Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Создание  безопасной образовательной среды и ее профилактика, направленная  на сохранение и поддержание физического и психического здоровья детей, сегодня является одной из приоритетныхзадач. Системный подход и система профилактикипризнаются определяющими и весьма важными,как отмечаетВ.В. Зарецкий,«Системность обеспечивает качество функционирования составляющих ее элементов» [1,с.9].

Важное место в системе обеспечения мер, направленных на противодействие разным формам отклонений или зависимостей в образовательной среде, занимают исследования ориентированные,на выявление, объяснение,прогнозирование основных рисков и угроз. Именно объективные, реально существующие факторы определяют конкретные цели и задачи профилактической деятельности, направленной на снижение рисков, связанных с проявлением отклоняющихся форм поведения. Психология развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных, психологических и социальных задач не может рассматриваться изолированно от профилактики других нарушенных форм поведения. При этом структура среды образовательныхорганизаций России весьма неоднородна и отличается однаот другой.

Образовательная среда по своему воздействию может быть: пассивной, нейтральной, активной [5].Пассивная, индифферентная среда, гденет общих традиций, единства целей; она, принимает всех, включает в свою структуру, не меняя или слабо влияя на каждого человека. Здесь часто возникают споры,конфликты, которые разрешаются сторонаминасилием, применением силы.По классификации В.А.Ясвина такая «догматическаясреда», способствует формированию пассивной, зависимой личности, но при этом, обеспечивает твердое усвоение необходимого образовательного содержания путем заучивания, дрессировки детей [5,c.242].

Активная среда(карьерная или творческая) способствуетразвитию активнойличности, но «карьерная» -тоже формируетзависимую личность.Самостоятельная работапроходит здесь по заданным правилам и алгоритмам — дети рисуют, танцуют, говорят,делают, но только по заданию педагога. Данная среда удобна для учителя и администрации, а ребенок — жертва их успеха. В дошкольных организациях частофункционирует именно такая модель. Дети смотрят на воспитателя, не проявляя ни малейшей инициативы. Вот так и формируется зависимость ребенка от взрослого, а в будущем, когда он вдруг сделает свой неверный шаг к курению,попробует алкоголь, а еще хуже наркотик, будем удивляться и сокрушаться, не понимая, откуда это.

Нейтральная среда – «безмятежная», способствующая развитию свободной, но пассивной личности, где дети «предоставлены сами себе», а роль педагогов сводится к предупреждению конфликтов и обеспечению физической безопасности детей путем заданий педагога, перехода от одного занятия к другому. Чисто теоретически данная среда лучше, но совсем иное дело –«творческая» среда, способствующая развитию активной и внутренне свободной личности, предусматривающая выполнение работ созидательного характера. Роль педагога при этом — сотрудничество, сотворчество, ориентированиеи поощрение результатов. Важнейшим показателем здесь является психологическая атмосфера:взаимоотношения детей, педагогов и родителей,общий стиль,настрой,основанныена общих целях, уважении достоинств каждого, на сотрудничестве идоверии.

«Вирус отклонений поведения» в скрытой форме, всегда присутствует в школе и дремлет, но в «благоприятной» среде распространяется достаточно быстро:кто-то из любопытства, а кто-то вопреки запретам пробует то, что запрещают взрослые. Известно стремление детей экспериментировать, пробовать «запретный плод».

Для подростков важна текущая ситуация, атмосфера в образовательной среде, отношения со сверстниками и, конечно, в семье. Семейные конфликты часто возникают из-за кардинальных различий в ценностях подростка и старшего поколения, что приводитиногда даже к мотивам суицидального поведения. Важно во времяориентировать их на поиск позитивных целей и достижение счастья с помощью имеющихся внутренних ресурсов, а не путем ухода от ответственности и формирования зависимостей.

Профилактика психологической безопасности образовательной среды (ПБОС)  весь контингент подростковсегодняподразделяет на: здоровых, группу риска и злоупотребляющих(курением, алкоголем и пр.). Сама работа, при этом, ориентируется не столько на группу риска или злоупотребляющих, сколько на здоровых. Злоупотребляющие не особо интересуются всеми предлагаемыми школой мероприятиями, для них школьная группа часто уже не является референтной, как не авторитетны педагоги и родители. Группа риска дистанцирована от всех школьных дел, они уже сделали свой выбор в пользу, так называемой, «своей свободы», до них трудно достучаться или переубедить. Значит момент, когда целесообразно было вести диалог уже упущен.

