Постановка проблемы. Гражданственность рассматривается как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. В то же время гражданственность является нравственной позицией, состоящей в чувстве долга и ответственности человека перед государством, коллективом, семьей, профессиональным сообществом [14]. Предметом психологического исследования была личность школьника второго класса как интегративное образование, включающее гражданственность в контексте становления человеческих качеств. Психологические механизмы воспитания гражданственности современного младшего школьника неизвестны.
Целью исследования является сравнительное изучение гражданственности студентов университета и учеников второго класса. Такое сопоставление необходимо, так как преемственность поколений прежде всегда соблюдалась [15, 57]. Сейчас же, когда общество находится в кризисном периоде, таких данных не имеется. Студент через систему высшего образования связан напрямую с задачами государства и общества, тогда как школьник находится больше под влиянием семьи. Естественно, что методы использовались разные, с учетом возрастных возможностей, поэтому сравнительный анализ носил не прямой, а косвенный характер.
Обзор публикаций по проблеме. П.И. Бабочкин указывал на изменения личности в динамично меняющемся обществе [3]. На пути к гражданскому обществу [6] происходит социализация всех слоев населения [10]. Нами это показано на студентах университета [7]. Гражданственность, как главное свойство личности, формирует школа, создавая специальные условия и обозначая основные нравственные характеристики младшего школьника [11, 45].
Среди многих факторов, влияющих на становление гражданственности младшего школьника, нами выделены позиции: 1) психолого-педагогические особенности возраста; 2) влияние семьи и взрослых; 3) взаимодействие со сверстниками [2].
Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени [5]. Методом экспертных оценок для второклассников установлена важная характеристика личности – «ответственность», что соответствует теории Муздыбаева К. [9]. Та же характеристика зафиксирована и у студентов университета [7].
Большое влияние на патриотическое воспитание имеют беседы, ведущиеся с детьми на темы: «Я и мой город», «Я и моя страна» [1].
А.С. Макаренко наметил путь воспитания школьника-гражданина, заключающийся в определенном уровне образованности, высокой общественной активности и коллективизме. Но необходимы и специальные условия. Прежде всего, это личность учителя, его высокая нравственность, способность быть примером, а также почитание традиций школы, являющейся вторым домом для ребенка [8, 198].
В структуре гражданственности можно определить сознательный взгляд на социальную действительность и смысл жизни, отношение к событиям и самому себе, реальное поведение [10].
Учёные обратили внимание, что произошла трансформация ценностных ориентаций молодежи [13]. То же самое нами показано на студентах инженерно-педагогического университета г. Симферополя [7]. Некоторые младшие школьники Донецка удивляли своей независимостью, «взрослостью» и прагматичностью, они менее романтичны, нередко утрачивают веру в сказку, в незыблемость авторитета взрослых. При этом дети нередко бывают растеряны, переживают отчуждение вечно занятых родителей, непонимание с их стороны, теряют чувство защищённости, нуждаются в поддержке [1].
Исследования. Было проведено пилотажное исследование уровня гражданственности учеников второго класса на основании свободной анкеты, взятой из программы воспитания гражданственности учеников второго класса в Донбассе [1, 90], но адаптированной к условиям Крыма. За основу брались идеи патриотизма и духовно-нравственной безопасности России [12, 21]. Учитывался вопрос соотношения «гражданственности» и «патриотизма» [4].
Нами разработана методика, которая на основе анкеты-шкалы давала пилотажные знания о гражданственности ученика.
АНКЕТА
ДЛЯ ОПРОСА УЧАЩИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Фамилия ИмяДата
- Что такое Родина?
- Что значит любить Родину?
- Как называется твоя Родина?
- Что ты можешь хорошего сделать для Родины?
- Какие люди, по твоему мнению, нуждаются в помощи?
- Встречаешься ли ты в жизни со справедливостью к другим людям?
Да Нет (нужное обвести)
- Принимаешь ли ты участие в хозяйственных семейных делах?
