Несмотря на широкое внедрение в практику метода психофизиологических исследований с помощью полиграфа (ПфИ), его методологические и естественнонаучные основы остаются недостаточно разработанными [5].
К актуальным вопросам, связанным с методологическим обоснованием применения психофизиологического метода выявления скрываемой информации, относится оценка влияния индивидуально-психологических особенностей обследуемых на успешность выявления скрываемой информации.
В мировой практике уже предпринимались попытки оценить влияние различных факторов, в том числе психологических особенностей субъектов, на ход и результаты ПфИ, в целом данная проблематика на сегодняшний день остается мало разработанной. При этом работ, посвященных исследованиям в данной области, направленных на изучение информативности регистрируемых в ходе ПфИ физиологических параметров в зависимости от наличия тех или иных индивидуально-психологических особенностей, практически нет.
Между тем реальная ситуация выявления скрываемой информации в ходе психофизиологического исследования с применением полиграфа, представляет, на наш взгляд, большую исследовательскую ценность для полиграфологов, изучающих проявления устойчивых свойств личности в её поведении и состояниях. Здесь у проверяемого субъекта формируется и действует весьма сильная мотивация, возникают специфические психические состояния и особенности поведения, носящие естественный, а не «лабораторный» характер. Как известно, именно в ситуациях подобного типа происходит наиболее яркая и отчётливая манифестация присущих субъекту психических свойств, в том числе, и на неосознаваемом уровне.
Среди личностных свойств, которые могут выступать как предикторы особенностей психофизиологического реагирования в ситуации выявления скрываемой информации, следует, на наш взгляд, выделить толерантность к неопределённости проверяемого лица.
Участвуя в качестве исследуемого лица в ПфИ с применением полиграфа, человек попадает в ситуацию неопределённости: он, как правило, не знает методологию проведения исследования, принципы работы полиграфа, как технического средства, не знает, удастся ли ему достичь своей задачи – успешно для себя пройти тестирование. Его состояние и поведение во многом будут зависеть от его возможностей справляться с неопределённостью ситуации, т.е. от его толерантности к неопределённости. В отечественной психологии толерантность к неопределённости трактуется как интегральная личностная характеристика [2; 4], означающая стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и предпочитать более сложные задачи, иметь возможность самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений. Напротив, интолерантность к неопределённости (ИТН) фокусирует стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределённости, предположение о главенствующей роли правил и принципов, дихотомическое разделение правильных и неправильных способов, мнений и ценностей. Выделяемая также межличностная интолерантность к неопределённости – это стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределённости отношений с другими людьми.
В целом толерантная личность описывается как человек, приемлющий новизну и неопределённость ситуаций и способный продуктивно действовать в них, а интолерантная личность – как не приемлющий новизну ситуаций и многообразие мира, испытывающий стресс при возможности множественной интерпретации стимулов. Мы предположили, что все три фактора, входящие в структуру толерантности к неопределённости, могут оказывать влияние на особенности неосознаваемых (психофизиологических) компонентов поведения субъекта при прохождении проверки на полиграфе.
Для реализации целей нашего исследования в ходе реальных проверок на полиграфе из исходной (предварительной) эмпирической выборки объёмом в 352 человек. Была выделена основная эмпирическая выборка. Главным основанием для её выделения была различная степень выраженности индивидуального симптомокомплекса физиологических реакций на значимые стимулы, по отношению к незначимым, которая определялась на основании анализа полиграмм [1]. При этом внутри основной эмпирической выборки были выделены две группы субъектов: группа I – с выраженным индивидуальным симптомокомплексом (ВИС) и группа II – с невыраженным индивидуальным симптомокомплексом (НВИС) психофизиологического реагирования.
На основании углублённого анализа полиграмм было установлено, что группа II неоднородна по выявляемым амплитудно-частотным характеристикам реакций. Нами были выделены в ней три подгруппы, которые различались по характеру проявления физиологических реакций на релевантные стимулы:
– «высокореактивный» тип — характеризуется сильно выраженными устойчивыми амплитудно-частотными характеристиками трудно дифференцируемых реакций, как на значимые, так и на нейтральные стимулы;
– «низкореактивный» тип — характеризуется слабо выраженными устойчивыми амплитудно-частотными характеристиками трудно дифференцируемых реакций и на нейтральные, и на значимые вопросы;
– «нестабильный» тип — характеризующийся неустойчивыми амплитудно-частотными характеристиками трудно дифференцируемых реакций на нейтральные и на значимые вопросы.
