Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Основное влияние на эффективность работы любой организации оказывают люди, именно они являются основным ресурсным потенциалом для совершенствования внутренних бизнес-процессов. Наиболее остро данная характеристика относится к руководителям, так как именно от их правильных и своевременно принятых управленческих решений, в условиях неопределенности (недостаточной/избыточной информации, ограниченности в ресурсах, невозможности прогнозирования спроса на товары и услуги и т.д.), зависит работа всего персонала, а следовательно эффективность функционирования организации.

Необходимость оперативного выбора наиболее продуктивного решения, ориентированного на успешное разрешение проблемной ситуации, требует от руководителей больших энергозатрат, стабильного эмоционального и психического состояния. При этом, стоит отметить, что одним из наиболее существенных аспектов, влияющих на выбор того или иного решения, оказывают ценности.

Именно ценностные ориентации определяют действия и поступки человека. Они являются сложным психологическим феноменом, относительно устойчивым, который характеризует направленность личности. В системе ценностных ориентаций прослеживается динамика и развитие каждого человека. Детерминантами ценностных ориентаций личности могут выступать условия жизни, деятельность, его склонности, способности, интересы, потребности.

Ценностные ориентации – это многогранный аспект, которые со времен античной философии и до нынешнего времени трактуется по-разному. Изучением данной темы занимались различные авторы: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Н. А. Бердяев, В. Брожик, Б. Рассел, Ф. Занецкий, С. Г. Климова, И. С. Кон, В. Я. Ядов и др. Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и Ш. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. С этой точки зрения, интересен подход к изучению Ш. Шварца, Он предлагал, что ценностные ориентации регулируют поведение субъекта и влияют на его поведенческий выбор, а в основе различий между ценностями лежат мотивационные цели. Согласно теории Ш. Шварца, ценности разделяются на 2 уровня: уровень приоритетов и уровень нормативных идеалов. Эта теория содержит в себе десять базовых универсальных человеческих ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность [3].

Ценностные ориентации влияют не только на выбор способов поведения человека в повседневной жизнедеятельности, но и в сложных критических ситуациях, таких как стрессовые [4]. По словам Ю. П. Платонова, ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них нельзя обвинять клиента за неудачу в работе, в других — все наоборот; однако принятая ценность помогает человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации [5]. Проблему регуляции поведения в стрессовых ситуациях ценностными ориентациями рассматривали многие авторы, например, В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Б. Л. Борухов и другие. Но до сих пор вопрос о регулятивной функции ценностных ориентаций в стрессовых ситуациях остаётся малоизученным. Регуляция поведения происходит за счёт выделения наиболее значимых для человека ценностных ориентиров. Система ценностных ориентаций помогает человеку сделать выбор между различными вариантами способов поведения, опираясь на направленность личности, именно это помогает личности в саморазвитии и индивидуализации. При этом ценности регулируют не только настоящее, но и будущее развитие личности, потому что благодаря ценностям формируется целостная структура мотивов, целей и задач на будущую жизнь [6].

Н. Агазаде выделяет адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии и приводит критерии сравнения между данными стратегиями. Автор считал копинг адаптивным в том случае, если стратегии направлены на позитивные приспособительные действия в стрессовой ситуации, а дезадаптивным копинг является в том случае, если он оказывает отрицательное воздействие на способность индивида преодолеть стрессовую ситуацию [1]. Э. Хейм выделяет адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные варианты копинг-стратегий. В. Янке, Г. Эрдманн определяют копинг-стратегии, как позитивные, негативные и такие копинги, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из этих категорий. Позитивное копинг-поведение уменьшает стресс, негативное, наоборот, усиливает, остальные копинги подразумевают под собой приём лекарств, агрессия, социальную поддержку, избегание стрессовых ситуаций [2].

Целью работы является взаимосвязь ценностных ориентаций менеджеров c их способом действий в стрессовых ситуациях.

Для проведения данного исследования использовались методики: «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца; тест «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) опросник SVF120» В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой, методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма.

По методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца было выявлено, что на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) наибольшую значимость для менеджеров отеля составляют ценности: «Универсализм», «Безопасность» и «Самоопределение», на уровне индивидуальных приоритетов наибольшую значимость для менеджеров отеля составляют ценности: «Универсализм», «Самоопределение» и «Щедрость». Наименее выражены ценности «Социальная власть», «Наслаждение», «Поддержка традиций».

Таким образом, на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов менеджеры ставят на первое место ценность «Универсализм», а значит в своей деятельности в большей степени менеджеры руководствуются при принятии каких-либо решений пониманием, терпимостью и защитой благополучия, как своего, так и гостей отеля. Данные мотивы у опрошенных обусловлены их потребностями в приспособлении и социализации при необходимости взаимодействия с другими людьми вне своего привычного комфортного с психологической точки зрения круга общения. Это объяснимо тем, что менеджеры по долгу своей работы вынуждены практически непрерывно находиться во взаимодействии с разными людьми, где одну из решающих ролей играет эффективная коммуникация. Для успешного общения менеджерам приходится находить подход друг к другу и к гостям отеля. Ценность «Самоопределение» совпадает по обоим частям опросника, эта ценностная ориентация скрывает под собой самостоятельность мышления и выбор способов действия, также в существенной мере в качестве мотивационной цели присущ менеджерам. Это означает, что менеджеры в выборе своего поведения опираются на свой предыдущий опыт и пытаются утвердить свою собственную позицию, которая в большинстве своем отличается от стандартной, применяемой окружающими. Они постоянно ищут что-то свое, новое, отличительное, ведь каждый из них уникален и индивидуально неповторим. При выборе своего варианта поведения, отличного от шаблонного, они получают большее моральное удовлетворение.

Сравнивая результаты, полученные в первой и второй частях опросника, заметно расхождение ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Так ценность «Безопасность», преобладающая в первой части, уступила место ценности «Щедрость», что свидетельствует о недостаточной ее реализации в поведении менеджеров. Но говорит о том, что при выборе способов действии в проблемных ситуациях респонденты будут отдавать приоритет тем, которые оказывают больше полезности при позитивном взаимодействии и честности, нежели те, которые будут доставлять чувство безопасности и комфорта.

Для исследования выбора копинг-стратегий у менеджеров отеля был использован опросник «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) опросник SVF120». Самыми часто используемыми стратегиями среди менеджеров отеля являются контроль над ситуацией и позитивная самомотивация. Эти данные свидетельствуют о том, что менеджеры анализируют ситуации стрессового характера, в которых находятся, планируют и распределяют свои действия в зависимости от ситуации. Также менеджеры отеля зачастую используют самоконтроль для выхода из стрессовых ситуаций, что говорит о достаточно высокой силе воли, чтобы контролировать свои эмоции и чувства в стрессовых ситуациях. О менеджерах способных контролировать свои эмоции и чувства, можно сказать, что они осознано принимают решения насчёт каких-либо своих действий и поступков. Копинг-стратегия «Заезженная пластинка» играет в жизни менеджеров довольно значимую роль. Подтверждение этому может служить то, что они не могут полностью расслабиться в нерабочее время, потому что постоянно раздумывают над всеми произошедшими на работе стрессовыми ситуациями. Данный процесс может привести к довольно серьезным психосоматическим заболеваниям, поэтому стоит проводить тренинговые занятия, для того, чтобы, сотрудники могли абстрагироваться от работы в часы/дни отдыха.

Позитивные стратегии используют 64% опрошенных, негативные стратегии 21% опрошенных. Таким образом, в большинстве случаев респонденты выбирают правильное поведение, которое приводит к отсутствию стресса или его незначительному проявлению.