Следует отметить, что профилактика должна начинаться не тогда, когда подросток замечен в употреблении или еще хуже при сформированной зависимости, а гораздо раньше. Причемформирование  отношения должно носить не запретительный, негативныйхарактер, а наоборот, позитивныйЗапреты могут помочь на времяи лишьпри определенных условиях.Должны появляться уравновешивающие позитивные цели, не привнесенные извне, а выработанные и принятые самими подростками или совместнос взрослыми.

Понятие «единое профилактическое пространство» включает понимание уровней профилактики: первичная, вторичная и третичная.  Эти уровни или  «компоненты единой профилактической цепи» по В.В.Зарецкому[1,с.19] не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Говоря об этих уровнях, имеется в виду, что поэтапное развитие личности ребенка сопровождается соответствующими внутренними изменениями. В кризисные моменты у ребенка возникают  новые потребности и соответственно противоречия, сопротивления, порождающиеновые конфликты развивающейся личности. Вот они сигналы, которые должны быть пойманы. На них надо реагировать, не избегая, а конструктивнопреодолевая конфликты, тем самым способствуя созданию качественных условий перехода на следующий уровень.

Рассмотрим систему с помощью метафоры,превращенияотдельных элементов в новую целостность.Возьмем в качестве элементов системы, например,обыкновенные дощечки. Соединивих между собой,получаем новую целостность — ящик. Каждая дощечка, заняв свое место, будет дном,его крышкой или боковиной ящичка. Отсюда, ящик состоит из элементов предыдущего уровня.По результату можно судить о возможности перехода на следующий уровень системы. Если результат удовлетворяет, а полученная целостность может быть использована как элемент следующего уровня, можно стремиться к новому уровню. Так ребенок из элементов (букв, цифр, образов), которые он осваивает, выстраивает новую целостность – свой тезаурус, весь запас собственных знаний о мире.

Вернемся к метафоре.Переход на следующий уровень системы, в свою очередь, предполагает соединение этих ящичков так, чтобы получилась следующая, возможно более совершенная или более сложная структура. В данном случае– это некая новая конструкция ящичков. Здесь следует сказать о плане конструкции в нашей голове и его реализации. Например, из ящиков можно создать стеллаж,стенку,письменный столи т.д. Еще интересней, если творческое решение приведет к структуре, о которой с  ходу не могли даже подумать. А какое это все имеет отношение к профилактике отклонений в детско-подростковом возрасте?

Допустим, что работа по профилактикетабакокурения, токсикоманиии пр. у подростков, начинается с преодоления негативной составляющей — конкретной зависимости. На что можно здесь опираться, как подготовлена почва — «наша голова» с ее целями и планами, а как осознают проблему подростки, каковы их установки, сопротивление, готовность к позитивным изменениям и т.д. Иными словами,оказываясьсразу на третьем (подростковом) уровне, не пройдя первых двух уровней профилактики, скорее всего, пытаемся «ухватить  за хвост жар-птицу». На первом уровне, когда проблема явно или неявно отсутствует, хорошо было бы заложитьоснову, сформировать у детей определенную установку,  отношение к данному явлению, его оценку.Часто, избегая обсуждений по проблемным вопросам с дошкольниками и младшими школьниками, стремясь не нарушить их устойчивости, взрослые «замалчивают», затушевывают проблему. Проблемные вопросы могут ставиться позитивно, например, ориентируя детей на сохранение здоровья, достижение успеха, счастья и пр. Не обязательно поучать: что куритьисквернословить плохо и т.д. Лучше дать им самим это сформулировать. Важен свой путь — самостоятельнодобытый опыт,ориентация на здоровый образ жизни,осознание общечеловеческих и  индивидуальных ценностей, самосовершенствование. Возможно,это  лишь идеальная модель для современных подростков, поскольку живут они в мире реальном и видят, понимают гораздо больше, чем иногда хотелось бы.

Уровень психологической защищенности детей определяется разными факторами, но безопасность личности в целомопределяют три главных: психологический фактор– это исходно разные реакции человека: для одного конфликт — всегда обида и слезы, а для другого – кулаки и угрозы;фактор воспитания и социализации — социальная готовность, умение общаться со сверстниками и взрослыми; фактор среды — ее значимость для ребенка, удовлетворенность, защищенность от негативного влияния[2,с.76]

Дошкольный  период в силу уязвимости ребенка чреват психотравмами, что во многом определяет его судьбу и последствия. Часто последствия оказываются гораздо более значимы, чем самитравмирующие события. Сравнительно недавно ученые стали говорить о влиянии среды и об аномалиях личностного развития детей, увязывая это с психологической травматизацией, конфликтами, о «чувстве покинутости», что впоследствииможет стать причиной многих психологических проблем, вплоть до суицида.

