Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на становление эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики [6]. Было показано, что дети по состоянию эмоциональной сферы почти не отличаются от взрослых, а агрессивность является самой распространенной формой нарушения поведения, с которой приходится иметь дело взрослым – родителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам [4]. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи [2]. Однако тема детской агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже сейчас публикации на эту тему представляют собой главным образом обзоры зарубежных исследований (Бэрон Р., Ричардсон Д.; К. Бютнер) [8].

Целью исследования являлось установление влияния стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника, проявляемую через агрессию. В работе использовали понятие агрессии «как любая форма поведения, целью которой является причинение ущерба другому живому существу против его воли» (Baron  and Richardson, 1993) [4, с. 13].

Изложение материала. При психических нарушениях агрессивность объясняют не только природными особенностями ребенка, но и условиями среды, среди которых на первое место ставят взаимоотношения в семье и особенности семейного воспитания [5], а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением [8].

Взаимосвязь среды и агрессивности личности широко изучается в психологии. В частности Л. С. Выготский писал, что надо изучать среду ребенка и прежде всего то, что она означает для него, каково отношение у ребенка к этим отдельным сторонам среды [цит. по: 3].

Два варианта воспитания способствуют проявлению агрессивности своего любимца – предупредительность и отвержение матерью, при которых формируются разные черты характера ребенка. Однако крайние варианты, встречаются редко. Большая часть агрессивности детей развивается между этими двумя противоположностями, приводя к одинаковому результату. Для того, чтобы восстановить психологический комфорт, ребенок старается изменить положение в нужном направлении, и чаще всего за счет агрессии [7].

Существуют и методы на агрессивность, например, диагностика личностной агрессивности и конфликтности по Е. П. Ильину и  П. А. Ковалеву. Для младших школьников можно использовать проективные методики  «Кактус», «Несуществующее животное».

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей книге «Агрессия» выделяют четыре вида агрессии – социальную, внешнюю, индивидуальную, биологическую и отмечают, что следует разделять агрессию и агрессивное поведение, описав три вида: устойчивая черта личности и индивидуальная особенность; подчинение и доминирование над другими; причинение ущерба другому лицу [4].

Агрессия подкрепляется агрессивным поведением других людей; научением в процессе наблюдения и самоподкреплением. Моделями агрессивного поведения могут выступать как живые примеры, так и символические образцы, представляемые СМИ [8].

А. Болдуин приводит демократический, контролируемый и смешанный стили воспитательной практики родителей. В семьях с демократическим стилем воспитания дети социально активны, они умеют быть лидерами, однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия. Родители должны обращать внимание на детей, так как невнимание к детям может сформировать агрессию в детском возрасте. Это могут быть чувства, оскорбляющие или ранящие партнера вплоть до уничтожения.

Агрессия и враждебность не одно и то же. А. Басс и А. Дарки относят к агрессии нападение, раздражение, вербальную и косвенную агрессию; враждебность выражается в обидчивости и подозрительности. По-видимому, не  существует единственного определения [5]. Как отмечает Бреслав Г.М., «Было бы методической ошибкой оценивать поведение ребенка с точки зрения этических критериев» [3].

Классификация агрессии и широкая представленность ее форм рассмотрена И. А. Фурмановым, показавшим две ее разновидности – социализированную и несоциализированную, которые можно вообразить как континуум с двумя полюсами выраженности и природы агрессии, когда недеструктивная  агрессия сочетается с враждебной.

На одном полюсе будут находиться случаи инструментальной (или недеструктивной) агрессии, которая направлена, в основном, на достижение каких-либо потребностей и поставленных целей. На другом – враждебная агрессия (или враждебная деструктивность), целью которой является удовлетворение потребности в причинении другому боли и вреда, а агрессия служит способом достижения этой цели. Стоит подчеркнуть, что по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических характеристик детей. Ребята, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и определенными организаторскими способностями (умением наладить игру, распределить роли и пр.), поэтому они имеют среди сверстников более высокий статус. По мере продвижения к противоположному полюсу континуума отмечается снижение интеллекта детей, а вместе с этим ухудшаются организаторские и коммуникативные возможности, падает их статус в группе. Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются. Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство – неспособность понимать других людей.

