Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ КАК ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ КАК ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В наступившем тысячелетии научные знания рассматриваются как ресурс и необходимое условие становления и развития экономики постиндустриального типа – инновационной экономики.

К числу важнейших социально-экономических функций высшей школы относится формирование интеллектуального и кадрового потенциала общества, значение такого фактора, как «качество человеческих ресурсов» и «человеческий потенциал науки» возросло многократно.

Человеческий потенциал науки, качественные характеристики научно-образовательного комплекса и качественно новый характер труда выходят на первый план, и будут играть первоочередную роль в современном инновационно ориентированном обществе.

В связи с этим актуализируются, становятся приоритетными и практически востребованными конвергентные науки и технологии, а исследования потенциала научно-образовательного комплекса, человеческого капитала и потенциала, результативности инвестиций в человеческий капитал и потенциал науки формируют одно из приоритетных направлений современной экономической политики и регулирования современных процессов социально-экономического развития в направлении достижения экономического роста за счет эффективного использования инновационного комплекса. Ключевым условием современного развития национальной экономики является эффективность структурных реформ в научно-образовательной отрасли и создание такой социально-экономической системы и среды, которые будут аккумулировать мобилизацию творческого потенциала населения на освоение и разработку новых технологий.

Рассмотрим сущностные характеристики высшей школы по отношению к другим образовательным и научным системам, также по отношению к тем хозяйственным комплексам, которые определяют роль данного института в переходе к инновационно-интеллектуальному этапу развития постиндустриального общества.

  1. Высшая школа – система уникальная, в системе высшей школы одновременно воспроизводятся: а) источник знания (наука); б) носители знания (преподаватели); в) объекты и субъекты знания (студенты).
  2. Высшая школа имеет открыто-замкнутый характер системы. Открытая система – поскольку зависит от целей, потребностей и ресурсов общества, замкнутая – поскольку имеет самовоспроизводящий характер, осуществляя процесс: студент – новый преподаватель — научный работник, новатор – студент.
  3. Система высшей школы обладает ярко выраженным интегральным народнохозяйственным и социальным эффектом от результатов своей деятельности. Этот эффект не сводим к локальному экономическому эффекту: высшая школа не только готовит специалистов для потребностей народного хозяйства, но и формирует высокоинтеллектуальный потенциал общества, т. е. является эффективным институтом, обеспечивающим возможности расширенного воспроизводства человеческого потенциала науки. Эффект от деятельности высшей школы складывается из: а) экономического эффекта, получаемого народным хозяйством от притока в него специалистов, способных к разработке и внедрению инноваций; б) социального эффекта, получаемого специалистами научной сферы в результате приобретения новых конвергентных знаний, позволяющих реализовывать творческие возможности; в) интегрального эффекта, получаемого в целом обществом и экономикой от аккумулирования потенциала научно-образовательной среды.
  4. Высшая школа является монополистом на сферу деятельности, чистым монополистом на сферу образования и олигополистом на сферу науки. А это означает, что в случае снижения эффективности институциональной системы или распада адекватной замены ей не существует.
  5. Временной лаг формирования потенциала высшей школы продолжителен, поскольку требуются вложения нескольких поколений преподавателей и ученых.

Данные положения позволяют рассматривать достижения институциональных реформ высшей школы и развитие человеческого потенциала науки в качестве доминант экономического роста в России.

Учитывая научное осмысление негативных последствий современной трансформации институциональной системы научно-образовательного комплекса, считаем актуальной и назревшей потребность радикального пересмотра программы реформ в сфере высшего образования и науки.

Современная экономическая политика России направлена на удовлетворение общенациональных интересов в сфере образования и науки, вместе с тем определяет и учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных институциональных изменений в научно-образовательном комплексе. Основной задачей национальной экономической политики в сфере образования и науки, как это обозначено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года [2], является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям инновационной экономики. Система институтов научно-образовательного комплекса является сферой интересов экономической политики как развитых, так и развивающихся стран, поскольку является стратегической платформой развития по инновационному сценарию и потенциалом достижения экономического роста за счет непроизводственных факторов.

Поэтому, с одной стороны, каждый из субъектов экономической политики в сфере образования и науки должен иметь возможность влиять на функционирование и инновационное развитие системы образования и науки, а также – нести ответственность за эффективность институтов, необходимых для реализации научно-образовательной системой функций инновационного развития, возложенных на нее «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации» [5].

