Юношеский возраст можно воспринимать как период окончательного перехода от детства к взрослости. Если в качестве границ этого возраста принять диапазон от 16 до 23 лет, то очевидно, что период студенчества для большинства людей приходится именно на этот возраст. Конечно, существуют и исключения, однако в большинстве своём студенты разделяют социально-психологические особенности, присущие юношескому возрасту.
В юношеском возрасте необходимо определиться с выбором профессии, социального статуса, жизненного пути. В.В. Орлова [4, с. 76] отмечает, что в юности выбор профессии может определить смысл жизни и жизненную перспективу. Этот возраст принято считать началом сознательного планирования своей жизни. Социальная ситуация в юношеском возрасте характеризуется наличием мотивационного давления со стороны общества, стимулирующим и отчасти направляющим описанный выше выбор. Особенность новой социальной ситуации развития в юношеском возрасте состоит в том, что юноши и девушки сталкиваются с испытанием своей идентичности [1, с. 105], основу которого составляет конфронтация с социальными институтами (государство, общество, организации). Возникновение конфронтации обусловлено тем, что в отличие от подростков юноши и девушки поставлены перед необходимостью самостоятельно нести ответственность за свои действия и за соблюдение требований в ситуации взаимоотношений с какой-либо организацией, будь то вуз, армия или место работы.
Таким образом, в юношеском возрасте особенно актуальна задача личностного самоопределения, социально-психологического созревания, занятия жизненной позиции(в разной степени активной). В этом возрасте человек отвечает на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «С кем я?». Ответы на них юноши и девушки дают не столько вербально, сколько на языке социальной активности – своего социального поведения, обеспеченного личностным выбором жизненной позиции в социальном пространстве. Д.Н. Корзинкова отмечает, что именно юность, студенческий возраст представляют собой оптимальный период для развития социальной и личностной зрелости [3]. Поэтому в расширенном понимании в качестве новообразования выступает готовность или способность к личностному самоопределению и социально-психологическому полаганию себя, предусматривающих актуализацию таких психологических механизмов и образований, которые обеспечивают дальнейшую активную, творческую и созидательную жизнь.
Юношеский возраст Е.Л. Доценко предлагает рассматривать как серию испытаний, в которых проверке подвергаются именно те компетенции, которые составляют основу для описанной выше способности к личностному самоопределению и социально-психологическому полаганию себя в течение всей дальнейшей жизни [1. С. 67]. Исходя из опыта консультирования, автор в качестве основных испытаний юности выделяет «жизненные тесты»: на профессиональное самоопределение, на ответственность, на самостоятельность, на социальную и сексуальную компетентности. Испытание на профессиональное самоопределение состоит в том, что юноши и девушки встают перед необходимостью выбрать место профессионального обучения, а затем – и будущую профессию. Окружающие регулярно оценивают «испытуемого» на предмет способности выполнять обязательства, иметь дело с последствиями своих поступков, грамотно распоряжаться достигнутой социальной самостоятельностью. Проверке подвергается способность ориентироваться в социальных ситуациях, самостоятельно решать социальные задачи, успешно заводить и поддерживать знакомства с противоположным полом. В ходе испытаний оттачивается способность индивидуума эффективно взаимодействовать с обществом, не утрачивая при этом своей идентичности. «Эффективно» означает производить социально значимые эффекты в результате своей деятельности. В этой результативности и общественной значимости содержится суть социально-психологической зрелости человека.
Согласно Е.Л. Доценко, учащиеся с высоким уровнем психосоциальной зрелости предъявляют высокие требования к будущему образовательному учреждению (так, например, они ожидают, что учебное заведение предоставит им большие возможности для интеллектуального развития, личностного роста) [1, с. 89]. Кроме того, они зачастую ждут, что в новом окружении смогут встретить тех, с кем будут выстраивать долгосрочные социальные отношения. Учитывая, что студенты имеют высокие ожидания, складывается и высокая вероятность разочарований, хотя студенты с высоким уровнем зрелости будут склоны взять как можно больше от обучения, использовать максимум возможностей, чем студенты с низким уровнем зрелости.
