Интеллект является сравнительно новым для современной психологической науки понятием. Только с конца XVIII века интеллект стали рассматривать в рамках теории познания, что выступило в качестве предпосылки его экспериментальных исследований. Но только в XIX веке появился первый исследователь интеллекта, который стал рассматривать данный феномен как самостоятельную реальность, без добавления к нему понятия души; им был Фр. Гальтон [7].
Наше исследование направлено на изучение конституциональных, психофизиологических и психологических предпосылок высокой вербальной интеллектуальной успешности подростков 11-12 лет, так как мы предполагаем, что наряду с другими видами психометрического интеллекта (невербального, математического), входящих в состав общего интеллекта, вербальный интеллект в большей степени отражает способность человека гибко адаптироваться к окружающему миру [19]. В настоящее время работ по данной тематике, выполненных на детских и подростковых выборках, пока ещё не так много [2; 3; 9; 12; 21], в связи с этим мы считаем наше исследование актуальным.
Методики исследования.
- Психодиагностические методики:
1.1. Тест определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ), разработанный Дж. Ваной и адаптированный на выборке российских школьников коллективом авторов в составе М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича [15].
1.2. Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла [20].
- Учет результативности обучения (академической успеваемости), как одного из основных проявлений интеллектуальной успешности подростков.
- Компьютерная программа комплексной рефлексометрии «Исследование физиологических характеристик испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (разработка В.Г. Каменской, В.М. Урицкого, 1998) [8; 16]. Мы применили две фрактальные серии программы, представленные в виде сенсорных цепей с короткой экспозицией зрительных и акустических стимулов, которые чередовались в случайном порядке. Первая серия «1-1» позволяла определить скоростные характеристики сенсомоторных реакций (давалась инструкция нажимать на клавишу «пробел» при появлении всех стимулов: как зрительных, так и акустических), поэтому она была названа скоростной серией рефлексометрии (ССР). Вторая серия «2-1» позволяла оценить скоростные характеристики сенсомоторных реакций при решении испытуемыми зрительной дифференцировочной задачи (давалась инструкция не реагировать нажатием клавиши «пробел» на кружки красного цвета), поэтому она была названа дифференцировочной серией рефлексометрии (ДСР). Данная серия позволяла, также, определить у детей способность формировать тормозные реакции, что, в свою очередь, определяется степенью пластичности нейрональных систем [8].
- Антропометрия и антропоскопия:
4.1. Определение четырехкоординатной структуры конституции (разработка Рудкевича Л.А.) [14]. Она включает в себя оценку следующих основных конституциональных параметров: конституциональный тип, функциональную асимметрию (ФА), ювенильность и скорость индивидуального развития (ретардацию-акселерацию).
В психогенетических исследованиях интеллекта неоднократно было доказано, что показатели вербального интеллекта в значительной мере обусловлены генотипом человека [2; 10]. Расположение центра речи в мозге также обусловлено генетически и этот факт связан, в первую очередь, с активным движением рук ребенка с 15 по 18 недели беременности. В связи с вышесказанным, для проведения нашего исследования мы посчитали целесообразным взять генетически заложенные анатомические показатели ФА, связанные с рукой: «ширина ногтевого ложа большого пальца руки» [13; 14] и «сложность пальцевых дерматоглифических узоров (ПДУ) рук» [1; 18].
4.2. Дерматоглифический метод. С помощью данного метода мы определяли на правой и левой ладони (с учетом ФА): длину и степень выраженности проксимальной поперечной сгибательной складки ладони (ППССЛ) (в отличие от работы Г.В. Дашкова [6], в которой он описал вышеуказанные показатели флексорных линий, степень выраженности ППССЛ мы определяли не шириной данной линии, а в зависимости от того, насколько четко она выглядит на протяжении всей своей длины); основной тип узора пальцевой дерматоглифики каждого пальца руки — дуга, петля и завиток.
4.3. Антропометрическое измерение параметров левой и правой кисти руки (с учетом ФА): длина пальцевого отдела кисти руки относительно общей длины кисти, измеряемая по длине среднего пальца как самого длинного пальца кисти [11]; соотношение длины и ширины ладони [4]; соотношение длины II и IV пальцев между собой (радиальность-ульнарность кисти); длина I пальца относительно длины II пальца; длина V пальца относительно длины IV пальца (длина пальцев измерялась с помощью техники исследования дистального профиля кисти, предложенной М.В. Волоцким) [5; 17].
Эмпирическая база исследования: выборка включала детей 11-12 лет, учащихся классической гимназии № 610 Петроградского района Санкт-Петербурга и общеобразовательной гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга. Всего было обследовано 200 подростков: 50 девочек и 50 мальчиков в каждом образовательном учреждении. При этом важно отметить, что прием в классическую гимназию осуществляется по результатам непростых вступительных экзаменов на логику, память и общую эрудицию. В общеобразовательную гимназию №343 Невского района Санкт-Петербурга дети поступают без каких-либо вступительных экзаменов.
Результаты и обсуждение.