В данном случае ограничимся акцентированием внимания на положениях, относящиеся непосредственно к сущностной характеристике экономической политики в сфере образования и науки [4].

К экономической основе политики в сфере образования и науки следует отнести Национальную доктрину образования в Российской Федерации, действие которой рассчитано до 2025 года. В Доктрине в консолидированном виде изложены основные приоритеты образования и науки, ожидания государства в сфере образования и науки, обозначены результаты реализации доктрины.

Организационной основой экономической политики государства в сфере образования и науки официально до конца 2020 года рекомендована Федеральная программа развития образования. Рассмотрим основные задачи данного документа с целью выявления их потенциала в качестве доминант экономического роста в России:

В рамках нашего исследования особый интерес представляет задача обеспечения инновационного характера высшей школы, в том числе:

— трансформация структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

— обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

— увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

— развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

— поиск механизмов финансирования высшей школы, адекватных задачам инновационного развития;

— обеспечение роста оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных работников в зависимости от качества и результатов трудовой деятельности, сопоставление ее с оплатой труда в сфере экономики на значительно более высоком уровне.

Возможные направления трансформации экономических отношений системы образования и науки предполагают реальное знание состояния данного сектора, возможностей и тенденций развития, особенностей механизма реализации. Научно-образовательным сообществом [1, c. 135-136] высказываются опасения относительно возможных последствий игнорирование государством конструктивных решений относительно институциональных трансформаций сектора высшего профессионального образования и научного потенциала: игнорирование проблем высшей школы приведет к ее коллапсу, национальная экономика может потерять возможность поддержания массового воспроизводства и обучения по всей номенклатуре отраслей современных знаний. Целостная образовательная система интегрированная с научной сферой распадется на локальные центры отдельных регионов, которые ориентированы на подготовку специалистов только по конкретным специальностям из слоев молодежной элиты [3, c. 149-150].

Магистральный путь решения вопроса – институциональные реформы высшей школы с опорой на государственную экономическую политику. Государство не должно переводить сферу образования на рыночные отношения, а должно поменять формы своего участия и регулирования в данном процессе.

На наш взгляд, усиление государственной роли в процессе институционального реформирования высшей школы и развития человеческого потенциала науки должно идти в двух направлениях.

Первое. Ориентиры экономической политике в сфере образования и науки, позволяющие привлекать дополнительные средства в бюджет, как вариант — разработка конструктивных мер по обеспечению реализации экономических интересов интеллектуальной элиты с целью снижения утечки интеллектуального капитала и человеческого потенциала науки, с другой стороны, обеспечивающие доведение общей доли затрат на сферу образования и науки до 8% от ВВП. Для предотвращения «утечки мозгов» необходимо обеспечить институциональные условия для удержания высококвалифицированных научных кадров в сфере отечественного научно-образовательного комплекса.

Второе. Переход к системе долевого участия государства в научно-образовательной сфере.

Предлагаем группировку рекомендуемых мероприятий по трем блокам:

  1. Активизация социальной среды. Академической общественности и государственным структурам целесообразно достижение консенсуса о том, что проблема образования является приоритетом национальной экономики, ее безопасности, возможностей самосохранения, будущего развития.
  2. Активизация внутренних резервов страны. Выработать эффективный механизм функционирования и развития научно-образовательной системы, внутренним и внешним мировым экономическим вызовам, исходя из реальной ситуации постоянного недофинансирования. Представляется сомнительной возможность реализации как чисто рыночного, так и чисто планового пути функционирования и реформирования национальной научно-образовательной сферы. Решение данного противоречия возможно в направлении придания особого статуса образовательной системе (и прежде всего уровню высшего образования и научной сферы).
  3. Активизация зарубежных источников финансирования образования. В условиях глобализации рынков научно-образовательной сферы и роста спроса на образование и инновации в странах с развивающейся экономикой, существенный резерв финансирования заключен в привлечении иностранных студентов обучаться в Россию и в импорте образовательных программ.

В соответствии с задачами увеличения темпов экономического роста, направления институциональных реформ высшей школы и развития человеческого потенциала науки видятся во внедрении и актуализации следующих инструментов:

— формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

— формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

— увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

— внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

— усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах — не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);

— обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

— наличие не менее 10 — 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;

— увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

— увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств — участников СНГ.