Адекватной реакцией на повышающиеся требования со стороны социальных институтов является встречное движение со стороны самого взрослеющего человека, выражающееся в способности нести полную ответственность за собственную активность и осознавать границы своей ответственности. Моральное сознание как новообразование юношеского возраста выражается в ориентации моральных суждений в направлении сохранения общественного порядка, заинтересованности в развитие общества, достижении способности согласовывать свои интересы с задачами общества. Наличие упомянутых новообразований, а также способность соблюдать баланс между подчинением интересам общества и активным преобразованием условий своей жизни, по мнению Е.Л. Доценко, позволяет говорить о завершении процесса сознательного самоопределения.
Важно отметить, что начало и окончание процесса сознательного самоопределения и укрепления идентичности может не совпадать с отмеченными границами юношеского возраста. В одном случае человек может определиться с профессией, положением в обществе и жизненными перспективами гораздо раньше, чем достигнет 23 лет. В другом – процесс принятия значимых решений, создающих основу для готовности к дальнейшему самоопределению и социально-психологическому созреванию личности, может растянуться на те годы, которые принято относить уже к периоду взрослости.
Откладывание решения задачи на самоопределение создаёт преграды для окончания процесса становления личности и её социально-психологического созревания. Нередко можно встретить среди юношей, взрослых или пожилых людей тех, кто по уровню личностного развития и социально-психологической зрелости так и остался подростком или ребёнком. Отложенная в юношеском возрасте задача на самоопределение неизбежно вновь и вновь в разных жизненных обстоятельствах встаёт перед человеком и, только решив её, он способен двигаться дальше, к достижению социальной успешности и личностной эффективности.
Таким образом, личностная зрелость и зрелость социально-психологическая проходят свое становление как единый процесс, в котором они различимы, согласно определению социально-психологическая зрелость личности – это качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной средой, сообразуясь с культурно-историческими условиями, лишь по своим функциям. Для личностной зрелости это – самоопределение профессиональное, социальное, индивидуальное, гендерное и др. Для социально-психологической зрелости это – преобразование социальной действительности: проба профессиональных сил, применение коммуникативной, социальной, гендерной, сексуальной и других видов компетентности во взаимодействии с людьми и социальными институтами. Зрелым признаются качества, которые оцениваются как дающие положительный значимый эффект для личности (личностная зрелость) или для общества (социально-психологическая зрелость).
В юношеском возрасте общественные процессы задаются так, что человек встает перед необходимостью решения ряда жизненных задач: пройти профессиональное самоопределение, доказать свою ответственность, самостоятельность, проявить социальную, гендерную и другие виды компетентностей. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе социально-психологической.
Список использованной литературы:
- Доценко Е.Л. Психология личности: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.
- Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. – 2007. –Т. 28.– № 2. – C. 44–54.
- Корзинкова Д.Н. Социальная (личностная) зрелость как новообразование студенческого возраста. – Режим доступа:https://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Informatica/3_99016.doc.htm (дата обращения 23.02.2015).
- Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 5. – С. 124–125.
- Погорова Р.И. Становление личностной зрелости студента в процессе обучения в ВУЗе // Известия Южного Федерального университете. – 2014.-№11.- С.122-128.
- Чернышёв А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования // Национальный психологический журнал. – 2010. – №2.– С. 112–117.[schema type=»book» name=»Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте» description=»в статье обсуждаются моменты, позволяющие рассматривать юношеский возраст как серию испытаний, когда проверке подвергаются как раз те компетенции, которые составляют основу для личностного самоопределения и социально-психологического полагания человеком себя в течение дальнейшей жизни. В юношеском возрасте общественные процессы ставят человека перед необходимостью решения ряда жизненных задач. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе и социально-психологической.» author=»Погорова Райшат Исмаиловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]