Наиболее редко встречаемым типом в группе II оказался «низкореактивный» тип – 27 человек в исходной выборке. В дальнейшем случайным образом нами были отобраны и две другие подгруппы по 27 человек, соответствующие вышеописанным «высокореактивному» и «нестабильному» типам. Таким образом, группа II включила 3 подгруппы по 27 человек каждая. Всего – 81 человек.
Из лиц, обнаруживших выраженный индивидуальный симптомокомплекс, также путём рандомизации был также отобран 81 человек, которые вошли в группу I (ВИС). Таким образом, в окончательном виде основная эмпирическая выборка составляла 162 человека.
Для определения факторов толерантности/интолерантности к неопределённости мы использовали «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределённости» Т.В. Корниловой [2]. В этом опроснике в качестве теоретических конструктов выделяются три фактора, позволяющих оценить характер и особенности проявляемой толерантности.
– толерантность к неопределённости (ТН) рассматривается в качестве генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и предпочитать более сложные задачи, иметь возможность самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений.
– интолератность к неопределённости (ИТН) – фокусирует стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределённости, предположение о главенствующей роли правил и принципов, дихотомическое разделение правильных и неправильных способов, мнений и ценностей.
– межличностная интолератность к неопределённости (МИТН) означает стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределённости отношений с другими.
Результаты, полученные в нашем исследовании, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Среднегрупповые показатели толерантности–интолерантности к неопределённости (опросник Т.В. Корниловой)
Факторы |
Обозначения |
Группы испытуемых |
|
ВИС | НВИС | ||
Толерантность к неопределённости | ТН | 64,57 | 39,53 |
Интолерантность к неопределённости | ИТН | 44,15 | 47,02 |
Межличностная интолерантность | МИТН | 37,28 | 47,87 |
Как видно из данных таблицы 1., обе исследуемые группы различаются по характеру проявления толерантности к неопределённости.
Для удобства анализа и большей наглядности полученные результаты представлены в виде гистограммы (рис. 1.). Как видно из данных таблицы 1 и на рисунке 1, у субъектов с ВИС показатель толерантности к неопределённости находится на нижней границе высоких значений (ТН=64,57). То есть, можно утверждать, что для большинства представителей этой группы характерно стремление к изменениям, новизне и оригинальности, самостоятельности и выходу за рамки принятых ограничений.
Уровень интолерантности (как неприятие неопределённости, стремление к ясности, упорядоченности во всем, дихотомическое разделение правильных и неправильных способов, мнений и ценностей) также достаточно выражен, хотя и находится в пределах средних значений (ИТН=44,15). Однако достоверность различий с предыдущим показателем обнаруживается на уровне 99%, что указывает на преобладание тенденции принятия неопределённости.
Рисунок 1. Среднегрупповые показатели толерантности-интолерантности по опроснику Т.В. Корниловой
Конструкт интолерантность к неопределённости (ИТН) также является многомерным и включает в себя как консервативную точку зрения, предпочтение предсказуемости, ясности, регулярности, неприятие вариабельности, оригинальности, так и тревогу в связи с неопределённостью, понимание неопределённых ситуации как негативных, которых следует избегать [2].
Усредненный показатель межличностной интолерантности группы ВИС находится в пределах средних значений (МИТН=37,28). Причем довольно широкий разброс индивидуальных значений (CV%=14,5%) указывает на то, что в данную группу вошли как субъекты с высоким уровнем выраженности межличностной интолерантности, так и лица с низким уровнем выраженности данного свойства.
Иначе выглядят результаты, полученные в группе субъектов с НВИС.
Усредненный показатель толерантности обнаруживается на нижней границе средних значений (ТН=39,53). Причем этот показатель достоверно отличается от аналогичного показателя в группе ВИС (Р=99%).
Показатель интолерантности в числовом выражении несколько выше, однако он также находится на уровне средних значений (ИТН=47,02). Причем выявляемые различия статистически не значимы.
