В настоящее время бронхиальная астма – наиболее часто встречающееся заболевание у детей и подростков, для которого характерна социально-биологическая, психосоматическая обусловленность [3, с. 117].Одной из важных причин обострения бронхиальной астмы у ребенка являются дисфункциональные отношения в семье [2, с. 25]. Искаженные детско-родительские отношения приводят к длительному психоэмоциональному напряжению в семье, повышающему риск обострения заболевания, что может стать фактором нарушения гомеостаза семьи в целом [2, с. 24; 4, с. 460, 469].
С целью изучить особенности взаимоотношений в диаде «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой», было исследовано 80 человек. Основную группу составили 20 диад «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой »: 20 мальчиков 15-16 лет с атопической формой бронхиальной астмы среднетяжёлой степени тяжести и 20 их матерей.Контрольная группа — 20 диад «мать – условно здоровый сын»: 20 условно здоровых мальчиков 15-16 лет и 20 их матерей. Все исследуемые семьи полные.
Методы исследования:
Психодиагностический метод: опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; «Шкала семейной адаптации и сплочённости» Д.X. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Перре; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова, А.А. Аладьина.
Статистический метод.
Результаты исследования
Анализ семейной тревоги показал, что у матерей мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, выявляется высокий уровень семейной вины (2,35±0,31; 1,3±0,14; p<0,05) и общей семейной тревоги (7,45±1,12; 4,75±0,43; p<0,01). Также, на уровне тенденции отмечается сравнительно более высокий уровень семейной напряжённости (2,65±0,28; 1,25±0,2; p<0,1) по отношению к оценке данного показателя матерями условно здоровых мальчиков-подростков. Подростки, страдающие бронхиальной астмой, частично подтверждают показатели своих матерей, в сравнении с оценками условно здоровых мальчиков-подростков. В том числе, это касается уровня общей семейной тревоги (4,68±0,12; 1,25±0,17; p<0,05). Анализ диадного взаимодействия позволяет отметить, что у матерей мальчиков, страдающих бронхиальной астмой, в отличие от их сыновей, отмечается превышение уровня показателей семейной вины (p<0,05)и общей семейной тревоги (p<0,05), а также семейной тревожности и напряжённости (на уровне средних значений). Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что для детско-родительских отношений в диадах «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» характерен высокий уровень семейной вины и общей семейной тревоги со стороны матерей, что также ощущается и сыновьями.
Особенность семейного копинга в диадах «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» заключается в том, что для матерей больных мальчиков-подростков, в отличие от матерей условно здоровых мальчиков, характерны сниженные показатели уровня семейной сплочённости (30,35±1,78; 37,25±1,49; p<0,05) и уровня семейной адаптации (25,8±1,08; 38,6±2,08; p<0,01). В рамках «циркулярной модели» («круговой модели») Д.Х. Олсона, уровень семейной сплочённости у матерей больных сыновей характеризуется как «разобщённый», а уровень семейной адаптации как «гибкий».Для мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, характерен также «разобщённый» уровень семейной сплочённости (34,05±3,41; 38,85±2,45; p<0,05) и «хаотичный» уровень семейной адаптации (33,05±4,13; 37,55±3,01; p<0,05). Таким образом, в диадах «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» выявляются такие особенности семейных сплочённости и адаптации, которые характеризуют тип семейной системы как «низко сбалансированный» с тенденцией к несбалансированности, что свидетельствует о неадаптивности семейного копинга и подтверждает дисфункциональность материнско-детских отношений.
Таким образом, структурные компоненты тревоги и особенности копинга, рассмотренные с позиции системного семейного подхода, иллюстрируют дисфункциональность материнско-детских взаимоотношений, что подтверждает патологизирующий стиль воспитания.