Пути модернизации экономических отношений в системе образования и науки требуют гораздо более серьезного обоснования, нежели это представлено в различных схемах реформирования системы высшей школы и науки.

Государственное воздействие в сфере совершенствования экономической системы должно строиться на основании национальной доктрины образования, иначе говоря, на основе взаимосвязанных инструментов, составляющих мировоззренческую основу и практические усилия по формированию государственной системы образования и науки, стратегии ее развития на перспективу (20-30 лет). В контексте необходимости корректировки национальной доктрины образования предложим некоторые направления.

В направлении формирования доходной части бюджета, ориентированной на финансирование системы образования необходима разработка вопросов формирования целевых налогов на содержание учреждений (и иных сборов, имеющих целевую привязку). Налоговые льготы для организаций высшей школы и науки.

В направлении формирования расходной части бюджета для содержания учреждений высшего образования необходима разработка механизма аварийной мобилизации финансовых ресурсов, если состояние высшей школы достигает критического уровня.

В направлении определения оптимальной общей пропускной способности системы высшего образования необходима: а) оптимизация численности учебных заведений; б) обеспечение достаточной концентрации учебных заведений высшего профессионального образования.

Выработка непротиворечивой позиции по вопросу о том, должны ли быть ВУЗы специализированными или многопрофильными.

В направлении учета человеческих ресурсов системы высшего образования необходимо рассматривать: а) перспективы народонаселения и «мощности» системы образования; б) динамику качества образования и интеллектуального потенциала в перспективе; в) отношение населения к получению высшего образования; г) изучать перспективные возможности населения платить за образование.

В направлении корректировки отношений учреждений высшего образования с министерством необходимо: а) изучение организационной структуры управления системы образования и поиск резервов ее улучшения; б) разработка механизма, рационально сочетающего централизацию и децентрализацию в управлении.

В направлении структурных рамок системы высшего образования: а) обеспечение быстроты реакции на запросы общества по структуре преподаваемых курсов; б) мобильность по продолжительности, качеству и формам обучения; в) мобильность по нагрузке на преподавателя; г) мобильность по найму, увольнению и переподготовке преподавателей; д) мобильность материально-технической базы системы образования; е) связь структурных характеристик системы образования с экономическими параметрами; ж) влияние конкуренции между ВУЗами на качество и стоимость обучения.

Выработка механизма, обеспечивающего здоровую конкуренцию учебных заведений за привлечение обучаемых.

В направлении выстраивания интегрированных отношений высшей школы с академической наукой необходима: а) оптимизация специализации и распределения функций; б) эффективная система распределение финансовых ресурсов.

Разработка системы экономических и правовых мер по торможению процесса «утечки мозгов».

Исследование феномена некритического заимствования западных доктрин в секторе образования и науки и его влияние на способность выработки самостоятельной стратегии развития страны.

Предлагаемый концептуальный подход позволит сформировать стратегическое направление развития высшего образования в стране, в том числе в контексте трансформации экономических отношений системы образования и науки и создания институциональной структуры высшей школы способной участвовать в генерировании экономического роста.

Целью описываемой трансформации должен стать запуск внутреннего механизма саморегулирования экономики знаний, в рамках которого развитие человеческого потенциала выступает базовым элементом инновационного, образовательного воспроизводственных циклов, циклов научной деятельности и производства социально-культурных благ. Конкурируя на рынке труда, эти циклы способствуют интенсификации процессов научной деятельности, производства услуг образования, инноваций.

В рамках ставящейся государственной экономической политикой задачей концентрации ресурсов в научно-образовательном секторе, считаем необходимым охватывать и институциональную среду, и развитие личности, т.е. структурными приоритетами является укрепление государственных институтов и социальной сферы.

Список литературы:

  1. Балацкий Е., Сергеева В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. №2. 2014. С. 133-148.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р).
  3. Костылева С.Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 1 (45). С. 148-154.
  4. Образовательная политика России на современном этапе [Электронный ресурс]: доклад рабочей группы Госсовета РФ по реформированию образования. – Режим доступа: /Gossovet/ doklad.html
  5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий Российской Федерации / утверждены Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899.
  6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р).[schema type=»book» name=»ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ КАК ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» description=»Дано обоснование гипотезы о том, что высшее образование должно стать источником формирования человеческого потенциала науки. Предложены направления реконструкции системы высшего образования с целью повышения адекватности задачам инновационного развития экономики.» author=»Костылева Светлана Юрьевна, Толмачева Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found