Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Современное общество, каким бы развитым и цивилизованным оно ни являлось, никогда не будет застраховано от разного рода стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В процесс работы с последствиями  чрезвычайных ситуаций активно включены психологи, поскольку количество пострадавших, которым необходима квалифицированная психологическая помощь, с каждым годом возрастает. В этой связи, актуально изучить представления будущих психологов о чрезвычайной ситуации, о том, с последствиями чего им, возможно, придется столкнуться лицом к лицу.

На наш взгляд, любая профессия требует от специалиста прежде всего конкретного осознания объекта и предмета деятельности, а также понимания особенностей и специфики условий, в которых эта деятельность будет осуществляться. Чрезвычайная ситуация является полем деятельности специалистов разных направленностей: это и спасатели, и представители органов внутренних дел, и медицинские работники, и психологи. При этом очевидным является то, что представители разных профессий выполняют при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации разные функции, соприкасаются с ней в разной степени и, соответственно, представления о ней должны отличаться, хоть в какой-то мере отражая специфику деятельности. Более того, для эффективной реализации своего потенциала в процессе деятельности необходимо накапливать его во время учебы. Иными словами, вместе со знаниями, навыками и умениями должны формироваться представления о будущей деятельности с полным их осознанием. Поэтому интересным на данном этапе исследования является не просто изучение представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации, но и выделение наличия/отсутствия специфических черт этих представлений, отражающих определенную направленность получаемых студентами знаний на их образовательном пути.

Основными методами исследования были выбраны метод свободных ассоциаций, а также метод семантического дифференциала.

Изучением проблемы социальных представлений занимались представители различных школ: Женевской, Парижской и Экс-ан-Прованской. Наиболее интересным для нас представляются идеи французской школы Экс-ан-Прованса, согласно которым, социальное представление можно определить как «функциональное видение мира, которое позволяет индивидам или группам придавать значение их поведению, понимать реальность через собственную систему отношений, таким образом адаптироваться к ней и определять свое место в ней» [1].

В основе исследования лежат идеи Ж.-К. Абрика (в частности, его структурный подход), согласно которому выявление содержания социального представления не является достаточным для его описания. Наиболее значимым является анализ структуры представления, позволяющий проводить процедуру сравнения, с целью выявления сходства и различий представлений в различных группах [3, с. 5-7]. Структура социального представления, по мнению Ж.-К. Абрика, складывается из  ядра и периферии. Ядро представляет собой стабильную, устойчивую к изменениям структуру, которая  тесно связана с историей социальной группы,  ее ценностями и нормами, а также с коллективной памятью. Ядро является основой всего представления, которая придает ему смысл (в ядро социального представления входят ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом). Периферическая система конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется динамичностью и изменчивостью (в зону периферии входят ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом). Все последующие ассоциации входят в периферическую зону социального представления, включающую область потенциальных изменений (ассоциации с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом, а также ассоциации с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом) [4].

Метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, предназначен для измерения значений, которые разные лица присваивают различным объектам. Классическая процедура семантического дифференциала состоит в оценке интересующего исследователя набора понятий с  помощью 7-бальных шкал, полюса которых представлены прилагательными-антонимами типа «большой-маленький», «горячий-холодный» и т. п. [2] Именно метафорический характер семантического дифференциала дает возможность оценивать любые объекты и сравнивать эмоциональное отношение к ним [5, с 125-135].

Исследование направлено на изучение представлений о чрезвычайной ситуации через призму отображения их в сознании субъекта, а также на  рассмотрение проблемы универсальности и специфичности представлений о чрезвычайной ситуации. Цель исследования: выявление и анализ структуры, содержания и совокупности представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации.Предмет исследования: содержание и организация представлений о чрезвычайной ситуации.Выборка исследования составила 25 студентов 4 курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте от 19 до 24 лет (М=21,5). Студентам было предложено написать 20 ассоциаций на словосочетание «чрезвычайная ситуация», а затем оценить данное понятие с помощью списка попарно сгруппированных прилагательных, выражающих качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия.

Результаты и их обсуждение. С помощью метода словесных ассоциаций в ходе исследования было получено 517 ассоциаций на понятие «чрезвычайная ситуация», что в среднем составляет 20,68 ассоциаций на человека. Словарь понятий составил  83 слова и словосочетания. В зону ядра и периферии представления о чрезвычайной ситуации вошли 52 ассоциации (что составляет 43% от общего числа высказанных ассоциаций, вошедших в словарь понятий).