Показатель межличностной интолерантности в этой группе обнаруживается на уровне высоких значений (МИТН=47,87), различия с аналогичным показателем группы ВИС статистически значимы (p<0,01). Полученные данные указывают на более выраженное по сравнению с представителями ранее рассмотренной группы стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях. Здесь следует остановиться на специфике ситуации межличностного общения в ходе ПфИ в рамках судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа. С одной стороны надо отметить, что характер межличностного взаимодействия в такой ситуации четко регламентирован: права и обязанности эксперта и подэкспертного определены УПК РФ и не допускают двусмысленного истолкования, что делает взаимоотношения участников вполне ясными и предсказуемыми. С другой стороны, в соответствии с тем же УПК РФ инициатива в общении в ситуации экспертизы остается за экспертом, а возможности контроля над развитием взаимодействия со стороны подэкспертного ограничены, что и может служить источником дискомфорта.
Таким образом, проведенный анализ показал, что группа субъектов с выраженным индивидуальным симптомокомплексом (ВИС) обнаруживает высокий уровень толерантности к неопределённости, что проявляется, хотя и в меньшей степени, и в сфере межличностных отношений. Уровень интолерантности (как неприятие неопределённости, стремление к ясности, упорядоченности во всем, дихотомическое разделение правильных и неправильных способов, мнений и ценностей) также достаточно выражен, хотя и находится в пределах средних значений. Причем сравнение двух тенденций (позитивного и негативного отношения к неопределённости) у этих субъектов указывает на доминирование тенденции принятия неопределённости. Показатель межличностной интолерантности группы ВИС находится в пределах средних значений (МИТН=37,28). Однако по этому показателю группа не является гомогенной: в нее вошли как лица с высоким, так и с низким уровнем выраженности данного свойства.
То есть представителей группы ВИС можно оценить как людей, способных переносить напряжение, возникающее в ситуации недостатка, многозначности или противоречивости информации, в том числе и в случае неопределённости отношений с другими людьми, и продуктивно в них действовать.
Группа субъектов с невыраженным индивидуальным симптомокомплексом (НВИС) продемонстрировала менее четкие результаты. Показатели толерантности к неопределённости и интолерантности к неопределённости обнаруживаются у представителей этой группы на среднем уровне, а выявляемые различия не достоверны. Единственной общей для большинства субъектов характеристикой является высокий показатель межличностной интолерантности, что указывает возникновение дискомфорта в ситуациях неопределённости отношений с другими людьми и/или невозможности контролировать развитие этих взаимоотношений.
В значительной степени такие результаты связаны с неоднородностью анализируемой группы. Как уже отмечалось, группа субъектов с НВИС включала в себя лиц, обнаруживающих различные типы физиологических реакций: «высокореактивный» тип (субъекты, продемонстрировавшие сильно выраженные недифференцируемые реакции), «низкореактивный» тип (лица со слабо выраженными недифференцируемыми реакциями), и «нестабильный» тип (субъекты, продемонстрировавшие неустойчиво выраженные реакции).
Проанализируем полученные данные у субъектов, обнаруживающих различные типы физиологических реакций (таблица 2.).
Таблица 2.
Показатели толерантности–интолерантности к неопределённости в группе субъектов с невыраженным индивидуальным симптомокомплексом (опросник Т.В. Корниловой)
Факторы |
Обозначения | Высокоре-активный | Низкоре-активный | Нестабиль-ный | НВИС |
Толерантность к неопределённости | ТН | 36,93 | 49,35 | 32,32 | 39,53 |
Интолерантность к неопределённости | ИТН |
46,67 |
33,46 | 60,94 | 47,02 |
Межличностная интолерантность | МИТН | 49,81 | 40,02 | 53,78 | 47,87 |
Уже из данных таблицы 2 видно, что выделенные подгруппы существенно отличаются по выраженности отдельных факторов. Для наглядности полученные данные представлены в виде гистограмм (рис. 2.).
Субъекты, относящиеся к «высокореактивному» типу, то есть обнаружившие сильные выраженные недифференцируемые реакции, характеризуются средним уровнем выраженности толерантности к неопределённости (ТН=36,93), хотя показатель находится на нижней границе средних значений (диапазон среднего уровня от 36 до 60 баллов). Показатель интолерантности к неопределённости также в пределах средних значений (ИТН=46,67; средний диапазон – 39-65). В то же время обнаруживается высокий показатель межличностной интолерантности (МИТН=49,81; средний диапазон 24-40).
