Застенчивость — черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников [1,c.111]. Как правило, застенчивость проявляется в детстве и обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.
Целью нашего исследования было изучить феномен застенчивости у младших школьников.
Задача — выявить связь застенчивости и социализации младших школьников.
У застенчивого ребёнка оказывается уязвимой область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда в этом возникает необходимость, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок начинает испытывать внутреннее противоречие: с одной стороны желание вести себя непринуждённо и с другой — страх перед спонтанным выражением чувств.
Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе [2, c.270]. Однако это не совсем так. Как правило, у застенчивого ребенка отношение к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у такого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых — родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.
Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Подобного рода мироощущение способствует формированию особого типа личности застенчивого ребёнка. Его особенность заключается в том, что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения [3, c.56].
Для растущей и развивающейся личности ребенка одним из важнейших аспектов нормальной жизнедеятельности является процесс социализации, которую мы понимаем как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [4, c.28]. Для ребенка младшего школьного возраста основным институтом социализации является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Она задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Однако, в младшей школе, особенно в первые два года обучения, взаимоотношения школьников в большей степени определяются учителем посредством организации учебного процесса. Учитель способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе, поэтому среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Однако, ребенку, страдающему застенчивостью, очень сложно завоевать высокое положение среди сверстников и заручиться поддержкой учителя.
Застенчивые дети стесняются выступать на публике – на различных детских мероприятиях, на школьных занятиях, – что заставляет их чувствовать себя не такими умелыми, умными и талантливыми, как другие ребята. Часто наиболее ярко застенчивость проявляется в тех видах деятельности, которые для ребенка являются новыми. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом и попросить помощи. Адаптация ребенка к школе происходит крайне медленно, с большим трудом. Застенчивый ребенок стесняется поднимать руку на уроке, плохо отвечает у доски, несмотря на хорошую подготовку, что часто снижает его успеваемость по школьным предметам. Он не решается задать вопрос учителю, даже самый необходимый для него. Застенчивый ребенок старается затеряться в толпе, нередко теряя свою индивидуальность. На уроках такого ребенка трудно заставить отвечать на вопросы учителя, и если все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно очень короткими репликами. В любой ситуации, требующей от ребенка каких-то самостоятельных решений и действий на виду у публики, предполагающей оценку его действий другими людьми или включающей элементы соревнования, его и так ограниченные возможности полностью парализуются. Вследствие этого у ребенка повышается уровень тревожности и возникает ложное представление о себе, как о неспособном ученике, что усиливает его застенчивость.
Одной из основных задач социализации является формирование социальной компетенции. Социальная компетенция — это способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею [5, c.90-91].
Исходя из определения социальной компетенции, можно выделить ряд умений, которые бы обеспечивали продуктивную коммуникацию. Среди них умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Застенчивость, как известно, не предоставляет возможностей для активного человеческого общения, что мешает формированию социальной компетенции и нарушает процесс социализации личности в целом.
Итак, на основании приведенных фактов, мы можем сделать вывод о том, что застенчивость, как феномен личности, может нуждаться в корректировке, в случае, если он мешает личности, в частности, ребенку, решать задачи развития на определенном возрастном этапе, социализироваться в обществе и включаться в существующие общественные связи. В случае, если застенчивость не будет преодолена ребенком в младшем школьном возрасте, это может привести к негативным последствиям и проблемам на следующем этапе возрастного развития. В частности, будет затруднительным решение задач подросткового возраста в установлении межличностных взаимодействий и формировании собственной идентичности.
Список литературы:
- Большой психолого-педагогический словарь. — Ростов — на Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
- Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости / К.С. Кондратьева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. — №9. – С. 266-274.
- Зимбардо Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
- Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. — СПб.: Речь., 2007. — 365с.
- Матвеева О.Н., Беккер И.Л. Основные направления социализации младших школьников / О.Н. Матвеева, И.Л. Беккер // Интеграция образования. – 2010. — №4. С. 88-92.[schema type=»book» name=»ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Семачкина Юлия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]