Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Сложившаяся в настоящее время социальная ситуация в российском обществе оказывает значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования. Переоценка ценностей в обществе, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.

К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий педагогам и психологам исследовать проблему конфликта в различных аспектах: исследуются структура и динамика конфликта; психотехника разрешения конфликта; конфликт в процессе педагогического общения; причины конфликта; конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива [1,2,3,4].

Вместе с тем нуждаются в специальном исследовании причины конфликтов между преподавателями и студентами.

Следует учесть, что продуктивное общение характеризуется «плодотворными межличностными контактами, способствующими установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности» [2, с.62]. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими отрицательно влияет на уровень социального самочувствия субъектов образования, снижает эффективность обучения и воспитания студенчества.

Исходя из вышеизложенного, актуализируется выявление причин конфликтов между преподавателями и студентами, выступающих основой профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовании.

Мы предположили, что агрессивность и конфликтность, ценности, направленность личности в конфликтном взаимодействии выступают личностными основаниями для дифференциации представлений студентов и преподавателей о причинах конфликтов в образовательном процессе.

Исследование осуществлялось на выборке студентов ФГБОУ ВПО “Орловский государственный университет” факультетапедагогики и психологии при помощи пяти методик: методики К. Томаса “Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте” в адаптации Н.В. Гришиной; методики В.А. Хащенко “Типология поведения личности в конфликте”; методики Е. П. Ильина и П.А. Ковалева “Личностная агрессивность и конфликтность”; методики М. Рокича “Ценностные ориентации личности”; авторского опросника «Конфликты в образовательном взаимодействии».

Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.

1.В представлениях преподавателей и студентов о причинах конфликтов в образовательном взаимодействии имеются общие аспекты и различия.

Причины конфликтов исследуемые связывают с уровнем профессионализма преподавателей, мотивацией учебной деятельности студентов, системой отношений основных субъектов образования, культурным уровнем студентов, личными особенностями преподавателей и студентов как субъектов общения.

Представления о причинах конфликтов у преподавателей и студентов содержательно наполнены по-разному. Профессионализм для преподавателей больше связан с опытом практической деятельности, для студентов со сферой межличностных отношений. Ответственность за конфликтную ситуацию преподаватели разделяют между собой и студентами, которые, в свою очередь, основную вину перекладывают на преподавателей. Для студентов приоритетная причина межличностной конфликтности в образовательном процессе — это неумение эффективно выстраивать процесс общения и низкая учебная мотивация. В отличие от студентов преподаватели видят возрастной контекст проблем во взаимоотношениях. У исследуемых разные ожидания по отношению к преподавателям, что выступает конфликтной основой в системе их представлений: для студентов идеальный преподаватель – это, в основном, эффективный субъект общения, для преподавателей — эффективный субъект деятельности. Абстрактный образ идеального студента у исследуемых обеих групп схож: преподаватели и студенты в идеальном студенте выделяют аспекты профессиональной и личной идентичности, что может выступить благоприятной основой для урегулирования и профилактики конфликтов между преподавателями и студентами.

2.Опираясь на результаты статистического анализа по критерию Манна-Уитни, можно говорить о качественном отличии в личностных особенностях преподавателей и студентов.

В конфликтном взаимодействии для личностной направленности студентов характерна приоритетность линии напористости; для преподавателей характерна приоритетность линии кооперации и тенденций стремления к сохранению отношений и толерантности.

Межличностная зрелость наиболее ярко выражена у преподавателей: они способны к компромиссу, учитывают ситуацию и интересы партнера. Выраженная вспыльчивость студентов, снижает их способность эффективно выстраивать межличностные отношения, преобладание у них наступательности, неуступчивости, мстительности и подозрительности создают проблемы в общении.

В ценностных структурах преподавателей преобладает интеллектуально-духовная линия (жизненная мудрость, развитие, познание). Зафиксирован ярко выраженный ориентир на сферу Я (здоровье, жизненная мудрость, развитие, уверенность в себе, познание), выражена ценность активности (здоровье, продуктивная жизнь), отражена значимость межличностных отношений (счастливая семейная жизнь), места человека в социуме (продуктивная жизнь) и бытового аспекта жизни (счастливая семейная жизнь).

Ценности студентов ориентированы на область межличностных отношений (любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей) и сферу бытового аспекта жизни (любовь, счастливая семейная жизнь, развлечения) отражают значимость сферы Я (здоровье, свобода) и места человека в социуме (интересная работа, общественное признание), могут быть охарактеризованы по линиям активности (здоровье, интересная работа) и материальности (материально-обеспеченная жизнь).

