Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Психологические детерминанты развития индивидуального правосознания и профилактики девиантного поведения личности



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Психологические детерминанты развития индивидуального правосознания и профилактики девиантного поведения личности // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В настоящее время преступность и совершение правонарушений в России представляют серьезную угрозу внутренней безопасности, оказывая негативное влияние на общественное настроение и формируя у граждан страх перед противоправными посягательствами. В год совершается более 3,5 млн. преступлений, потерпевшими от которых становятся более 2,5 млн. граждан. За год выявляется более 1,3 млн. лиц, совершивших преступления. Установленная сумма материального ущерба от преступных деяний в год составляет около 200 млрд. руб. За год совершается более 220 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 30 тыс. человек и более 280 тыс. человек получают ранения. Причем большая доля ДТП совершается по вине водителей (82 % от общего числа ДТП), по вине пешеходов только 18 %.

Наблюдается высокий уровень виктимизации населения, все новые и новые люди попадают в орбиту криминального насилия, становятся потерпевшими от преступлений, теряют собственность, здоровье и нередко жизнь. Сложившаяся в стране криминологическая обстановка вызывает тревогу и требует к себе внимания не только сотрудников правоохранительных органов и специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, но и научных работников, исследующих природу правового сознания, особенности проявления девиатности во всем его многообразии.

Необходимым элементом исследований, учитывая недостаточную разработанность названных проблем в отечественной психологии на современном этапе развития общества, стало уточнение некоторых категорий и понятий, их соотношения между собой, психологических детерминант, определяющих как правосознание, реализующееся в форме правопослушного поведения, так и противоправное, вплоть до, криминального, поведение.

Прежде всего, среди кардинальных психологических причин девиантного поведения следует назвать изменение сознание индивида, и прежде всего индивидуальное правосознание. Развитие личности непосредственно связано с усвоением социальных норм, существующих в обществе, построением ею своей жизни в согласии с этими нормами или, наоборот, их игнорированием, ведущим к социально отклоняющемуся, девиантному поведению. В социально одобряемом поведении и деятельности в соответствии с принятыми нормами (морали, этики, права, нравственных ценностей общества и др.), всегда имеющем высокую значимость для личности, проявляется ее правовая культура.

Мораль, нравственность и право неразрывно связаны, и личность, имеющая опыт целенаправленного воспитания и обучения в вопросах морали и нравственности, осознанно выбирает, а в сложных ситуациях – интуитивно угадывает, что справедливо в обществе, а что нет, и не допускает нарушений социальных норм. Основные требования правопослушного поведения к личности заключаются в том, что человек должен знать, принимать и ценностно относиться к социальным нормам и их требованиям, быть убежденным в необходимости их выполнения.

Для решения исследовательских задач прикладного характера (диагностики и коррекции) нами была разработана структура индивидуального правового сознания, включающая рефлексивный, когнитивный, мотивационный коммуникативный, социально-перцептивный, креативный и ценностно-смысловой компоненты [5, с.32-37].

Основными функциями рефлексивного компонента являются самопонимание и самооценка себя как субъекта и объекта (одновременно) правовых отношений; обеспечение психологического ресурса конструктивного самоизменения в контексте личностного роста; распознавание и элиминирование психологических защит, возникающих в процессе переживания кризисных ситуаций.

Когнитивный компонент предполагает знание своих прав; понимание своих гражданских ответственностей; разграничение противозаконного и правопослушного способов поведения; кругозор правовых знаний. Когнитивный компонент правового самосознания направлен на осознание условий, обеспечивающих социализацию личности в конкретной социокультурной ситуации конкретного «места», на осознание возможностей положительной самоидентичности человека, самопознание и становления человека как гражданина и патриота.

Функции социально-перцептивного компонента раскрываются в психологическом содержании действий и поступков людей; в прогнозировании поведения людей в контексте сложных жизненных ситуаций; в управлении формированием собственного имиджа или мнения о себе у окружающих; в проектировании конструктивных способов обращения с коллегами и партнерами в контексте жизненных и профессиональных ситуаций, в распознавании намерений других людей по отношению к себе в контексте правовых отношений.