Да Нет (нужное обвести)
- Есть ли у вас дома семейный фотоальбом?
Да Нет (нужное обвести)
- Есть ли у вас семейные праздники?
Да Нет (нужное обвести)
- С чем праздники связаны?
- Напиши имена родственников, кем они тебе приходятся?
- Что тебе известно о памятных событиях твоей семьи?
- Как думаешь, важно человеку знать, откуда он родом?
- Готов ли ты помочь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации?
Да Нет Не знаю
- Что нужно делать, чтобы сохранять память об истории своей семьи?
Сумма первых шести вопросов – отношение к государству сопоставлялась с суммой остальных вопросов – отношение к семье. В эксперименте участвовало 60 учеников, поровну мальчиков и девочек.
Опыт показал, что ученики имеют 52 % баллов в пользу семьи; 48 % – в пользу государства…
Выводы. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно заключить, что формирование гражданственности у второклассников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой, и что они, как результат социализации, находятся на пути к гражданскому обществу. Условия возникновения данной проблемы определяются потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом. Процесс формирования гражданственности у младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя определенные идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом.
Важнейшим звеном процесса формирования гражданственности у второклассников является становление их гражданской позиции, которая так же, как и гражданственность, формируется и проявляется в конкретных делах и поступках.
Литература
- Анкета для учащихся второго класса 2015 // Уроки гражданственности Донбасса Программа образовательно-воспитательного курса. – Донецк, 2015.– С. 90.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы /Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. Текст. / М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 42-53.
- Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П.И. Бабочкин. – М.: Социум, 2007. – 176 с.
- Бурматова В.В., Батракова, И.С. О соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм» в теории воспитания / Наука образования: сб. науч. ст. Текст. / И.С. Батракова, Ю.А. Танюхин // Омск, 2000. Вып. 18. – С. 28-37.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
- Гражданское общество. Режим доступа. https://allsummary.ru/602-grazhdanskoe-obschestvo-ponyatie-struktura-priznaki.html
- Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р. О государственности студентов университета //Ученые записки инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь, 2016. – 16-18.
- Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
- Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев // Л.: Наука, 2010.– 248 с.
- Петров И.К. Социализирующаяся личность на пути к гражданскому обществу//Записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь, 2016. – С. 11-15.
- Показантьев, Д.А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы / Д.А. Показаньев, Н.В. Червоткина // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.– С. 40-50.
- Сизова, Е.Е. (полковник) Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. /Е.Е. Сизова // «Ориентир», 2006, № 2. // Вестник Академии военных наук, 2007. – № 4 (21).
- Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме Диссертации по гуманитарным наукам – Режим доступа.
- Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития Текст. / Г. Н. Филонов // М: Педагогика, 1999. №8. – 45 с.
- Цветкова, Р.И. Психологические основы патриотизма молодежи: История и модель современника Текст. /Р.И. Цветкова // Хабаровск: ИП Шипицын С.Н., 2007. – 275 с.[schema type=»book» name=»О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА: ПИЛОТАЖНЫЙ АНАЛИЗ» description=»Воспитание гражданственности человека является первоочередной задачей общества и ее воспитывать нужно с детских лет. Особенно большое значение придается детям младшего школьного возраста, поскольку они – будущее страны. С психологической точки зрения такой подход правомочен: младшие школьники для этого наиболее лабильные. Нами было показано на студентах инженерно-педагогического университета г. Симферополя, что молодежь находится на пути к гражданскому обществу. Проведено пилотажное анкетирование 60 школьников второго класса для выяснения их отношение к государству и семье. Оказалось, что 52 % детей на первое место ставят семью. Методом экспертных оценок, при беседе с экспертами (учителями и родителями), установлено, что второклассник на первое место ставит ответственность, уважительное отношение к старшим, человечность. Таким образом, произошла переориентация направленности личности в системе государство – семья, что указывает на движение школьников к гражданскому обществу. » author=»Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31″ ebook=»yes» ]