки валковые | 85 | 47 | 27 | 24 |
Из данной таблицы видно, что парк основных видов сельскохозяйственной техники планомерно сокращается. Приобретение новой техники идёт медленными и низкими темпами. Несомненно, при таких масштабах поставок невозможно не только расширенное, но даже простое воспроизводство производственно-технического потенциала отечественных сельскохозяйственных предприятий. В мире на 1000 га пашни приходится 21 трактор, а в России только — 4.
В соответствии со Стратегией развития сельхозмашиностроения к 2020 году парк сельхозтехники должен составить не менее 600 тыс. тракторов и более 140 тыс. комбайнов. Между тем объёмы производства и темпы обновления парка пока ещё недостаточны. Доля техники со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет более 60%, а по зерноуборочным комбайнам – практически 50%, по кормоуборочным – 45%. Т. е. практически половина всей сельхозтехники – это уже достаточно древняя техника, которая требует дополнительных затрат на ремонт и обслуживание [6]. Затраты материальных ресурсов в структуре себестоимости сельхозпродукции достигают 70%. Высокие затраты материально-технических средств, экстенсивные технологии приводят к низкой эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
В условиях отсутствия у многих сельскохозяйственных предприятий средств на пополнение машинотракторного парка повышается роль финансового лизинга тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, но восстановить выбытие техники лизинговые поставки пока в должной мере не могут, хотя и являются для отдельных хозяйств большим подспорьем.
Лизингом в основном пользуются малые и средние сельхозорганизации, фермеры. Здесь следует отметить, что в 2013 году на условиях лизинга приобретено 4,6 тыс. единиц сельхозтехники и автомобильной техники на общую сумму почти 10 млрд. рублей и 90% этой техники идёт малому и среднему бизнесу. «Росагролизинг» и другие лизинговые организации, и сами субъекты Федерации начали сейчас создавать, активизировать, стимулировать организацию машинно-технологических станций. Это особенно актуально для малых, средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, которые не могут покупать дорогостоящую технику.
Для улучшения финансовой ситуации в материально-техническом снабжении сельскохозяйственных предприятий Правительством РФ были разработаны программные мероприятия включающие: Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Областную долгосрочную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы.
Кроме того, 25 сентября 2013 г. принята государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 592), предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства, рыбоводства, социальной сферы села, перерабатывающей промышленности, малого сельскохозяйственного бизнеса. Общий объем финансирования государственной программы составляет 18 404 792,3 тыс. рублей.
В результате реализации госпрограммы ожидается:
— увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (на 15% за годы реализации программы), площади мелиорируемых земель (ввод в эксплуатацию 21 тыс. га мелиорируемых земель);
— ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
— увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы (индекс инвестиций – 4% ежегодно);
— повышение инновационной составляющей агропромышленного производства;
— обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения рентабельности производства (15,4% в 2020 году) и другие мероприятия.
На основе данной программы предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области. Программа субсидирования покупки отечественной, в первую очередь донской агротехники уже давно успешно работает в области и крайне востребована, выгодна и производителям, и покупателям. С 2010 по 2013 годы власти помогли хозяйствам приобрести 888 комбайнов, 86 тракторов и 1 284 единиц другой сельхозтехники. На возмещение 20% затрат на покупку донской сельхозтехники областной бюджет направил 880 млн. рублей. В 2014 году на эти цели из регионального бюджета планировалось направить 140 миллионов рублей. Но надо отметить, что 50% господдержки в последние годы направлялось на возмещение части процентной ставки по кредитам, 12,5% — на социальное развитие села. И лишь 37,5% направлялось на прямую поддержку производства. Такая структура господдержки больше обеспечивает финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей и не позволяет в большей мере обеспечивать расширенное воспроизводство. Уровень рентабельности по всей деятельности без субсидий в 2012 году составил всего лишь – 4,8%.
Следовательно, повышение эффективности сельскохозяйственного производства всегда имеет первостепенное значение, особенно в последнее время в связи с изменением экономической ситуации в стране. Но, как известно, эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня использования материально-технических ресурсов и обеспеченности ими хозяйствующих субъектов при производстве и регламентированном применении технологических средств по назначению. Таким образом, улучшение материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий будет напрямую способствовать повышению экономической эффективности их деятельности и конкурентоспособности.
Список литературы:
- Долматова, Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земель: [монография] / Л. Г. Долматова; Новочерк. гос. мелиор. акад. — Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012.- 260 с.
- Долматова Л. Г. Основы государственного регулирования в области использования и охраны земельных ресурсов в современных условиях / Л. Г. Долматова // Инженерный вестник Дона, № 2, 2011 г. – 10 с.
- Долматова Л. Г., Петрова И. А. Эколого-экономический механизм охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения / Л. Г. Долматова // «Вестник ЮРГТУ (НПИ)». Социально-экономические науки, № 4, 2013 г., С. 61-65
- Итоги деятельности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса в условиях ВТО в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.don-agro.ru/FILES/VTO/ITOGI_VTO.doc, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.
- Кара-Мурза С., Гражданкин А. Сельское хозяйство России: прощай, трактор! / С. Кара-Мурза, А. Гражданкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://centero.ru/, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.
- Совещание о развитии производства современной сельхозтехники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government.ru/ , свободный. – Загл. с экрана.- Яз. Рус.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЁННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » description=»В статье рассмотрены основные вопросы развития и формирования материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и её влияние на экономическую эффективность производства. Проанализирована финансовая составляющая данного вопроса и оказываемая государственная поддержка хозяйствующим субъектам в современной экономической ситуации.» author=»Долматова Людмила Георгиевна, Долматов Николай Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]