В результате проведения дисперсионного анализа методом главных компонентов были обнаружены существенные взаимосвязи между уровнем развития вербального интеллекта и конституциональными, психофизиологическими и психологическими особенностями мальчиков и девочек 11-12 лет. Общими из них для всех подростков вне зависимости от пола являются следующие (см. табл. 1):
- На конституциональном уровне высокие показатели развития вербального интеллекта взаимообусловлены проявлением высокой ювенильности.
- На психологическом уровне успешность проявления вербального компонента интеллекта взаимосвязаны с высокими показателями развития математического и общего интеллекта, сформированности интеллектуальных функций в целом; с хорошей успеваемостью по предметам различных образовательных областей (лингвистической, естественно-научной, математической) и общей успеваемости в целом. На достижение высоких результатов развития данного компонента интеллекта влияет также и такое личностное свойство как уверенность в себе.
Таблица 1
Сравнительный анализ взаимосвязи конституциональных, психофизиологических и психологических особенностей развития мальчиков и девочек, выявленных с помощью дисперсионного анализа методом главных компонентов
Показатели |
Вес признаков (p<0,001) |
||
Мальчики | Девочки | ||
Конституциональные особенности |
|||
Ювенильность | +0,478 | +0,404 | |
Психологические особенности |
|||
Виды психометрического интеллекта:
• вербальный интеллект • математический интеллект • общий интеллект |
+0,883 +0,707 +0,890 |
+0,739 +0,771 +0,801 |
|
Успеваемость:
• по предметам лингвистического цикла • по предметам естественно-научного цикла • по предметам математического цикла • общая успеваемость |
+0,513 +0,564 +0,423 +0,610 |
+0,584 +0,635 +0,585 +0,668 |
|
Личностные свойства (по Р.Б. Кеттеллу):
• степень сформированности интеллектуальных функций • уверенность в себе |
+0,588 +0,570 |
+0,579 +0,603 |
|
Помимо общих для мальчиков и девочек взаимосвязей показателей развития вербального интеллекта с другими параметрами, были выявлены особенности в зависимости от пола детей (см. табл. 2-3).
- На конституциональном уровне высокие показатели развития вербального интеллекта у мальчиков взаимосвязаны с проявлением выраженного левшества рук, определяемого на основе полученных общих данных по выделенным нами генетически заложенным анатомическим показателям ФА на руках (в соответствии с данными показателя «сложность ПДУ рук») и эктоморфии. Помимо этого, у детей с высоким уровнем развития вербального компонента интеллекта наблюдаются сложные узоры на IV пальце левой руки и длинная ППССЛ на правой руке.
У девочек на конституциональном уровне каких-либо других характеристик взаимосвязанных с успешностью проявления вербального интеллекта, кроме как указанного выше общего параметра для мальчиков и девочек, выявлено не было.
- На психофизиологическом уровне высокие показатели развития вербального интеллекта у мальчиков взаимосвязаны с точными реакциями на звук (дети не пропускают звуковые сигналы) в сочетании с большим значением коэффициента вариативности латентного времени сенсомоторных реакций (КВЛ) на зрительные сигналы (КВЛ dt-цвет) и большим общим значением КВЛ на все стимулы (КВЛ dt) при выполнении ССР.
У девочек на психофизиологическом уровне успешность проявления вербального интеллекта связана с точными реакциями на звук (дети не пропускают звуковые сигналы) и высоким уровнем сформированности тормозных реакций (делают мало ошибок) при выполнении ДСР.
- На психологическом уровне высокие показатели уровня развития вербального интеллекта у мальчиков взаимосвязаны с такой личностной характеристикой как стремление к доминированию.
У девочек на психологическом уровне успешность проявления вербального интеллекта связана высокими показателями невербального интеллекта, а также такими личностными характеристиками как общительность и хороший самоконтроль.
Таблица 2
Сравнительный анализ взаимосвязи конституциональных, психофизиологических и психологических особенностей развития, выявленных с помощью дисперсионного анализа методом главных компонентов только у мальчиков
Показатели |
Вес признаков (p<0,001) |
|
Конституциональные особенности |
||
Соматотип (эктоморф→эндоморф) | -0,378 | |
Проявление правшества-левшества рук (правая рука→леваяо рука):
• общий показатель сложности ПДУ рук (правая рука→левая рука) |
+0,577 |
|
Дерматоглифы рук:
• сложность ПДУ на IV пальце левой руки • общий показатель сложности ПДУ на левой руке • длина ППССЛ на правой руке |
+0,367 +0,354
+0,363 |
|
Психофизиологический уровень |
||
Выполнение ССР:
• пропуск звуковых сигналов • КВЛ dt-цвет • КВЛ dt |
-0,371 +0,475 +0,525 |
|
Психологический уровень |
||
Виды психометрического интеллекта:
• вербальный интеллект |
+0,883 |
|
Личностные свойства (по Р.Б. Кеттеллу):
• стремление к доминированию |
+0,394 |
|
Таблица 3
Сравнительный анализ взаимосвязи конституциональных, психофизиологических и психологических особенностей развития, выявленных с помощью дисперсионного анализа методом главных компонентов только у девочек
Показатели |
Вес признаков (p<0,001) |
|
Психофизиологический уровень |
||
Выполнение ДСР:
• пропуск зрительных сигналов • количество ошибок |
-0,451 -0,473 |
|
Психологический уровень |
||
Виды психометрического интеллекта:
• вербальный интеллект • невербальный интеллект |
+0,739 +0,374 |
|
Личностные свойства (по Р.Б. Кеттеллу):
• общительность • самоконтроль |
+0,352 +0,493 |
|
Рассматривая полученные данные дисперсионного анализа методом главных компонентов можно увидеть, что у мальчиков по сравнению с девочками высокие показатели вербального интеллекта обусловлены более многообразным количеством связей с признаками конституционального уровня.