Специфика реакций ребенка на стрессовые и конфликтные ситуации,резкое изменение привычного образа жизни, неблагоприятные события (утрата близких,развод родителей) могут привести дошкольника к отказу.

Реакция отказа — от занятий, игр, контактов, пищи. Онаотмечается у детей при неблагоприятной адаптации, дефиците позитивного эмоционального отношения матери,даже если она кормит, ухаживаетза ним, не проявляя любви, теплого материнского отношения. Дети с ненадежной материнской привязанностью,дефицитом позитивного эмоционального отношения, ощущая «покинутость», сталкиваются с множеством проблем, особо остро реагируют на стресс,  что дополнительноусиливаетсяв подростковом возрасте.

Реакция сопротивления детейнеоправданное упорство, упрямство, капризность.Это тоже может быть реакцией на стресс. Ребенок проснулся и сопротивляется: не может быстро одеваться, есть и пр. Мама торопится на работу, а ребенок рыдает и противодействует.Если не удается переключить его или«заставить», грядет наказание. В углу стоять некогда –он получает порцию шлепков, а в придачу обещание выдать «добавку»… Затемон оказывается в детском саду, где реакция сопротивления усиливается (самоизоляция, вплоть до попыток побега из сада). Однажды такому ребенку, когда он уже вроде бы слегка  успокоился и начал играть, я сказала«Ты такой хороший, умный мальчик..». А он, тяжело вздохнув, отвечает: «Нет, я плохой. Мама так сказала».  Ребенок согласился с моделью «Я-плохой – Ты – хорошая», которая по Томасу А. Харрису в подростковом возрасте приведет к более сложным проблемам. Сейчас он сам смирился и занял позицию «плохого», а мама остается для него «хорошей», но затем он попытается выравнивать ситуацию.Мама станет тоже «плохой», аэто позиция агрессии, враждебности сначала к маме, а потом и ко всему миру [4,с.124].

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается не показатьсвои слабости, затушевать их, устранить. Он не плачет, когда ему больно, стремясь не уступить более крепким сверстникам, доказывает свою храбрость, прыгая с опасной высоты, неудачи в занятиях восполняет  драками, привлекает внимание «выделываясь», кривляясь и пр. Ему важна компенсация, но идя по такому пути, ребенок может создать себе и близким множество проблем. Другое дело попытаться создать таким детямусловия для самоутверждения. Интересный опыт удалось наблюдать в Австралии, где стараются ставить как можно меньше ограничений детям и для этого на территории оздоровительных лагерей и школ имеются самые разные тренажеры, устройства, приспособления. Заметив стремлениеребенка к самоутверждению и риску, педагоги способствуют развитию его спортивных навыков, помогают пробовать свои силы,  но со страховкой (страховочный пояс, тренер, опытные старшие, спортсмены).

Реакция зависимого поведения – скованность или демонстративность  поведения, иногда непомерное подражание кому-либо (негативному герою, персонажу кинофильма), что проявляется в копировании агрессивных жестов, речи, употреблении бранных слов, выражений, проявлении агрессии в мимике (он строит рожицы, показывает  язык, бравирует неприличными жестами).  Все эти реакциинеожиданно и резко появившиеся — свидетельство неблагополучияребенка, что пытаются устранитьпутем наказаний, не задумываясь о трудностях малыша.

Маркерами или индикаторами психологического неблагополучия  ребенка проявлениями, которые должны настораживать педагогов и родителейявляются:трудности засыпания и беспокойный сон (дневной или ночной); быстрая утомляемость, чего недавно еще не было; рассеянность, невнимательность; постоянный поиск одобрения взрослого; сосание пальца или соски; нарушение аппетита или еда без разбора и при этом заглатывание пищи;  игра с половыми органами; тики (подергивание плеч, глаз, щечки, покачивание головы); тревожность, резкое снижение илиувеличениевеса (симптомы ожирения),что при резком изменении жизненной ситуации может быть сигналом психотравмы.«Нередко и нарушения развития, и отклонения в поведении становятся следствием психических травм, полученных детьми, пережитых ими стрессов, порой до конца не преодоленных и определяющих их дальнейшуюдезадаптацию» [3, c.28].

