Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Сложившаяся в настоящее время социальная ситуация в российском обществе оказывает значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования. Переоценка ценностей в обществе, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.

К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий педагогам и психологам исследовать проблему конфликта в различных аспектах: исследуются структура и динамика конфликта; психотехника разрешения конфликта; конфликт в процессе педагогического общения; причины конфликта; конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива [1,2,3,4].

Вместе с тем нуждаются в специальном исследовании причины конфликтов между преподавателями и студентами.

Следует учесть, что продуктивное общение характеризуется «плодотворными межличностными контактами, способствующими установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности» [2, с.62]. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими отрицательно влияет на уровень социального самочувствия субъектов образования, снижает эффективность обучения и воспитания студенчества.

Исходя из вышеизложенного, актуализируется выявление причин конфликтов между преподавателями и студентами, выступающих основой профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовании.

Мы предположили, что агрессивность и конфликтность, ценности, направленность личности в конфликтном взаимодействии выступают личностными основаниями для дифференциации представлений студентов и преподавателей о причинах конфликтов в образовательном процессе.

Исследование осуществлялось на выборке студентов ФГБОУ ВПО “Орловский государственный университет” факультетапедагогики и психологии при помощи пяти методик: методики К. Томаса “Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте” в адаптации Н.В. Гришиной; методики В.А. Хащенко “Типология поведения личности в конфликте”; методики Е. П. Ильина и П.А. Ковалева “Личностная агрессивность и конфликтность”; методики М. Рокича “Ценностные ориентации личности”; авторского опросника «Конфликты в образовательном взаимодействии».

Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.

1.В представлениях преподавателей и студентов о причинах конфликтов в образовательном взаимодействии имеются общие аспекты и различия.

Причины конфликтов исследуемые связывают с уровнем профессионализма преподавателей, мотивацией учебной деятельности студентов, системой отношений основных субъектов образования, культурным уровнем студентов, личными особенностями преподавателей и студентов как субъектов общения.

Представления о причинах конфликтов у преподавателей и студентов содержательно наполнены по-разному. Профессионализм для преподавателей больше связан с опытом практической деятельности, для студентов со сферой межличностных отношений. Ответственность за конфликтную ситуацию преподаватели разделяют между собой и студентами, которые, в свою очередь, основную вину перекладывают на преподавателей. Для студентов приоритетная причина межличностной конфликтности в образовательном процессе — это неумение эффективно выстраивать процесс общения и низкая учебная мотивация. В отличие от студентов преподаватели видят возрастной контекст проблем во взаимоотношениях. У исследуемых разные ожидания по отношению к преподавателям, что выступает конфликтной основой в системе их представлений: для студентов идеальный преподаватель – это, в основном, эффективный субъект общения, для преподавателей — эффективный субъект деятельности. Абстрактный образ идеального студента у исследуемых обеих групп схож: преподаватели и студенты в идеальном студенте выделяют аспекты профессиональной и личной идентичности, что может выступить благоприятной основой для урегулирования и профилактики конфликтов между преподавателями и студентами.

2.Опираясь на результаты статистического анализа по критерию Манна-Уитни, можно говорить о качественном отличии в личностных особенностях преподавателей и студентов.

В конфликтном взаимодействии для личностной направленности студентов характерна приоритетность линии напористости; для преподавателей характерна приоритетность линии кооперации и тенденций стремления к сохранению отношений и толерантности.

Межличностная зрелость наиболее ярко выражена у преподавателей: они способны к компромиссу, учитывают ситуацию и интересы партнера. Выраженная вспыльчивость студентов, снижает их способность эффективно выстраивать межличностные отношения, преобладание у них наступательности, неуступчивости, мстительности и подозрительности создают проблемы в общении.

В ценностных структурах преподавателей преобладает интеллектуально-духовная линия (жизненная мудрость, развитие, познание). Зафиксирован ярко выраженный ориентир на сферу Я (здоровье, жизненная мудрость, развитие, уверенность в себе, познание), выражена ценность активности (здоровье, продуктивная жизнь), отражена значимость межличностных отношений (счастливая семейная жизнь), места человека в социуме (продуктивная жизнь) и бытового аспекта жизни (счастливая семейная жизнь).

Ценности студентов ориентированы на область межличностных отношений (любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей) и сферу бытового аспекта жизни (любовь, счастливая семейная жизнь, развлечения) отражают значимость сферы Я (здоровье, свобода) и места человека в социуме (интересная работа, общественное признание), могут быть охарактеризованы по линиям активности (здоровье, интересная работа) и материальности (материально-обеспеченная жизнь).

3.У преподавателей и студентов схожи ценностные ориентиры в используемых средствах. Для них ценностны личностные качества, важные для выстраивания межличностных отношений (для студентов — жизнерадостность, воспитанность, ответственность, честность; для преподавателей — ответственность, честность), качества, отражающие уровень культуры человека (для студентов и для преподавателей — образованность) и качества, отражающие субъектность человека (для студентов — твердая воля, независимость; для преподавателей — самоконтроль, независимость, эффективность в делах).