Мотивационный компонент правового самосознания включает психические образования, обладающие побуждающей силой и лежащие в основе поступков – это мировоззренческие позиции, потребности, мотивы, интересы. Они проявляются через самоактивацию; готовность к риску, связанному с личностным ростом; способность мобилизовать психофизиологические резервы организма, психические ресурсы личности, духовные силы индивидуальности; навыки конструктивного использования противоречий – ситуаций, связанных с личностным ростом и развитием. В свою очередь, именно самопреобразовательная деятельность в ходе которой происходит отказ от старых стереотипов поведения, не обеспечивающих вновь возникших потребностей в более оптимальных способах поведения, на основе понимания и принятия ценностных ориентиров правопослушного поведения.

Коммуникативный компонент предполагает реализацию следующих функций: эффективный обмен информацией; умение строить пространство взаимодействия в правовом поле; навыки адекватного психологического воздействия (способность договариваться законным путем); способность к бесконфликтному общению как владение навыками перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивные.

Креативный компонент предполагает способность к нестандартному решению задач жизнедеятельности; готовность к поиску новых ресурсов самообеспечения; генерирование новых идей; жизнетворчество в рамках правового поля.

Функции ценностно-смыслового компонента правового сознания раскрываются через осознание текущих смысложизненных ценностей и задач; формулировка смысложизненных перспектив развития. Проявление функций этого компонента осуществляется через осознание ценностей гражданского общества, нравственно-этических ценностей, культурных ценностей, ценностей бытия, в котором развертывается личностное становление как понимание-освоение пределов воли, условий свободы, правил жизнедеятельности и социального взаимодействия «по совести».

При психологическом анализе правопослушного и девиантного поведения следует учитывать эффект двойственности, или билатеральности, правовых норм. Билатеральность норм выражается в одновременном существовании, во-первых, определенных нормативных документов, то есть словесно-логических конструкций (законов, кодексов, указов, постановлений и т. п.), относительно автономных от конкретных людей, и, во-вторых, образов-представлений о нормах в сознании людей как результатов проявления и оценки предписанных правил поведения. Эти образы-представления могут быть полностью или частично адекватны письменному выражению правовой нормы, а в ряде случаев неадекватны, что стимулирует девиантное, противоправное поведение.

В криминальной психологии и криминологии установлена неизбежность влияния жизненных ситуаций, в том числе трудных жизненных ситуаций и жизненных кризисов, на формирование готовности к реализации девиантного поведения.

В кризисных жизненных ситуациях, требующих значительного напряжения, активизации всех жизненных ресурсов, выбора способа разрешения ситуации, как показывают исследования, довольно часто возникают девиации поведения – отход от социально одобряемых норм в целях разрешения возникшего кризиса неадекватными, противоречащим нормам нравственности и права способами. Разрешение жизненных кризисов у преобладающего числа людей происходит в рамках нормативного поведения, но у ряда лиц наблюдается склонность к девиантным действиям.

Важно выделить основные пути и механизм влияния кризисных жизненных ситуаций на проявление правового сознания и формирование девиантного поведения индивида. Теоретический анализ, проведенные эмпирические исследования [2,3,4], показывают, что к числу основных кризисных жизненных ситуаций следует отнести:

  • возрастные кризисы, или кризисы возраста (кризисы подросткового и юношеского возраста, пенсионного возраста, старческого возраста);
  • кризисы выполнения социальных ролей (незнание, непонимание и уклонение от исполнения социальных ролей);
  • кризисы социальных отношений (ссоры, конфликты, моббинг, месть, провокации, шантаж, обман и др.);
  • кризисы патологических состояний личности (алкоголизм, наркомания, хроническая болезнь, инвалидность, сексуальные перверсии, суицидальные намерения, старость, одиночество, отсутствие семьи, отсутствие гражданства, работы, постоянного дохода, места жительства и др.);
  • семейные кризисы (проблемы отношений родителей и детей, уход из семьи совершеннолетних детей, сексуальные проблемы супругов, выход супругов на пенсию, тяжелая болезнь члена семьи, инвалидность члена семьи, супружеская измена и др.);
  • кризисы учебной деятельности (неуспеваемость, второгодничество, отчисление из учебного заведения; неудачная сдача экзаменов при поступлении после окончания школы в профессиональное образовательное учреждение; конфликты с преподавателями, конфликты в учебных коллективах, разочарование в будущей профессии, отсутствие внутренней мотивации получения образования и др.);
  • профессиональные кризисы (кризисы учебно-профессиональной ориентации, профессионального выгорания, профессиональных экспектаций, профессиональной адаптации, профессионального роста, профессиональной карьеры, утраты профессии и др.);
  • кризисы социальных препятствий (невозможность трудоустроиться; хроническая безработица; отказ банков в кредитовании своего дела; невозможность расплатиться по взятому кредиту в банковском учреждении или займу у физических лиц; выселение из занимаемой квартиры; низкий уровень доходов или нищета; отказ в предоставлении социальных льгот и др.);
  • кризисы потерь (потери из-за внезапной смерти в результате преступного насилия, терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф близких лиц, семьи, опекунов, друзей, супруга (-и), детей и др.; потери работы, дохода, жилья, имущества, места жительства, гражданства, свободы и т. п.);
  • кризисы изменения социального окружения (вхождение в новый учебный или профессиональный коллектив; приобретение новых знакомых и друзей; отбывание уголовного наказания в исправительном учреждении; выезд за границу на временное или постоянное место жительства и др.);
  • кризисы изменения образа жизни (брак; развод; переезд из села в город и наоборот; эмиграция; вынужденное переселение; миграция; переход от законопослушного поведения к асоциальному; маргинальный образ жизни; бродяжничество; попрошайничество; потеря мотивации общественно полезного труда; беспризорничество и др.);
  • кризисы отношений государства и личности (неверные решения государственной власти и суда в отношении личности; злоупотребления государственных служащих и работников правоохранительных органов; вымогательство; коррупция и др.).