3.У преподавателей и студентов схожи ценностные ориентиры в используемых средствах. Для них ценностны личностные качества, важные для выстраивания межличностных отношений (для студентов — жизнерадостность, воспитанность, ответственность, честность; для преподавателей — ответственность, честность), качества, отражающие уровень культуры человека (для студентов и для преподавателей — образованность) и качества, отражающие субъектность человека (для студентов — твердая воля, независимость; для преподавателей — самоконтроль, независимость, эффективность в делах).

Можно говорить о соответствии ценностных объектов и средств для их реализации у исследуемых нами преподавателей и студентов.

4.Качественные различия личностных особенностей преподавателей и студентов выступают базой для дифференциации их представлений о причинах конфликтов в образовательном процессе.

Выраженный интеллектуально-духовный вектор ценностей преподавателей соотносится с глубиной анализа ими причин конфликтов: они видят и возрастной, и личностный, и профессиональный контекст проблем между основными образовательными субъектами. Материально-бытовой вектор ценностей студентов снижает их способность многогранного видения конфликтной ситуации, сужая поле для анализа.

Студенты причины конфликтов определяют сквозь призму ценности межличностных отношений: низкий профессионализм преподавателя как базу для конфликтности они связывают с проблемами в выстраивании отношений со студентами, при этом главное ожидание студентов по отношению к преподавателю – способность быть понимающим и корректным партнером по общению. Ценность для преподавателя сферы «Я» ориентирует их на анализ причин конфликтов сквозь призму их профессиональной деятельности.

Направленность личности студентов в конфликтном взаимодействии характеризует линия напористости, что порождает их эгоистическую позицию в анализе причин конфликтов, проявляющуюся в стремлении переложить ответственность за происходящее на преподавателей. Линия кооперации, тенденция стремления к сохранению отношений и толерантность в направленности личности преподавателей в конфликтном взаимодействии соотносятся с диалоговым началом в их представлениях о причинах конфликтов, отражающим позицию разделения ответственности между основными субъектами конфликта в образовательном процессе.

Студенты и преподаватели выступают как важнейшие субъекты учебной деятельности в системе высшего образования.

В современных условиях в российской действительности глобально изменилось обучение в вузе: снизилось количество аудиторных занятий, стала приоритетной самостоятельная работа студентов, распространенно обращение к информационным технологиям как средствам получения образования. В этой ситуации особые требования предъявляются к общению и совместной деятельности преподавателей и студентов. Современный преподаватель – это источник информирования, курирующий образование студентов. Они должны иметь высокую субъектность, поскольку им важно осознавать свою ответственность за качество знаний, с учетом обозначенных преподавателем образовательных направлений быть готовым расширять свою профессиональную эрудицию. Незнание закономерностей современного образования, неадекватные ожидания способны порождать конфликты между преподавателями и студентами.

Зафиксированные нами статистически достоверные различия в личностных особенностях студентов и преподавателей выступили основанием для дифференциации их представлений о конфликтном взаимодействии. Исследуемые нами субъекты образования качественно отличаются по показателям ценностей, агрессивности и конфликтности, направленности личности в конфликтном взаимодействии, что предопределяет различия их взглядов на причины конфликтов.

В сознании студентов профессионализм преподавателя представлен как важнейший аспект проблемности в их отношениях. В этом смысле преподаватели должны знать ожидания студентов. Вместе с тем требования к профессионализму преподавателей у студентов может являться отражением их экстернальности. Считаем, что связь локуса контроля студентов и их оценки уровня профессионализма преподавателей – перспективная линия дальнейшего исследования проблемы конфликтного взаимодействия субъектов образования.

В сознании преподавателей конфликтность в их взаимоотношениях со студентами во многом порождается низкой культурой последних и их отношением к объектам, значимым для получения образования.

Наше исследование позволило выявить взаимные ожидания преподавателей и студентов, что может быть использовано для качественного улучшения межличностных отношений основных субъектов вузовского образования. Считаем это направление актуальным для образовательного процесса и перспективным для эмпирической работы.

Список литературы:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Питер, 2008.-533с.
  2. Гулякина В.В. Конфликтология. Психология конфликта. Монография.-Орел: ГОУВПО «ОГУ», 2009.-327с.
  3. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. -М.: Смысл,2007.-687с.
  4. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб.:Лань, 2003.-304с.[schema type=»book» name=»ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» description=»В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности, выступающих основанием представлений субъектов образования о причинах конфликтов между ними. Автором установлено, что направленность личности в конфликтном взаимодействии, её агрессивность, конфликтность и ценностивыступают личностными основаниями представлений преподавателей и студентов о причинах конфликтов между ними. Результаты исследования расширяют возможности улучшения качества взаимодействия преподавателей и студентов.» author=»Гулякина Вера Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found