Номер части:
Журнал

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ // Евразийский Союз Ученых. Сельскохозяйственные науки. ; ():-.





В целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса разработана государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы. Задачами указанной программы являются сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использовании лесов при сохранении экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышения продуктивности и качества лесов, повышения эффективности управления лесами[1].

Определение государственной программы  «Развитие лесного хозяйства» в ее новом качестве было дано в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а затем для федерального уровня понятие было уточнено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно последнему документу, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Из определения государственной программы следует, что для достижения поставленных целей реализуются ключевые государственные функции.

Программа оценивается по результатам ее реализации в экономической, экологической, социальной сферах.Реализация программы позволит обеспечить растущие потребности экономики страны в лесных ресурсах с учётом их рационального использования и снизить влияние негативных факторов на лес, улучшить экологическую обстановку, создать более комфортные условия для проживания населения.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Ежегодно регистрируются десятки тысяч лесных пожаров, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью.

Задачами одной из подпрограмм указанной государственной программы, а именно «Охрана и защита лесов» являются повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров; повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов; предотвращение нелегальных рубок, что в конечном результате предполагает сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранение экологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала, что выражается  в снижении лесных пожаров и улучшении санитарного состояния лесов[1].

Показатели (индикаторы) реализации указанной подпрограммы в части охраны лесов от пожаров следующие:

доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров, отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в отчетном году, к средней площади земель лесного фонда, которые были пройдены пожарами в течение последних 5 лет;

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров.

Необходимо отметить, что величина указанных показателей рассчитывается без учета климатических и географических особенностейсубъектов Российской Федерации, что не позволяет достоверно оценить эффективность проводимых мероприятий по охране лесов от пожаров.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 12.05.2011 г. № 16 «О внесении изменений в приказ Рослесхоза от 09.07.2009 № 290 «О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов» (далее – приказ Рослесхоза) земли лесного фонда распределены по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга. Следовательно, без учета указанного распределения расчет показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы подпрограммы «Охрана и защиты лесов», оценивающих оперативность принятия мер по тушению лесных пожаров, на повышение которой направлены значительные ресурсы в рамках госпрограммы, не позволяет эффективно оценить реализацию основного мероприятия 1.2. «Повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения».

В целях обеспечения достоверности показателя «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров» целесообразно производить его расчет с применение коэффициента (кп), учитывающего распределение земель лесного фонда по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга, в соответствии с которым зона наземного мониторинга принимается равной 1 (кп =1). Зона наземного мониторинга от общей площади субъекта Российской Федерации по данным государственного лесного реестра составляет:

Центральный федеральный округ – 81%;

Северо-Западный федеральный округ – 10,3%;

Южный федеральный округ – 65,4%;

Северо-Кавказский федеральный округ – 100%;

Приволжский федеральный округ – 37%;

Уральский федеральный округ – 3,4%;

Сибирский федеральный округ – 7,3%;

Дальневосточный федеральный округ – 2,2%.

Необходимо отметить, что чем ниже процент зоны наземного мониторинга, тем более удалены и труднодоступны лесные участки. В отдельных случаях доставить тяжелую технику (применение которой значительно повышает эффективность тушения лесных пожаров) не представляется возможным. Таким образом, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не представляется возможным оказать влияние на количество возникающих лесных пожаров, на величину процента зоны осуществления авиационных работ и зоны космического мониторинга.

На рисунке 1 представлено процентное соотношение зон авиационного и космического мониторинга.

Рисунок 1. Процентное соотношение зон авиационного и космического мониторинга в разрезе федеральных округов.

Следовательно, поправочный коэффициент кп, на который необходимо умножить общее количество возникших лесных пожаров, составляет:

Центральный федеральный округ – 1,19;

Северо-Западный федеральный округ – 1,9;

Южный федеральный округ – 1,35;

Северо-Кавказский федеральный округ – 1,0;

Приволжский федеральный округ – 1,63;

Уральский федеральный округ – 1,97;

Сибирский федеральный округ – 1,93;

Дальневосточный федеральный округ – 1,98.

В качестве примера расчета показателя «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров» использованы статистические данные за 2014 год. Без учета деления территории лесного фонда на зоны мониторинга указанный показатель составляет 11,1. При условии применения поправочного коэффициента, учитывающего влияние абиотических факторов (климат, рельеф, свет, тепло, влага, ветер и прочее) на условия произрастания лесных насаждений в различных субъектах Российской Федерации, количество лесных пожаров, эффективность мероприятий по тушению которых в зоне авиационного и космического мониторинга несоизмерима с эффективностью мероприятий по их тушению в зоне наземного мониторинга, будет скорректировано:

где:Qобщ – общее количество возникших лесных пожаров за исследуемый период;

кп– поправочный коэффициент.

Центральный федеральный округ – 1188 *1,19= 1413,72;

Северо-Западный федеральный округ – 1816*1,9= 3450,4;

Южный федеральный округ – 52*1,35=70,2;

Северо-Кавказский федеральный округ – 10*1,0 = 10;

Приволжский федеральный округ – 828*1,63=1349,64;

Уральский федеральный округ – 1847*1,97=3639;

Сибирский федеральный округ – 8214*1,93=15853;

Дальневосточный федеральный округ – 2115*1,98=4187,7.

Таким образом, по Российской Федерации итого возникших лесных пожаров – 29973,66.

Кроме того, расчет показателя подпрограммы «Охрана и защита леса» «Доля лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушения защитных и эксплуатационных лесов, ликвидированных в течение первых двух суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров» не отражает эффективность ликвидации лесных пожаров в течение первых суток в большинстве субъектов Российской Федерации. При его расчете также целесообразно учитывать распределение земель лесного фонда по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга.