- В результате проведения дисперсионного анализа методом главных компонентов были обнаружены существенные взаимосвязи между показателями развития вербального интеллекта и конституциональными, психофизиологическими и психологическими особенностями мальчиков и девочек 11-12 лет.
- Общие взаимосвязи для мальчиков и девочек: с конституциональным свойством — высокими показателями ювенильности и с психологическими характеристиками — высокими показателями математического и общего интеллекта, сформированности интеллектуальных функций в целом; успеваемостью по предметам лингвистического и естественно-научного цикла, общей успеваемостью в целом; уверенностью в себе.
- Полученные данные дисперсионного анализа методом главных компонентов позволяют увидеть, что у мальчиков по сравнению с девочками высокие показатели вербального интеллекта связаны с большим количеством признаков конституционального уровня. У мальчиков, в отличие от девочек, высокие показатели вербального интеллекта взаимосвязаны не только с ювенильностью, но и с проявлением выраженного левшества рук, определяемого на основе полученных общих данных по выделенным нами генетически заложенным анатомическим показателям ФА на руках (в соответствии с данными показателя «сложность ПДУ рук») и эктоморфии, а также длиной ППССЛ на правой руке.
Список литературы:
- Абрамова Т.А. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: Автореф. дис. … докт. биол. наук: 03.00.14. — М., 2003. — 51 с.
- Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Т.М. Марютина, Н.С. Лейтес. — М.: Academia, 2000. — 332 с.
- Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы диагностики и адаптации // Психологический журнал. — М., 2010. — №1. — С. 41-54.
- Большаков О.П. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: Практикум. — СПб.: Питер, 2001. — 877 с.
- Волоцкий М.В. Новый способ антропологической характеристики дистального профиля кисти // Антропологический журнал. — М., 1935. — № 1. — С. 113-121.
- Дашков Г.В. Криминалистическое значение следов для установления личности преступника: Автореф. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1967. — 16 с.
- Зверева С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий. — СПб.: САГА, 2005. — 243 с.
- Каменская В.Г. Скоростные и стохастические показатели сенсомоторных реакций на динамические организованные зрительные и акустические стимулы / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, И.М. Деханова // Психологический журнал. -М., 2011. — №3. — С. 128-136.
- Логинова Е.С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения: Автореф. дис. … канд. биол. наук: 19.00.02. — М., 2003. — 20 с.
- Малых С.Б. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований / С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова, Ю.В. Ковас // Вопросы образования. — М., 2012. — №4. — С. 186-199.
- Механик Н.С. Основы пластической анатомии. — М.: Шевчук В., 2011. — 349 с.
- Моросанова В.И. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // В.И. Моросанова, Е.И. Щебланова, И.Н. Бондаренко, В.А. Сидиков // Вестник МУ. Серия 14: Психология. — М., 2013. — №3. — С. 18-32.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 126 с.
- Рудкевич Л.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Дис. … докт. психол. наук. — СПб, 2001. — 411 с.
- Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. — Обнинск: Принтер, 1993. — 11 с.
- Руссак Ю.А. Психологические и психофизиологические особенности девушек 14 — 17 лет с разным темпом полового созревания: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.02. — СПб., 2010. — 164 с.
- Синева И.М. Определение половой принадлежности в палеоантропологических исследованиях костей верхней и нижней конечности: Дис. … канд. биол. наук:03.03.02. — М., 2013. — 185 с.
- Усоев С.С. Дерматоглифика в клинике: (Морфогенетические аспекты, использующиеся в диагностике хромосомных болезней и медико-генетическом прогнозировании): Автореф. дис. … докт. мед. наук: 03.00.15. — М., 1980. — 32 с.
- Ушакова Т.Н, Лингво-психологическое исследование вербальной семантики / Т.Н. Ушакова, С.С. Белова, Е.А. Валуева // Психологический журнал. — М. 2010. — №6. — С. 83-97.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. — Киев: Освiта, 1992. — 219 с.
- Чаликова О.Б. Динамика интеллекта учащихся подросткового возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2005. — 26 с.[schema type=»book» name=»КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА» description=»Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и уровнями развития других видов психометрического интеллекта, успеваемостью, скоростными и качественными характеристиками сенсомоторных реакций, а также некоторыми конституциональными и личностными особенностями.» author=»Нафикова Екатерина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]