Выявление специфики типа семейного воспитания у матерей мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, показало, что для них характерны такие особенности воспитания, как гиперпротекция (7,1±2,1 – основная группа; 4,2±1,32 – контрольная группа; p<0,05), потворствование потребностям ребёнка (8,0±1,27; 4,65±0,89; p<0,05), расширение сферы родительских чувств (5,6±1,31; 1,8±0,13; p<0,01), а также недостаточность его обязанностей, минимальность санкций и предпочтение в подростке детских качеств (на уровне средних значений). На уровне тенденции выявляются такие показатели как воспитательная неуверенность (3,6±0,89; 1,15±0,43; p<0,1) и фобия утраты ребёнка (3,8±1,04; 2,45±0,13; p<0,1). Таким образом, полученные результаты исследования нарушения воспитания и его причин свидетельствуют о наличии у матерей мальчиков с бронхиальной астмой патологизирующего стиля воспитания по типу «потворствующая гиперпротекция» и инфантилизации подростка. Мальчики-подростки, страдающие бронхиальной астмой, подтверждают такие особенности типа семейного воспитания у своих матерей, как гиперпротекция (5,0±1,27; 2,75±0,17; p<0,05), потворствование потребностям ребёнка (5,52±1,19; 1,15±0,09; p<0,01), минимальность санкций, расширение сферы родительских чувств и фобия утраты ребёнка (4,15±1,08; 2,15±0,49; p<0,05). Также ими выделяются такие показатели, как недостаточность требований-запретов и вынесение конфликта между матерью и отцом в сферу семейного воспитания, которые не обнаруживаются у их матерей. Таким образом, особенностью семейной дисфункции в диаде «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» является патологизирующий тип семейного воспитания «потворствующая гиперпротекция», который отмечают как матери больных сыновей, так и сами подростки.
Корелляционный анализ в диаде «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» выявил, что материнская гиперпротекция имеет положительную взаимосвязь с семейной виной (r=0,876; p<0,01) и уровнем общей семейной тревоги (r=0,873; p<0,01), как показателями матери, а также отрицательную взаимосвязь с распределением ролей в семье (r=-0,756; p<0,01) и наличием интереса и отдыха в семейных взаимоотношениях (r=-0,746; p<0,01), как показателями сына. Оценка больным мальчиком наличия интереса и отдыха в семейных взаимоотношениях имеет отрицательную связь с его восприятием игнорирования потребностей (r=-0,702; p<0,05). Следовательно, чем выше уровень гиперпротекции матери, тем сильнее ощущается ею семейная вина и выше уровень общей семейной тревоги, тем ниже показатель распределения ролей в семье и присутствие общих интересов и отдыха при взаимодействии с сыном. Соответственно, чем меньше совместных интересов и отдыха, тем сильнее сын ощущает игнорирование его собственных потребностей матерью.
Таким образом, наличие тесных взаимосвязей патологизирующего типа семейного воспитания с высоким уровнем семейных вины и тревоги отражает присутствие неадаптивных характеристик семейного копинга.
Уровень общей семейной тревоги, как материнский показатель, имеет положительные взаимосвязи спатологизирующими характеристиками материнского воспитания: воспитательной неуверенностью (r=0,862; p<0,01), неустойчивостью (r=0,837; p<0,01), игнорированием потребностей (r=0,784; p<0,01), потворствованием потребностям (r=0,736; p<0,01), а такжес восприятием сыном недостаточностиего обязанностей(r=0,865; p<0,01)в процессе воспитания. Таким образом, чем выше уровень общей семейной тревоги ощущается матерью, тем сильнее проявляется её воспитательная неуверенность и неустойчивость стиля воспитания. Как следствие, матерью избирается как основная одна из двух стратегий поведения: потворствование потребностям сына, или их игнорирование. В любом случае, в независимости от выбранной стратегии, это влечёт за собой недостаточность обязанностей сына, что и отмечается как раз мальчиками-подростками, страдающими бронхиальной астмой.
Таким образом, анализ результатов исследования позволил выделить мишени психокоррекции: дисфункциональность материнско-детских взаимоотношений, высокий уровень семейной вины и общей семейной тревоги, неадаптивность семейного копинга.