Так как в зоне космического мониторинга, особенно в зоне космического мониторинга 2-го уровня, вследствие обстоятельств непреодолимой силы (удаленность и труднодоступность лесных участков, отсутствие возможности доставки сил и средств пожаротушения наземным способом, неразвитая сеть транспортных путей) не представляется возможным обеспечить доставку наземных сил и средств пожаротушения, а также  учитывая, что леса указанной зоны относятся к резервным, считаем целесообразным поправочный коэффициент скорректировать на величину площади этой зоны.

На рисунке 2 представлена величина зоны космического мониторинга 2-го уровня в разрезе федеральных округов.

Рисунок 2. Величина зоны космического мониторинга в разрезе федеральных округов.

Таким образом, учитывая долю площади зоны космического мониторинга 2-го уровня в общей площади земель лесного фонда по данным государственного лесного реестра, значение поправочного коэффициента для Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов необходимо принять за единицу, чтобы при расчете показателя «Доля лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушения защитных и эксплуатационных лесов, ликвидированных в течение первых двух суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров» не произошло обнуления статистических данных по количеству лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток на их территории.

Кроме того, при расчете поправочного коэффициента показателя «Доля лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушениязащитных и эксплуатационных лесов, ликвидированных в течение первых двух суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров» целесообразно учесть степень освоения резервных лесов вблизи населенных пунктов.

Лесные насаждения осваиваются преимущественно в зонах наземного и авиационного мониторинга, а также частично в зоне космического мониторинга 1. По данным учета лесного фонда, ежегодно проводятся различные виды рубок на площади, составляющей до 1% от общей площади лесного фонда. Кроме того, осуществляется плановое строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения, а также прочие мероприятия. Интенсивность освоения земель лесного фонда подтверждается ежегодным увеличением среднего расстояния вывозки древесины. Это обосновывает необходимость исключить площадь зон, вовлекающихся в лесоэксплуатацию, при расчете поправочного коэффициента, так как при ежегодном использовании лесных участков производится строительство сети транспортных путей, которые преимущественно хотя и низкого качества, но облегчают доставку сил и средств пожаротушения к месту возгорания.

Необходимо отметить, что в зоне космического мониторинга 2 размещены резервные леса  — это леса, которые не проектируются к вовлечению в лесоэксплуатацию в ближайшие 10–20 лет (ч. 1 ст. 109 Лесного кодекса Российской Федерации).Резервные леса служат источником получения древесины для местного потребления, имеют важное водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, климаторегулирующее, санитарно-гигиеническое и экологическое значение. Отнесение к резервным лесам осуществляется по материалам лесоустройства, инвентаризации лесного фонда или данным других специальных обследований.

Около 1/4 площади резервных лесов представлено нелесными землями (болота, крутые склоны, гольцы, каменистые россыпи)[1].

В качестве примера расчета показателя «Доля лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушения защитных и эксплуатационных лесов, ликвидированных в течение первых двух суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров» использованы статистические данные за 2014 год. Без учета деления территории лесного фонда на зоны мониторинга плановая величина указанного показателя по каждому федеральному округу одинаковая – 77,7%.

При условии применения поправочного коэффициента, учитывающего отсутствие возможности применения наземных сил и средств пожаротушения (обстоятельства непреодолимой силы) в зоне космического мониторинга 2-го уровня, количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, будет равно: ,

где:Qсут. – количество лесных пожаров, ликвидированных в течении первых суток с момента обнаружения;

кп – поправочный коэффициент, учитывающий наличие зоны космического мониторинга 2-го уровня.

Центральный федеральный округ – 1156 *1,0= 1156;

Северо-Западный федеральный округ – 1549*1,0= 1549;

Южный федеральный округ – 45*1,0=45;

Северо-Кавказский федеральный округ – 9*1,0 = 9;

Приволжский федеральный округ – 803*1,0=803;

Уральский федеральный округ – 1649*1,06= 1748;

Сибирский федеральный округ – 5394*1,36= 7336;

Дальневосточный федеральный округ – 1224*1,665= 2038.

Таким образом, указанный показатель реализации подпрограммы «Охрана и защита лесов», характеризующий эффективность предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, будет равен (%):

гдеQсут. – количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения;

Qобщ. – общее количество возникших лесных пожаров в исследуемом периоде.

Центральный федеральный округ – (1156/ 1188)*100=97,3;

Северо-Западный федеральный округ – (1549/1816)*100=85,3;

Южный федеральный округ – (45/52)*100=86,54;

Северо-Кавказский федеральный округ – (9/10)*100=90;

Приволжский федеральный округ – (803/828)*100=96,98;

Уральский федеральный округ – (1748/1847)*100=94,6;

Сибирский федеральный округ – (7336/8214)*100=89,3;

Дальневосточный федеральный округ – (2038/2115)*100=96,4.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным при реализации подпрограммы «Охрана и защита лесов» рассчитывать фактическую величину указанных показателей (относительно установленных плановых их величин) по следующим формулам:

показатель «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров»:

показатель «Доля лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушения защитных и эксплуатационных лесов, ликвидированных в течение первых двух суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров»:

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 года.

[1]Критерии отнесения лесов III в группы к резервным лесам: утвержденыприказом Рослесхоза от 27.06.97 №83;Лесной фонд России. — М., 2003.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ» description=»Леса России являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей. В целях сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров обеспечивается реализация подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы, оценка эффективности которой проводится с учетом объема ресурсов, реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение социально-экономического развития Российской Федерации. При этом показатели реализации указанной подпрограммы рассчитываются без учета климатических и географических особенностей регионов страны. В целях обеспечения достоверности оценки эффективности мероприятий, проводимых в целях реализации указанной подпрограммы, в статье предложено учитывать деление земель лесного фонда на зоны мониторинга.» author=»Савченкова Вера Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх