За последнее десятилетие в нашей стране, произошел целый ряд политических экономических и социальных изменений, которые сильно повлияли и влияют на образ жизни граждан. В частности, в области семейных отношений также произошли некоторые «сдвиги»: переосмысление некоторых функций семьи, ее уклада и динамики взаимоотношений. Однако, согласимся здесь с положениями структурного-функционализма, по-прежнему, основная задача семьи — воспроизводство и адаптация индивидов в общество — сохраняется и наоборот все более и более формирует напряжение вокруг проблемы репродукции, воспитания, эмоциональной поддержки и обучения детей [1; 6].
Семья создается на основе любви, но ведущие задачи, которые решаются в ходе ее (семьи) жизни связаны с решением целого ряда «бизнес- задач», большинство которых направлено на поддержание (выхаживание, выживание и поддержку) ребенка. Семья в большой своей части обусловлена потребностями ребенка, а жизнь ребенка обусловлена всей системой семейных отношений.
Так, первый опыт взаимоотношений с миром ребенок получает в семье. Родители выступают трансляторами опыта взаимодействия с окружающим людьми. Родитель выступает эталоном, образцом, знания о социальных нормах: что хорошо, а что плохо, где и как себя правильно вести и наоборот. Родители являются тем ориентиром, благодаря которому ребенок начнет выстраивать взаимоотношения с другими людьми [2].
Особые процессы становления и развития личности происходят в подростковом возрасте, который является важнейшим периодом еще и для подготовки к будущей семейной жизни. Становление зрелых отношений определяет характер будущих взаимодействий, семейных взаимоотношений и является показателем социальной успешности, личности. Родительская семья в большей степени определяет особенности формирования различных представлений о мире и себе, в том числе и об особенностях вступления в брак, о распределении семейных обязанностей, восприятии себя и других, формировании тех или иных черт личности и ее смысложизненных ориентиров [4].
То есть актуальным является исследование вопросов влияния родителей на особенности общения детей с противоположным полом, формирование взглядов на дальнейшую жизнь, психологическую готовность к вступлению в брак, а также развитие представлений о будущем супруге, становление и развитие семейных взаимоотношений [3].
В ряду исследований проблематики семьи, семейных взаимоотношений особое место занимает благополучие и психологическая безопасность ребенка. Психологическая безопасность ребенка – такое состояние, когда личность переживает устойчивое ощущение стабильности (возможность контроля или прогнозирования) в удовлетворении большинства своих жизненно важных потребностей. Психологическая безопасность обеспечивает успешное развитие ребенка. Это одно из главных условий психологического, физического и нравственного его здоровья [7].
Психологическая безопасность во многом определяется внутренним микроклиматом семьи, в которой растет ребенок, а так же взаимоотношениями между родителями и детьми. Детско- родительские взаимоотношения начинаются практически с самого рождения человека и проходят через всю его жизнь. На разных этапах развития человека они соответственно претерпевают изменения и трансформируются [5].
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди, но на практике не всегда так. Семья бывает часто раздираема спорами, конфликтами и противоречиями где встречаются обвинения, угрозы и нередко доходит и до применения физической силы то есть физического и психологического насилия в отношении ребенка. Психологическое насилие — это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого.
Особенно в подростковом возрасте, когда усиливается само внутреннее напряжение растущей личности, семья должна поддержать подростка, который нередко оказывается в трудной, психологически небезопасной жизненной ситуации.
Но сама по себе семья не может становиться местом психологической защиты, спокойствия и теплоты. Всем этим семью наполняют взаимоотношения. Дети разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта, «вселяемого» родителями. То есть главную роль в наполнении детско – родительских отношений выполняют родители, их опыт — установки ценностей и убеждений — во многом будут формировать эмоциональный, психологический климат в семье. Будет ли во взаимоотношениях правильным употребление бранных слов родителями, оскорблений, крика, жесткой критики, постоянных «допросов» подростка о времяпровождении, проявления грубости по отношению к друзьям. Либо отношения будут наполнены поддержкой, любовью, теплыми словами, воспитанием в подростки чувства ответственности, самостоятельности и управлением собственной свободой.