Можно говорить о соответствии ценностных объектов и средств для их реализации у исследуемых нами преподавателей и студентов.

4.Качественные различия личностных особенностей преподавателей и студентов выступают базой для дифференциации их представлений о причинах конфликтов в образовательном процессе.

Выраженный интеллектуально-духовный вектор ценностей преподавателей соотносится с глубиной анализа ими причин конфликтов: они видят и возрастной, и личностный, и профессиональный контекст проблем между основными образовательными субъектами. Материально-бытовой вектор ценностей студентов снижает их способность многогранного видения конфликтной ситуации, сужая поле для анализа.

Студенты причины конфликтов определяют сквозь призму ценности межличностных отношений: низкий профессионализм преподавателя как базу для конфликтности они связывают с проблемами в выстраивании отношений со студентами, при этом главное ожидание студентов по отношению к преподавателю – способность быть понимающим и корректным партнером по общению. Ценность для преподавателя сферы «Я» ориентирует их на анализ причин конфликтов сквозь призму их профессиональной деятельности.

Направленность личности студентов в конфликтном взаимодействии характеризует линия напористости, что порождает их эгоистическую позицию в анализе причин конфликтов, проявляющуюся в стремлении переложить ответственность за происходящее на преподавателей. Линия кооперации, тенденция стремления к сохранению отношений и толерантность в направленности личности преподавателей в конфликтном взаимодействии соотносятся с диалоговым началом в их представлениях о причинах конфликтов, отражающим позицию разделения ответственности между основными субъектами конфликта в образовательном процессе.

Студенты и преподаватели выступают как важнейшие субъекты учебной деятельности в системе высшего образования.

В современных условиях в российской действительности глобально изменилось обучение в вузе: снизилось количество аудиторных занятий, стала приоритетной самостоятельная работа студентов, распространенно обращение к информационным технологиям как средствам получения образования. В этой ситуации особые требования предъявляются к общению и совместной деятельности преподавателей и студентов. Современный преподаватель – это источник информирования, курирующий образование студентов. Они должны иметь высокую субъектность, поскольку им важно осознавать свою ответственность за качество знаний, с учетом обозначенных преподавателем образовательных направлений быть готовым расширять свою профессиональную эрудицию. Незнание закономерностей современного образования, неадекватные ожидания способны порождать конфликты между преподавателями и студентами.

Зафиксированные нами статистически достоверные различия в личностных особенностях студентов и преподавателей выступили основанием для дифференциации их представлений о конфликтном взаимодействии. Исследуемые нами субъекты образования качественно отличаются по показателям ценностей, агрессивности и конфликтности, направленности личности в конфликтном взаимодействии, что предопределяет различия их взглядов на причины конфликтов.

В сознании студентов профессионализм преподавателя представлен как важнейший аспект проблемности в их отношениях. В этом смысле преподаватели должны знать ожидания студентов. Вместе с тем требования к профессионализму преподавателей у студентов может являться отражением их экстернальности. Считаем, что связь локуса контроля студентов и их оценки уровня профессионализма преподавателей – перспективная линия дальнейшего исследования проблемы конфликтного взаимодействия субъектов образования.

В сознании преподавателей конфликтность в их взаимоотношениях со студентами во многом порождается низкой культурой последних и их отношением к объектам, значимым для получения образования.

Наше исследование позволило выявить взаимные ожидания преподавателей и студентов, что может быть использовано для качественного улучшения межличностных отношений основных субъектов вузовского образования. Считаем это направление актуальным для образовательного процесса и перспективным для эмпирической работы.

Список литературы:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Питер, 2008.-533с.
  2. Гулякина В.В. Конфликтология. Психология конфликта. Монография.-Орел: ГОУВПО «ОГУ», 2009.-327с.
  3. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. -М.: Смысл,2007.-687с.
  4. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб.:Лань, 2003.-304с.[schema type=»book» name=»ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» description=»В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности, выступающих основанием представлений субъектов образования о причинах конфликтов между ними. Автором установлено, что направленность личности в конфликтном взаимодействии, её агрессивность, конфликтность и ценностивыступают личностными основаниями представлений преподавателей и студентов о причинах конфликтов между ними. Результаты исследования расширяют возможности улучшения качества взаимодействия преподавателей и студентов.» author=»Гулякина Вера Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacor https://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/ https://esign.bogorkab.go.id/qrcode/psk/slot-gacor/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/https://www.kelasips.com/slot-gacor/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://leathercraftpro.com/slot777/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://es.ince.md/public/slot-gacor/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://www.esg-integrate.com/slot-deposit-pulsa/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://revista.uic.mx/styles/togel-online/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/