Основываясь на парадигме системного подхода в медицине и исходя из биопсихосоциальной модели заболевания, проведение семейной психотерапии становится актуальным в системе комплексного лечения и реабилитации многих заболеваний у детей и подростков. Для коррекции отношений в диаде «мать – сын, страдающий бронхиальной астмой» с позиции системного семейного подхода может быть рекомендована модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии, разработанная М.П. Билецкой.
Цель модели:обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.
Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск и активизация семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания;ориентация не на причины заболевания, а на его лечение.
Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов и реализуется в течение пяти месяцев, включая поддерживающий этап. Частота встреч определяется задачами этапа.
Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная психотерапия, аналитико-системная семейная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастические упражнения.
Модель строится, исходя их следующих принципов:
- психосоматическое расстройство у ребенка − проблема не «идентифицированного» пациента, а всей семьи;
- ориентация на совладание с болезнью, а не на «культ болезни», существующий в семье;
- преодоление алекситимических барьеров − задача всей семьи;
- четкая дифференцированность внутрисемейной структуры, правильное функционирование подсистем в семье − основа адаптивного совладающего поведения и саногенной роли семьи в лечении заболевания;
- семья воспринимается способной нести ответственность за поведение своих членов и решение своих проблем;
В ходе проведения семейной психотерапии психотерапевт изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, что вначале может приводить к усилению симптома, поэтому необходимо провести ряд сессий с детской и родительской подсистемами отдельно. Это помогает снизить семейную тревогу, возросшую в начале перестройки семейных ролей, а также снизить тревогу и напряженность ребенка, который может эмоционально отреагировать свои проблемы [1, с. 68].
Данная модель семейной психотерапии называется «ромбовидной» векторной, так как предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб:
На первом этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу (присоединение, «семейный диагноз»), заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу.На втором этапепсихотерапевтическая работа проводится по направлениям-векторам − с родительской и детской подсистемами отдельно с целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы. На третьем и четвертом этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержание третьего этапа – реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Четвертый этап необходим как поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи. Оценка эффективности модели «ромбовидной» векторной семейной психотерапии проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Полученные результаты сравнивались с исходными данными. Выявлены значимые различия по всем шкалам (р<0,001), свидетельствующие о снижении уровня общей семейной тревоги после лечения. Завершением «экологической проверки» модели явилось проведение катамнестического исследования: 85% семей, явившись через 6 месяцев после окончания лечения, отмечают снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем. У 80% детей отмечается стойкая ремиссия заболевания, у остальных 20 % − снижение интенсивности протекания приступов удушья.
Заключение
Таким образом, материнско-детское взаимодействие в семьях с мальчиками-подростками, страдающими бронхиальной астмой, является дисфункциональным и характеризует особенности семейной дисфункции в семейной системе. С позиции системного семейного подхода нами были рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов общей семейной тревоги с особенностями семейного копинга и характеристиками патологизирующего семейного воспитания в данных диадах. Наличие патологизирующего типа семейного воспитания «потворствующая гиперпротекция», высокий уровень общей семейной тревоги и неадаптивность семейного копинга в диаде «мать – сын-подросток, страдающий бронхиальной астмой» являются мишенями семейной психотерапии.Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии М.П. Билецкой помогает снять запрет на высказывание и отреагирование чувств в дисфункциональных семьях подростков с психосоматическими расстройствами, позволяет выработать оптимальные способы семейного функционирования, провести коррекцию стиля воспитания и способствует установлению адекватных детско-родительских отношений. Данная модель может быть включена в программу комплексного лечения и реабилитации подростков с психосоматическими расстройствами.
Список литературы:
- Билецкая М.П. Семейная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГПМА, 2011. – 80 с.
- Билецкая М.П., Бурлакова М. И. / Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой / М. // Ученые записки. — 2011. -Т. 18, № 4. — С. 23-25.
- Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – Спб.: Питер, 2008.- 672с.[schema type=»book» name=»СЕМЕЙНАЯ ТРЕВОГА И КОПИНГ В ДИАДЕ «МАТЬ – СЫН-ПОДРОСТОК, СТРАДАЮЩИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ»» author=»Билецкая Марина Петровна, Шемет Валерий Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]