Все это в равной степени будет влиять на психологическую безопасность подростка и прогнозирование им будущего. Только в одном случае – у подростка будет развиваться внутренняя пустота, ненужность, отчужденность расти ощущение тревоги и напряженность, а в другом случае он будет стремиться к построению отношении гармоничных семейных отношений, желанию к самоутверждению здоровой социальной конкурентности, личностному и профессиональному самоопределению, внутренней гармонии и построению счастливого будущего.
Таким образом, отношение родителей к подростку, особенности понимания трудностей и потребностей подростка, влияют на ощущение психологической безопасности личности.
Нами было проведено небольшое пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей стиля родительского воспитания.
Выборка составила: 100 подростков из них 55 мальчиков и 45 девочек в возрасте 14-15 лет.
Диагностические методики: опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» и методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).
В итоге выявлено, что по мнению 37 % подростков их родители достаточно авторитетны, то есть родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей (методика С.Степанова). Авторитарный стиль воспитания используют 34% родителей в отношении своих детей, что проявляется в родительском доминировании. Либеральный стиль воспитания 18% исследуемых семей, что проявляется в максимальным удовлетворением потребностей ребенка, потаканием его капризам и желаниям. Индифферентный стиль воспитания наблюдался у 8% исследуемых родителей снижен интерес к детям. Примерно 3% исследованных не определились в доминирующем стиле.
Анализ результатов проведенного исследования по методике «исследование родительских взаимоотношений» В.В. Столина А.Я. Варги показал следующее: 23% выборки подростков считают, что родители их «отвергают», то есть воспринимают плохим, неприспособленным, неудачливы, неуспешным человеком. 14% (принятие) подростков считают, что родители принимают их, заботятся. 19% (кооперация) подростков уверены, что родители поощряют их инициативу и самостоятельность, ценят способности. 27% от всей выборки (симбиоз) подростков считают, что родители ощущают себя единым целым. 38% подростков, считают, что родители проявляют к ним авторитаризм, требуют послушания, безоговорочной и дисциплины, навязывает свою волю и не принимают точку зрения ребенка. 9% от всей выборки подростков, считают, что их родители несколько инфантильны, не имеют четкой позиции в воспитании и в социальной адаптации в целом.
Таким образом, при всем разнообразии полученных результатов, мы видим, что большинство подростков так или иначе ощущают доминирование и давление со стороны родителей. Способствует ли такой стиль родительского отношения формированию психологического благополучия личности подростка? Как в таких отношениях может быть сформирована самостоятельность или ответственность подростка, когда вариативность поведения не приветствуется, а договоренности будут выполняться только в одном направлении: от родителя к ребенку по типу «ты должен выполнить…»?
Ответы на эти вопросы — цель следующих исследований. Но уже сейчас важно отметить, что хотя социокультурные изменения затрагивают многие области семейных отношений, собственно детско-родительские отношения ближе к традиционным: родитель предстает как ответственный и строгий воспитатель, а ребенок — объект и потребитель социальных установок.
Одновременно с этим мы должны понимать, что проблема роли семьи в формировании психологической безопасности будущего подрастающего поколения в настоящее время становится все более актуальной. И во многом от взрослых, родителей и тех взаимоотношений, которые они устанавливают и развивают, зависит, каким будет это будущее для подростков — холодным, серым, агрессивным и невзрачным или, наоборот, личность сможет проявлять свою открытость, свободу, поддержку, доброту и любовь.
Литература
- Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. — 1991. — N
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
- Карцева А.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества // Социологические исследования. – 2003. — №7. С.92-99.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
- Ожигова Л.Н. Безопасность как базовая потребность личности в системе семейных отношений Личность и бытие: субъектный подход. V Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, с. 284-291.
- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М. 1996. — С. 494–526.
- Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2002.[schema type=»book» name=»Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков» author=»Захарян Вачаган Вазгенович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]