И. А. Фурманов показал, что все виды агрессии характеризуются разными проявлениями агрессивности. При физической форме дети общительные, но со слабым самоконтролем, стараются к признанию, показывают силу и власть, способны на измену, лживость и нечестность.  При вербальной форме дети угрюмы, тревожны и не уверенны в себе, часто выбиваются из коллеи, он обидчивы и консервативны. При косвенной форме характерны импульсивность, низкая осознанность, чувственные наслаждения и феминные черты личности, экстравагантное поведение, подозрительность. При негативизме развиты повышенная ранимость, впечатлительность, они эгоистичны, но придерживаются традиций.

Детские психиатры и патопсихологи отмечают, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида и наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов. Прежде всего, это  особенности взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Для  ребёнка семья – это целый мир, в котором он живет и активно действует. Будучи членом семьи, ребёнок взаимодействует с родителями, которые своим стилем воспитания по-разному влияют на ребенка [5]. От стиля воспитания во многом зависит, будет ли ребенок добрым, искренним, общительным или нервным, грубым, лицемерным, лживым [3]. При невротическом развитии личности агрессивность защищает ребенка, как бы оберегая от переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию [6].

Основными причинами проявлений агрессивности младших школьников являются: стремление привлечь к себе внимание; получить желанный результат; быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [4]. А объяснения, по-видимому, кроются в формировании новообразований, связанных с возрастными психологическими изменениями – учебной мотивацией, личностной рефлексией (наше убеждение), групповой изолированностью [1]. Несомненно, агрессивность младшего школьника связана со школьной средой – с развитием учебной мотивации и повышением роли сверстников: к 3 классу ребенок полагается больше на сверстников, чем на учителя [1].

Движущей силой от демонстрации себя до достижения целей считают мотивацию. При этом формы агрессии будут: демонстративная с импульсивным компонентом, инструментально-нормативная и враждебная.

Вполне обосновано агрессивное поведение детей чаще рассматривают на подростках (А. Бандура, Л. М. Семенюк, А. А. Реан) и объясняют ее биолого-психологическими особенностями этого возраста. Агрессия дошкольников также известна – это случаи аутоагрессии, объясняемые слабой социализированностью и отсутствием сложных коммуникативных навыков личности [4; 5].

Несмотря на латентный характер агрессивности у младших школьников [9], А. Бондура отмечает ее явное проявление – вспышки раздражительности, непослушания, избыточной активности, драчливости и жестокости. Характерной особенностью агрессивности младших школьников является вербальная агрессия, проявляющаяся явно и в виде жалоб и агрессивных фантазий. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи, например, небезопасны фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство, такие как «Бригада», «Брат».

Выводы: Подытожив стили семейного воспитания и выделив основные типы неправильного воспитания, можно констатировать, что существуют: безнадзорность, бесконтрольность, гиперопека, воспитание по типу «кумира», по типу Золушки, «жесткое воспитание», воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, которые влияют на агрессивное развитие личности ребенка. Особое предпочтение своего круга в младшем школьном возрасте заметно меняет агрессивное поведение детей – их жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают.

Список используемой литературы:

  1. Асанова Л. Р. (педагог) Причины изолированности младших школьников в группе сверстников: курсовая работа. – [Электронный ресурс]. – URL httpHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»://HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»kladrazHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html».HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»ruHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»/HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»blogsHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»/HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»lilijaHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»rustemovnaHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»asanovaHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»/HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»prichinyHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»izolirovanostiHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»mladshihHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»shkolnikovHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»vHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»grupeHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»-HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»sverstnikovHYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html».HYPERLINK «https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html»html
  2. Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. − 1996 − № 1.− С. 34-45.
  3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. // Агрессия. Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
  5. Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. – Киев, 2002. (Бурбо Лиз — «Лиз Бурбо – все книги 1 файлом» (скачать)).
  6. Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения. [Электронный ресурс]. – URL: httpHYPERLINK «https://shkola-73-/»://HYPERLINK «https://shkola-73-/»shkolaHYPERLINK «https://shkola-73-/»-73- lnk.ucoz.ru/blog/stili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_na_detsko_roditelskie_otnoshenija/2010-11-29-3
  7. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
  8. Фурманов И.А. / редактор Авидон И. – СПб:Речь, 2007.  Серия: Мэтры мировой психологии. – 480 с.   https://www.labirint.ru/books/169422/.[schema type=»book» name=»ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» description=»Показано, что основным показателем состояния эмоционально-волевой сферы детей является агрессия. Исследована агрессия как явление в работах зарубежных и отечественных исследователей. Рассмотрена агрессия младшего школьника в рамках стилей семейного воспитания.» author=»Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лиля Ренатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found