Анализ содержания ядра представления о чрезвычайной ситуации свидетельствует о том, что в сознании испытуемых чрезвычайная ситуация воспринимается крайне негативно и ассоциируется с такими понятиями, как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «катастрофа», «неожиданность», «смерть» (таблица 1).

Таблица 1 – Структура социального представления о чрезвычайной ситуации

Элементы структуры

социального представления

Условия включения понятия

 в ту или иную зону

 социального представления

Понятия-ассоциации (в скобках 

с каждым понятием указаны их

частота встречаемости и средний ранг)

Зона ядра

социального представления

Частота встречаемости >4,54

средний ранг <11,84

Опасность (24; 5,62)

Угроза жизни/здоровью (22; 7,77)

Катастрофа (12; 4,9)

Неожиданность (12; 9,9)

Авария (11; 6, 84)

Смерть/летальный исход (10;10,9)

Мобилизация (9; 10,7)

Разрушение (8; 7,625)

Стихийное бедствие(8; 6,125)

Потенциальная зона

изменений

социального представления

(включает в себя 2 подгруппы)

частота встречаемости <4,54,

средний ранг < 11,84

Материальные потери(4; 11)

Бесконтрольность (4; 10,5)

Нарушение нормального хода жизни (4; 8)

Пугающая ситуация (3; 11,3)

  частотавстречаемости>4,54,

средний ранг >11,84

      Психологические/психические

проблемы (5; 13)

Страх (12; 12,3)

Спецслужбы (14; 12,14)

Периферическая

система социального

представления

частота встречаемости

<4,54, средний ранг>11,84

Война (4; 12,75)

Быстрота/внезапность (3; 12)

Боль (3; 13)

Борьба (2; 17,5)

Вред (4; 14)

Содержание периферической системы социального представления о чрезвычайной ситуации показывает, что в сознании испытуемых данное понятие отождествляется с войной, которая характеризуется внезапностью возникновения, всегда подразумевает борьбу за выживание, причиняет боль и несет в себе вред здоровью и окружающей среде. Возможно, такое представление является результатом актуальных событий в мире (политическая и военная обстановка). Интересно отметить, что в зону потенциальных изменений социального представления вошли такие понятия, как «нарушение нормального хода жизни» и «психологические проблемы», как обобщающая характеристика для понятий «психологическая/психическая травма», «психическое расстройство», «психические нарушения». Это говорит о достаточной степени сформированности у студентов-психологов картины последствий чрезвычайной ситуации, а также подтверждает наличие специфических черт в представлениях о том, с чем непосредственно работает психолог кризисных и экстремальных состояний.

С помощью метода семантического дифференциала были получены следующие характеристики чрезвычайной ситуации: сильный, плохой, большой, хаотичный, напряженный. Интересно, что в словаре Ожегова «чрезвычайный» определяется как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой. Это позволяет сделать вывод о том, что представления студентов – психологов о чрезвычайной ситуации отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности, отражают основную суть и характеристику понятия с разных точек зрения (интенсивность, психологическая составляющая, масштаб).

Суммируя результаты исследования можно сделать вывод о сформированности целостности социального представления у студентов-психологов. Наряду с универсальностью, общепринятым представлением о чрезвычайной ситуации, характеризующимся как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «смерть», «разрушение», выявились специфичные черты представления, определяющиеся как «война», «боль», «психические/психологические проблемы». Это говорит о том, что у студентов-психологов 4 курса сформировалось особое представление о чрезвычайной ситуации в связи со специализацией, узкой направленностью изучаемых дисциплин и четким осознанием особенностей будущей профессии.

Список литературы

  1. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире //Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. №2. Педагогика. Психология.
  2. Барковская О.В. Имидж как объект эмпирического исследования: учебное пособие: в 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. Ч.2. – 165 с.
  3. ЕмельяноваТ. П. Социальное представление как инструмент социального познания (по материалам французской социальной психологии).— В кн.: Наука и общество: Тезисы докладов и выступлений к Всесоюзной научно-теоретической конференции. Вып.II. Иркутск, 1983, с. 5—7.
  4. Мурашенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
  5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» description=»В статье представлены результаты исследования структуры, содержания и совокупности социальных представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации. » author=»Покатович Дарья Игоревна, Иванова Татьяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found