Другой фактор, влияющий на психологическую безопасность ребенка – воспитание. Дети из неполной семьи, пережившие ее распад в дошкольном возрасте, входят в группу риска. Но и дети из полных семей становятся жертвамиизвестных типов неадекватного воспитания:

гиперопеки – ребенок постоянно находится под неусыпным контролем, постояннослышит многочисленные запреты и ограничения, строгие окрики (не ходи, не делай, упадешь, разобьешь и пр.). В результате, ребенок становится безынициативным, нерешительным, зависимым. Он не умеет постоять за себя и свои интересы, у него растет обида за то, что другим «все можно, а он такой несчастный». В подростковом возрасте это ведет к протесту против родительского влияния.Такие дети совершают  побеги из дома, нарушают всезапреты и правила,стремятся снять сразу всеграницы.

Другая форма гиперопеки – «кумир семьи».Им восхищаются, просьбы и желания его с легкостьювыполняются. В результате, повзрослев, он не в состоянии преодолеть эгоцентризм, соразмерить свои силы и желания;его часто не  принимают сверстники;переживая, он обвиняет всех, но не себя. Источником отклонений личности, суицидогенными составляющими семейного воспитания становятся: гиперопека, ригидные установки,авторитарность,культурный уровень родителей, но самым сильным источником является страх.

Детские страхи – явление обычное в психическом развитии ребенка. Оставаясь, неприятным состоянием, он не является однозначно опасным или «вредным». Страх защищает ребенка от неоправданного риска, уводит от опасностей, регулирует, организует поведение.Слишком  открытый, ничего не боящийся ребенок, беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Такие  подростки становятся «жертвами» более активных негативных лидеров, «экспериментаторов»,их с легкостью втягивают в асоциальные группы, и они — «хорошие исполнители чужой воли». Психологические особенности таких детей, их эмоциональная чувствительность, впечатлительность, приводят к травмирующемузапечатлению, появлениюстрахов, ихфиксации и постепенно онипревращаются в мишень для травли.

Жестокое воспитание —порождает в человекеприспособленчество, озлобленность, жестокость. Частые наказания за мелкие проступки, в дальнейшем могут приводить к преступлениям, а человек испытывая только страх наказания и садистическую ненависть, даже малозначительный конфликтбудет воспринимать как безысходность.

Повышенная моральная ответственность— другая крайность. Ребенку с детства внушается, что он должен непременно оправдать надежды родителей, их мечты (стать музыкантом, балериной, выдающимся спортсменом и пр.). Другой вариант ответственности – на него возлагаются непосильные заботы (ухаживать за близкими, растить братьев, сестер и т.п.). У таких детей зачастую появляются навязчивые страхи. Такое воспитаниетожеобрекает на психотравмы и трудности отношений с окружающими.

Полное попустительство и безнадзорность —другой тип воспитания. Родители заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Будучи предоставлены самим себе, в поисках радости, развлечений, онипопадают под влияние «уличных» компаний.

Профилактика — превентивные меры должны быть организованы таким образом, чтобы способствовать ликвидации или уменьшению негативных факторов.Проблема безопасности образовательной среды  привлекает все большее внимание исследователей, демонстрируя при этом отсутствие единопонимания, как в трактовках психологически безопасной образовательной среды, так и в анализе факторов, разрушающих или поддерживающих данную среду.Система профилактики, представленная разными моделями,включающаяразные уровниивозможности перехода на следующий (более высокий)уровень, открывает возможность реальных изменений и позволяет увидеть существенные внутренние трансформации.

Список литературы:

  1. Зарецкий, В.В. Концептуализация профилактики – шаг к системной деятельности// Независим 2014 №6, с.44
  2. Мириманова М.С. Технологии обеспечения психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М.:Экон-Информ 2012 – 146 с.
  3. Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №1
  4. ХаррисТ. Я-хороший, Ты – хороший :Сокр. пер. с англ. / Томас А. Харрис, М. Соль 1993. с.171
  5. Ясвин, В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В.АЯсвин — М.: Смысл, 2001. — 365 с.[schema type=»book» name=»СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮИ ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ » description=»Модель психологической безопасности образовательной среды и ее профилактика, как противодействие формированию разных форм отклонений и зависимостей подростков, рассмотрена с позиций системного подхода. Показано, что конкретные цели и задачи профилактики определяются способами реагирования детей, закладываемыми в дошкольном детстве стилями воспитания и другими факторами.» author=»Мириманова Мария Суреновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found