В качестве условия склонности к девиантному поведению в этих трудных жизненных ситуациях выступают испытываемые людьми кризисные эмоциональные состояния, фрустрационные и агрессивные психические состояния. В психологии теория кризисных состояний ведет отсчет от работы Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя. Острое горе – кризисное переживание, страдание, возникающее, например, в ответ на потерю (смерть) близкого человека. Кроме изменения самочувствия, астении, оттока жизненных сил и угасания интересов наблюдаются некоторые изменения сознания, одно из них поглощенность образом умершего, легкое чувство нереальности. Острое горе есть определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой. Общими для него становятся следующие психосоматические проявления: периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы, интенсивное субъективное страдание, выраженное в наличии психического напряжения у человека и душевной боли. Э. Линдеманн считал, что для такого кризисного переживания, как горе, характерны пять признаков: 1) физическое страдание; 2) поглощенность образом умершего; 3) вина; 4) враждебные реакции; 5) утрата привычных моделей поведения. Горе может вызвать агрессивные действия в отношении его виновника (виновников), привести к мести и т. д. Кризисное состояние обнаруживает определенную динамику. Описаны четыре стадии кризиса, которые следуют одна за другой по нарастающей: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы разрешения проблемы; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказались безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) повышение тревоги и депрессии, возникновение чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Ориентируясь на довольно традиционное определение кризиса как не разрешаемого противоречия или осознания неразрешаемости, полагают, что человек поставлен в ситуацию, в которой либо депривирована фундаментальная потребность (смыслообразующий мотив), либо для этого создается потенциальная или актуальная угроза, от которой в реальном взаимодействии человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. Более того, в кризисе вернуть ситуацию к исходной точке отсчета, которая имела для человека жизненный смысл, нельзя.

Отрицательное влияние на поведение личности в ситуации жизненного кризиса оказывает фрустрационное состояние (фрустрация), возникающее в связи с появлением отдельного жизненного отношения лица, проявляясь в его деятельности, и обусловленное внутренней необходимостью реализовать определенный мотив. Разрушение деятельности воз​никает в результате нарушения соотношения и связей между мотивом и целями деятельности. Под фрустрацией (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство) часто понимают психическое эмоциональное состояние индивида, возникающее в ситуации внутреннего противоречия между сильным мотивом и возможностью его реализовать, столкновения с непреодолимым препятствием, проблемой, которую крайне необходимо решить, но неизвестно как, расстройство от нереализованных планов и жизненных ожиданий. Фрустрация связана с внутренними конфликтами и мотивацией. При этом возникают внутренние и внешние барьеры, связанные с состоянием фрустрации, отрицательно влияющей на поведение человека. Фрустрационное состояние вызывается определенным фактором − фрустратором. Обычно выделяют три типа фрустраторов: 1) лишение (отсутствие чего-либо); 2) потери; 3) конфликт. Фрустрацию можно определить как состояние, которое возникает в жизнедеятельности личности в ситуации неуспеха, вызванного субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели (противодействие другого лица; недостаточная профессиональная подготовленность; социальные потери; барьеры к реализации мотивов успеха и т. д.). Для фрустрационной ситуации характерно наличие препятствия – внешнего или внутреннего, когда какая-то потребность не может удовлетвориться.