Можно полагать, что в эту группу вошли лица, обнаружившие тенденцию к избеганию неопределённости, что особенно отчетливо проявляется в сфере межличностных отношений.
«Низкореактивный» тип, то есть субъекты со слабо выраженными недифференцируемыми реакциями, также обнаружили средний уровень выраженности толерантности к неопределённости (ТН=49,35), хотя показатель несколько выше, причем различия достоверны на 95%-ом уровне.
Рисунок 2. Среднегрупповые показатели толерантности-интолерантности по опроснику Т.В. Корниловой
В тоже время у представителей этого типа выявляется низкий уровень интолерантности к неопределённости (ИТН=33,46), что указывает на отсутствие тенденции воспринимать неопределённые ситуации как источник угрозы и стремления их избегать. Различия с аналогичными показателями в группе «высокореактивных» достоверны на 95%-ом уровне, в группе «нестабильных» – на 99% уровне.
Показатель межличностной интолерантности также статистически значимо ниже (p<0,05) по сравнению с предыдущей группой, хотя и находится на верхней границе средних значений (МИТН=40,02).
По-видимому, эта группа включает лиц, которые в основном неплохо переносят ситуации недостатка, многозначности или противоречивости информации: у них доминирует тенденция принятия неопределённости.
В то же время неоднозначные ситуации межличностного взаимодействия и/или невозможность контроля за развитием взаимоотношений с другими людьми вызывает у представителей этой группы чувство дискомфорта.
Группа с «нестабильным» типом физиологических реакций существенно отличается от предыдущих групп. Для них характерен низкий уровень толерантности к неопределённости (ТН=32,32). Причем различия с соответствующим показателем у «высокореактивного» типа достигают 95%-го уровня достоверности, а с аналогичным показателем «низкореактивного» типа – 99%-го уровня. Полученные результаты указывают на низкую способность к принятию решений и размышления над проблемой, в ситуации, когда не известны все факты и возможные последствия [3].
Кроме того, у них выявляется статистически значимо более высокий показатель интолерантности к неопределённости (ИТН=60,94; p<0,05 при сравнении с группой «высокореактивных» и p<0,01 – с группой «низкореактивных») и межличностной интолерантности (МИТН=53,78; p<0,05 при сравнении с группой «низкореактивных»).
В целом результаты, полученные в группе субъектов с «нестабильным» типом физиологических реакций, позволяют охарактеризовать их как лиц, ориентированных на ясность и определенность, стремящихся следовать четко определенным правилам и нормам, склонных воспринимать и интерпретировать ситуации с неоднозначными условиями и неопределёнными последствиями как угрозу или источник дискомфорта. Причем эти тенденции особенно остро обнаруживаются в их взаимоотношениях с другими людьми. Как отмечается в литературе, такие люди нетерпимы к отсутствию ясности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны ориентироваться на жесткие оценки и правила при взаимодействии с ними, стремятся контролировать развитие взаимоотношений.
Таким образом, в целом подтвердилась гипотеза о том, что особенности психофизиологического реагирования субъекта в ситуации проверки на полиграфе могут быть связаны с его индивидуальной толерантностью к неопределённости.
Список литературы:
- Иванов Р.С. Индивидуальный симптомокомплекс как инструмент интерпретации результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа. Научно-аналитическое издание «Национальный психологический журнал», № 3 (15) 2014. С. 90-97.
- Корнилова Т.В Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. №1. С. 74-86.
- Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М. 2001. С. 88-98.
- Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65-86.
- Холодный Ю.И. Полиграф в России 1993-2008. Ретроспективный сборник научных статей, посвящённый 15-летию применения полиграфа в РФ. М. 2008. С. 60-86.[schema type=»book» name=»ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ НА ПОЛИГРАФЕ » description=»Цель эмпирического исследования – выявить связь динамики психофизиологического реагирования в ходе тестирований на полиграфе с толерантностью к неопределённости испытуемых. Результаты исследования позволили обнаружить устойчивые соотношения динамических характеристик реакций и факторов, составляющих указанное выше личностное качество субъектов.» author=»Целиковский Сергей Борисович, Иванов Роман Станиславович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]