По методике Э. Хэйма выявлено, что чаще остальных копинг-механизмов менеджеры выбирают: обращение за помощью к значимым, более опытным людям, ищут поддержки в ближайшем окружении, или подавляют эмоции в себе, впадают в состояние отчаяния, скрывают съедающую их изнутри злость и агрессию. 35% опрошенных используют неадаптивные копинг-стратегии. В неадаптивных копинг-стратегиях, среди когнитивных копинг-стратегий выделяют пассивные формы поведения, которые характеризуются отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.В неадаптивных копинг-стратегиях, среди эмоциональных копинг-стратегий рассматриваются такие варианты поведения, которые характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.В неадаптивных копинг-стратегиях, среди поведенческих копинг-стратегий существуют формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Корреляционный анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и копинг-стратегий по методике Э. Хэйма показал, что менеджер, который стремится улучшить свой социальный статус и добиться власти, в стрессовых ситуациях рассматривает трудности, как определенный шаг на пути к своей цели и не придаёт им особый смысл (r = – 0,630; p ≤ 0,01; умеренная отрицательная связь, средний уровень статистической значимости).

Корреляционный анализ показал, что ценностные ориентации связаны с копинг-стратегиями по методике «ПТЖС». Были выявлены всего 2 значимые на среднем уровне корреляции: «Стимуляция» – «Самооправдание» (r = 0,482; p ≤ 0,01; умеренная положительная связь, средний уровень статистической значимости) и «Традиции» – «Психомышечная релаксация» (r = 0,464; p ≤ 0,01; умеренная положительная связь, средний уровень статистической значимости). Таким образом, менеджер, которому в большей степени присуще стремление ко всему новому, в стрессовых ситуациях подчеркивает отсутствие личной ответственности, что способствует его быстрому выходу из стресса, а также менеджер, которому в меньшей степени присущ конформизм и в большей поддержание старых обычаев, для выхода из стрессовых ситуаций использует расслабление и отдых.

Менеджерам отеля, при всей сложности работы с различными людьми, удается контролировать стрессовые ситуации, иногда это получается сделать путём снижения значимости стресса, а иногда полному или частичному отстранению от стресса в виде положительных ситуаций, в которых личность чувствует себя комфортно и безопасно, либо же для выхода из стрессовой ситуации менеджеры анализируют ситуации, выявляют взаимосвязи, строят свою модель поведения при повторении ситуации, тем самым уменьшая ее значимость путем решения проблемы, явившейся источником стресса.

При всём разнообразии ценностных ориентаций, влияющих на способы преодоления стрессовых ситуаций, можно выделить общие черты, которых придерживаются менеджеры отеля. У них преобладает тяга к самосовершенствованию и саморазвитию, что способствует стремлению выйти из стрессовой ситуации успешнее, и с приобретением опыта эта цель удваивается, менеджеры отеля несут ответственность перед гостями отеля, перед коллективом и перед начальстом, что делает их деятельность более мотивированной.Чаще всего в рельной жизни стремление к самосовершенствованию и стремление к чувству безопасности и комфорта сопровождается внутриличностным конфликтом, поскольку есть страх перед чем-то новым, неизвестным, такие чувства будут всегда сдерживать деятельность. Но если личность будет выходить из своей зоны комфорта, рисковать, приоретать каждый раз новый опыт, то и деятельность его будет намного успешнее. При решении стрессовых ситуаций в отеле будут появляться новые пути выхода из них, копинг-поведение.

Таким образом, при такой совокупности ценностных ориентаций и копинг-поведения деятельность менеджеров в отеле является успешной и мотивированной.

 

Ссылки:

  1. Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса. [Электронный ресурс] / Н. Агазаде // Медицинская психология в России. – Электрон.журн. – 2012. – N 1. – режим доступа к журн.: https:// medpsy.ru. (Дата обращения: 15.12.2015).
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Текст] / В.Н. Карандашев. – М.: Речь, 2004. – 72 с.
  4. Платонов Ю. П. Управленческий ресурс организации (монография) [Текст] / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2015. — 544 с.
  5. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. [Текст] /Ю.П.Платонов­СПб.: Речь, 2009. — 544 с.
  6. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности, как динамическая система (монография) [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 203 с.[schema type=»book» name=»ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ» description=»В докладе обосновывается, что ценностные ориентации менеджеров влияют на выбор копинг-стратегий в стрессовых ситуациях. Такой выбор предполагает адекватную реакцию на стрессовые ситуации.» author=»Ланова Ольга Игоревна, Алонцева Александра Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found