Основу криминогенности личности составляет личностная приемлемость совершения противоправных поведенческих актов при определенных социальных условиях. Отличительная особенность личности, обладающей криминогенной потенцией, выражается в приемлемости совершения преступного деяния как способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения определенного типа проблемной ситуации [1, С. 76-83]. Преобладающая представленность преступного способа действий в сознании личности может проявляться: во-первых, в смыслообразующих представлениях и убеждениях о положительном значении преступного способа; во-вторых, в преобладающе положительном или индифферентном отношении к способу противоправного поведения; в-третьих, в криминальной личностной ценностной ориентации, которая определяет решимость или допустимость использования данного способа в определенных жизненных ситуациях; в-четвертых, в криминальной установке на девиантное поведение, которая дополняет личностную норму операциональной освоенностью противоправных действий. Одно из проявлений криминогенности личности − отсутствие достаточной антикриминальной устойчивости, то есть способности противостоять криминогенному воздействию обстоятельств ситуации и окружающих лиц.

К числу факторов, нередко вызывающих девиантное поведение лица, следует отнести негативное влияние на него ближайшего социального окружения, а также конкретной жизненной ситуации, не только кризисной, а просто трудной.

Влияние конкретной социальной (деловой, профессиональной, семейной и другой) ситуации может проявляться в неадекватных поведенческих и коммуникативных реакциях, приводящих к нарушению правовых норм, а в личностном плане − в широком диапазоне мотивационных, интеллектуальных и эмоциональных нарушений.

Негативные изменения образа жизни, социальной роли и статуса решающим образом влияют на поведение личности и влекут за собой фундаментальные изменения целой системы личностных свойств. Поэтому можно утверждать, что «отдаление» человека от законопослушного поведения и переход к противоправной деятельности, девиантному поведению, безусловно, существенно отражается на его личностных качествах. Для личности правонарушителя характерны устойчивые психологические образования и временные психические состояния, отличающие ее от личности законопослушного гражданина.

Одно из серьезнейших изменений в ценностно-мотивационной сфере личности правонарушителя − отклонение в сфере правовых ценностей и норм. Негативное отношение правонарушителя к правоохраняемым ценностям тесно связано с нравственными отклонениями, выражающимися в аморальных поступках и безнравственном поведении. Система отклонений от нормативно-правовых предписаний у правонарушителя может характеризоваться различной глубиной и устойчивостью, действовать не только в сфере нарушений уголовного законодательства, но и иных правовых норм (гражданского, семейного, административного, трудового права).

Одним из наиболее сложных, проблемных аспектов феномена правового сознания является вопрос его формирования. Правосознание людей, объединенных в социальные общности, – явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования правосознания людей нельзя воздействовать целенаправленно.

Формирование индивидуального правового сознания – это целенаправленная деятельность государства, системы образования, общественных организаций, средств массовой информации, семьи, отдельных граждан по передаче опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных правовых знаний, позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, коммуникативных навыков, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых норм.

В решении проблемы развития правового самосознания и элиминации широкомасштабных случаев проявления правового нигилизма нет на сегодняшний день готовых рецептов. Очевидно, что развитие, воспитание должны носить комплексный характер с задейственностью основных партнеров: органов власти, ключевых субъектов гражданского общества (органов власти, общественных институтов, средств массовой информации, религиозных концессий) и общества в целом. При этом особое внимание должно быть уделено профилактическим мерам и способам упреждения противоправного поведения.

Литература:

  1. Гаврина Е.Е. Психодинамика формирования криминальной деструктивности личности у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 115-123.
  2. Гаврина Е.Е. Психология криминального поведения у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 76-83.
  3. Гаврина Е.Е. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.
  4. Гаврина Е.Е. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 51-59.
  5. Симакова Т.А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. – Рязань, 2012., № 3, С 32-37.[schema type=»book» name=»Психологические детерминанты развития индивидуального правосознания и профилактики девиантного поведения личности» description=»Данная статья нацелена на раскрытие актуальности профилактических мер развития индивидуального правового сознания как одного из основных способов борьбы с криминализацией населения. При этом рассматриваются основные психологические факторы, лежащие в основе деструктивных изменений личности сотрудников правоохранительных органов. Для осуществления психолого-педагогического воздействия в плане профилактической работы по элиминированию (устранению) случаев девиантных отклонений поведения сотрудников правоохранительных органов предлагается структура индивидуального правового сознания.» author=»Симакова Татьяна Александровна, Гаврина Елена Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found