В настоящее время в научной среде наблюдается повышение интереса к проблеме психологической безопасности. Отмечается рост интереса к двустароннему процессу взаимовлияния в диаде «человек-общество». Научное сообщество интересует влияние геополитических, экономических и социальных преобразований на каждого человека, а также возможности отдельно взятой личности приспосабливаться и противостоять негативному внешнему воздействию. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения феномена взаимодействия среды и личности, а также проблемы эффективного функционирования и развития личности независимо от средовых условий. Оба из перечисленных направлений затрагивают предметную область новой системы знаний – психологии безопасности.
Проблема психологической безопасности личностного является приоритетной в современном обществе, науке и образовании, поскольку в условиях переориентации современного образования на личностно-ориентированный подход, всестороннее и адекватное развитие личности обучающегося, непрерывности образовательного процесса, психологическая безопасность отождествляется с социальным благополучием всего общества в целом.
В рамках любого научного знания, в то числе и психологического, возникает необходимость специальной его организации в единое системное целое, при опоре на методологические основы, обладающие содержательным, объяснительным и конструктивным потенциалом. Данное специально-научное исследование имеет методологические основания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня (В.В.Краевский, Э.Г.Юдин).
Философский уровень методологии в нашей работе представлен диалектической теорией развития и учением о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Анализ философских работ показал, что предметы и явления могут быть адекватно поняты и объяснены только при условии рассмотрения их в процессе возникновения и развития. При этом под развитием понимается сложный процесс, в котором существующее претерпевает не только количественное, но и глубокие качественные изменения (Г.Гегель, И.Кант, Ф.В.Константинов, Ф.Энгельс).
Это определяется диалектической теорией развития и учением о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Закономерные качественные изменения характеризуются малой обратимостью и направленностью. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственный для развития единой и закономерной линии. При отсутствии же закономерности развитие носит случайный характер [2]. Именно поэтому возникает необходимость своевременного вмешательства в процесс развития, в том числе и личностного, с целью раннего формирования психологической устойчивости и защищенности личности.
Философское учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений связаны с различными подходами к рассмотрению их причинной обусловленности. Ключевые положения данного учения определяют каузальную направленность работы по формированию психологической безопасности личности. В связи с этим в философских науках особый интерес вызывают методологические работы, рассматривающие проблему безопасности в целом Г.В.Бро, М.Ю.Захаров, В.С.Поликарпов, Н.М.Пожитной, Н.Н.Рыбалкин, А.И.Субетто и др.
Общенаучный уровень методологии исследования проблемы психологической безопасности личности представлен деятельностным подходом, сущность которого заключается в положениях: о закономерностях функционального и онтогенетического развития психики, детерминированного деятельностью как движущей силы развития (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенини др.); о ведущем виде деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддъяков и др.); о планомерном формировании человеческой деятельности (Л.Я. Гальперин).
Существенное влияние на становление понимания феномена безопасности оказали работы, в которых осуществлена теоретико-методологическая разработка проблемы безопасности в различных областях науки. В современных исследованиях в настоящее время наблюдается все возрастающий интерес к проблеме безопасности. Причем, рассмотрение данного феномена носит междисциплинарный характер.
Социологические исследования безопасности связаны с трудами У.Бек, Э.Гидденс, Н.Луман, В.Н.Кузнецова, П.Штомпка и др. В политологии уделялось внимание рассмотрению теоретических, методологических и прикладных исследований проблем безопасности государства в связи с социальными процессами (М.С.Алешенков, А.В.Гончаренко, И.Ю.Жинкина, В.Н.Иванов, В.Н.Ксенофонтов, А.А.Прохожев, Р.Г.Яновский). В медико-биологических науках изучался вопрос безопасности жизнедеятельности (С.В.Белов, А.Ф.Козьяков, А.Л.Михайлов, В.В.Руденко, О.Н.Русак, Л.А.Соломин, Л.И.Шершнев и др.). В педагогике рассматривались аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности и педагогические условия организации безопасной образовательной среды (Р.И.Айзман, В.В.Марков, Ю.В.Репин, Ю.В.Чеурин и др.). В культурологи уделяется внимание вопросам культуры безопасности на различных уровнях образования (В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, М.В.Сорокина, В.В.Токарев и др.).
Далее рассмотрим состояние проблемы безопасности в психологических науках, что определяет конкретно-научный уровень методологии нашего исследования.
Одни из первых научных исследований в области психологической безопасности личности, общества и государства связаны с трудами И.Е. Андреевского, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумелева, В. Дерюжинского и др. Однако, большая часть научных работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, до недавнего времени не относилась исключительно к проблеме психологической безопасности. Её рассмотрение, как правило, велось в рамках анализа сопутствующих явлений.
Изучение генезиса зарубежного научного интереса к феномену безопасности представлено в работах Е.М. Благадырь [1]. Несомненно, наибольший интерес к проблеме безопасности и ее различным аспектам проявляется во всех отраслях психологических науках.
Социальная психология изучает различные аспекты обеспечения социально-психологической безопасности субъектов межличностного взаимодействия (Г.В.Грачев, Г.В.Емельянов, О.Ю.Зотова, В.Е.Лепский, А.А.Стрельцов, Т.В.Эксакусто и др.). Психология личности рассматривает безопасность в контексте устойчивого личностного развития (Е.И.Глушенкова, В.И.Данилов-Данильян, С.И.Дорогунцов, А.В.Ильичев, Т.М.Краснянская, В.В.Мантатов, Л.В.Мантатова, Н.Н.Моисеев, Ю.В.Олейников, А.Н.Ральчук, А.Л.Романович, А.Д.Урсул и др.). Психология труда, экстремальная психология изучает проблемы безопасности профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля (В.П.Вишневская, А.А.Деркач, Ю.Н.Казаков, М.И.Марьин, И.Б.Лебедев), а также занимается изучением вопросов безопасности в трудоохранной сфере и формирование трудоохранной культуры (С.В.Белов, А.Ф.Власов, Г.В.Макаров, М.И.Марьин, О.Н.Русак и др.). Юридическая психология рассматривает вопросы нормативно-правового обеспечения безопасности личности и общества (В.В.Авдеев, В.М.Безденежных, И.И.Бондаревский, Н.С.Гринберг, В.С.Комиссаров, Л.Л.Попов, Г.А.Туманов, и др.). Педагогическая психология уделяет внимание исследованию проблем психологическая безопасность образования, в аспекте образовательной среды и субъектов образования (И.А.Баева, Б.Вуйтович, Л.А.Гаязова, Р.В.Григорян, А.А. Деркач, В.А.Дмитриевский, Г.Г.Зейналов, Е.Б.Лактионова, В.Н.Мошкин, О.П.Синельникова и др.).
Таким образом, представленные методологические основания для рассмотрения проблемы психологической безопасности личности позволяют говорить о многоуровневом, междисциплинарном и межотраслевом интересе к изучению данного феномена.
Список литературы:
- Благодырь Е.М Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:https://ppip.idnk.ru(дата обращения: 28.02.2014).
- Введение в философию / Фролов И. Т. и др. 2-е изд. – М.: Республика, 2002. – 341 с.
- 3. Костина Л.М. Теоретические основы проблемы психологической безопасности личности // Теория и практика современной наукиМатериалы XIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 282-285.
- Костина Л.М. Стратегические направления формирвоания психологической безопасности личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.[schema type=»book» name=»К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ» author=»Костина Любовь Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]