Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕЕ КРИЗИСОВ В ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕЕ КРИЗИСОВ В ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В последние годы ᅟдля правоохранительных органов разных стран ᅟвсе более значимой становится проблемаᅟ преодоления кризисов ᅟпереговоров с преступниками, борьбы с такой формой преступной деятельности, как захват и удержание людей в качестве заложников с целью получения выкупа, шантажа, выдвижения политических требований.

В современных условиях происходит процесс установления закономерностей и создания общей теории переговоров как особого психологического феномена; разрабатываются проблемы отдельных видов переговоров с целью выявления их особенностей, что необходимо для повышения эффективности переговоров по различным вопросам (социально-политическим, экономическим, социально-психологическим и т. д.); исследуются конкретные ситуации (факты) переговоров в целях выявления характера психологических особенностей, знание которых позволит достичь взаимоприемлемых результатов.

Наука переговоров получила развитие, основываясь на достижениях дипломатии. Применительно к дипломатии суть переговоров состоит в том, чтобы достичь гармонии интересов участвующих в них государств, привести к согласию по обсуждаемой проблеме, к взаимоприемлемому решению. Переговоры могут служить целям получения информации одной из сторон без намерения прийти к согласию их предназначение – достижение договоренности, именно в этом состоит смысл дипломатической работы [1, с.10-11].

Различные виды переговоров объединяет переговорный процесс, в котором выделяется содержательная часть (предмет) переговоров и процессуальная (способы достижения результатов, один из самых распространенных – торг, т. е. технологии ведения переговоров).

В   основе      переговорного            процесса лежит умение  путем обмена информацией между субъектами переговоров  находить взаимоприемлемые решения. В переговорах «двигателем» достижения определенного результата является интерес (воля) участников. Эффективность определяется степенью заинтересованности сторон, стремлением разрешить конфликт путем урегулирования. Соответственно, выяснение  фактического наличия  интереса, его сути – важнейший          элемент    теории     и    практики   переговоров.

Существенное  значение имеет выделение этапов переговорного процесса, что позволяет спланировать стратегию и тактику, установить очередность решения задач, определить аргументы, спрогнозировать возможные тупики в переговорах.  Движение от одного этапа переговоров к другому возможно не только при наличии интереса, воли субъекта, но и при получении «первичного комплекса информации» [2, с.82].

Выделенный механизм позволяет начать движение в виде спирали, по которой продвигаются переговоры к взаимоприемлемым решениям. Все вышеперечисленные задачи решаются в процессе межличностного общения, являющегося фактором, определяющим многие стороны общественной жизни и социальной практики [3, с.69].

Учеными были выделены четыре психологических фактора, определяющих выбор модели переговорной игры: субъективные представления партнеров о предстоящих переговорах, действия партнеров с учетом политической репутации и внутренних устремлений (степень риска), личностный фактор (характер, стиль, настрой, компетентность, лояльность), качество коммуникации (способность влиять, убеждать, рассуждать).

Выделенные факторы влияют на выбор переговорной стратегии и определяют тип переговоров. При анализе данных факторов в конкретной переговорной ситуации определяется тип переговоров: интегративные (партнерские) или полемические (конфликтные) переговоры, в межличностном плане – соревнование или сотрудничество. Стремление избегать крайностей привело к принципиальным переговорам — необходимости решать проблему исходя из ее сути, а не за счет выторгованных уступок. Жесткий подход к решению проблемы и мягкий – в отношении участников переговоров. Важно отметить, что в переговорах значительна роль личностного фактора, который трудно поддается учету.

Процесс разработки теории и практики переговоров продолжается, хотя общепринятой концепции пока не создано, во многом это связано со спецификой переговорного процесса, охватывающего множество проблем. В настоящее время переговорное мастерство выделяется в особую дисциплину при подготовке дипломатических кадров, юристов, экономистов, социологов и, конечно, психологов.

Несмотря на это многообразие исследовательских подходов, необходима дальнейшая систематизация взглядов на роль и значение переговоров как важнейшего средства достижения целей в экстремальных условиях, преодоления кризисных ситуаций, когда извечная альтернатива переговорам  —  применение силы  — сопряжена с риском для жизни и здоровья людей, удерживаемых преступниками.

Понятие «переговоры» используется не только в ситуациях деловых и официальных переговоров, но и в различных ситуациях частной жизни. Это определяется сходством процесса взаимодействия в различных ситуациях межличностного общения, повторяемостью определенных структурных элементов данного процесса, используемыми приемами и действием одинаковых психологических механизмов. Переговоры с преступниками – это стабилизация и разрешение ситуации, связанной с захватом заложников путем общения и налаживания определенных отношений.

Переговорный процесс реализуется во всех тех ситуациях межличностного взаимодействия, в которых согласовываются или уточняются интересы (в обоюдном или одностороннем порядке), ищется общая точка зрения на какие-то вопросы, осуществляется организация совместных действий или изменяется поведение партнера без применения «силового» принуждения.

Понятиями «кризис» и «конфликт» отражаются одни и те же процессы взаимодействия индивидов в объединении, кризис и конфликт  две стороны взаимодействия, осуществляемые индивидами. Индивиды, находящиеся во взаимодействии, пребывают либо в кризисном состоянии, либо в конфликтном состоянии. Выход из кризиса предполагает восстановление нарушенного единства, выход из конфликта предполагает восстановление нарушенного различия. Выход из кризиса предполагает ликвидацию накопившихся различий во взаимодействии, выход из конфликта предполагает ликвидацию накопившегося единства.

Анализ причин возникновения кризисов переговорной деятельности указывает на необходимость рассмотрения нескольких факторов, при значительной выраженности какого-либо из факторов они могут стать причинами возникновения кризисов и оказывать влияние на «тяжесть» протекания кризиса.

В результате воздействия субъективных и системных факторов происходит процесс преодоления кризиса. Также в целях предупреждения кризиса в процессе переговоров необходимо учитывать те же составляющие. Таким образом, исходя из субъективных и системных предпосылок, могут быть предприняты определенные действия субъектами переговоров для предупреждения кризиса, основываясь на модели преодоления (предупреждения) кризиса в переговорах [4, с.91].

Кризис является многоуровневым, особое значение имеет структурно-функциональное строение, иерархия и взаимодействие элементов кризиса. Движение от одного уровня преодоления кризиса к другому возможно не только при наличии интереса, воли субъекта, но и при получении первичного комплекса информации, рефлексивное отражение и переработка которого способствуют выработке адекватных стратегий и тактик ведения переговорного процесса. Выделенный механизм позволяет начать движение в виде спирали, по которой продвигаются переговоры от кризиса к взаимоприемлемым решениям. Система выхода из кризиса вариативна и динамична в зависимости от характера кризиса, процесса его развития, особенностей его участников и специфики их взаимодействия.

Список литературы:

  1. Дубинин Ю.В. Мастерство переговоров. – М.: Авна — рус. ХХI, – 240 с.
  2. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения М.: Наука, 1992. С.82. с.158.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. Изд. 2. — М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  4. Вахнина В.В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуационного подхода//Психопедагогика в правоохранительных органах. Омская академия МВД России, № 3(43), 2014[schema type=»book» name=»ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕЕ КРИЗИСОВ В ПРАКТИКЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» author=»Вахнина Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found