Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Смерть – это последнее критическое событие в жизни человек. Работа с умирающими больными предъявляет  высокие требования к профессиональным и личностным качествам психолога. Важно, чтобы психолог имел  теоретические знания по психологии умирания и осознавал собственное отношение к проблеме смерти.

Рассмотрим некоторые теоретические аспекты психологии умирания. Важный вклад в понимание умирающего человека внесла доктор Э. Кюблер-Росс. На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, какие чувства и состояния испытывают умирающие на различных этапах умирания. Э. Кюблер-Росс различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность.

  1. «Отрицание». Человек живет так, как будто смерти не существует.
  2. «Протест». Негативное отношение к смерти, вызов ей.
  3. «Оборона». Стремление «отсрочить» смерть.
  4. «Фобия». Сильный страх смерти.
  5. «Принятие». Смерть считается чем-то позитивным и необходимым, становится источником осмысленного существования.

На какой – то из этих стадий больной может задержаться, к тому же степень их осознанности возрастает от первого к пятому типу.

Вначале это обычно реакция отрицания возможности близкой смерти, иногда довольно продолжительная. Отрицание может сочетаться с предчувствием или полным осознанием истинного положения. У отдельных больных отрицание сохраняется до последней минуты жизни. Следующая стадия — гнев, напряженность, возмущение больного тем, что это выпало именно на его долю. Идет борьба с мучительными страданиями, ради избавления от которых он готов отдать все. Далее следует этап «сделки с жизнью», больной нередко обращается к богу со своими пожеланиями и просьбами. На следующем этапе развитие болезни может привести к депрессии, могут появиться сознание своей вины и самобичевание: «Чем я это заслужил?». Наконец, наступает смирение, полное принятие безвыходности положения, когда измученный больной хочет лишь сна и покоя. Иногда после этого снова появляется отрицание, больной строит планы, сопротивляется смерти. Если же болезнь все же отступает (при хронических заболеваниях, не имеющих смертельного исхода), к этому добавляется шестой этап — возвращение человеческого достоинства, возвращение к жизни [3].

Р.Кочюнас описывает ряд специфических изменений в восприятии жизни при приближении смерти, к числу которых относятся следующие:

  • заново оцениваются приоритеты жизни: теряют значение мелочи, несущественные детали и подробности;
  • возникает чувство освобождения: не делается то, чего не хочется делать; теряют свою силу категории долженствования («должен», «обязан», «необходимо» и т. п.);
  • усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;
  • обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);
  • общение с любимыми людьми становится более глубоким, более полным, насыщенным;
  • уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать [1,с. 95-96].

   Вышеперечисленные изменения свидетельствуют о повышении чувствительности неизлечимо больного человека. Следовательно, врачам, медперсоналу, близким надо вести себя тактично и осторожно. У больного возникают очень важные для него в этот период вопросы, которые он начинает задавать окружающим людям: «Скоро ли я умру?», «Сколько мне еще осталось жить?».

Чрезвычайно сложным является вопрос о том, можно ли вообще говорить умирающему правду о его состоянии и говорить с ним о смерти. И.Харди, основываясь на анализе многих работ на эту тему, считает, что однозначного ответа на такой вопрос еще нет [6]. При выраженной реакции отрицания говорить с ним о смерти не рекомендуется, даже если он просит сказать правду о его болезни, поскольку надо учитывать уже наступившие личностные изменения, измененное состояние сознания больного. В других же случаях, как полагают многие авторы, можно сказать ему правду. Но врачи на практике не готовы делать это. Противоречивость мнений объясняется, вероятно, тем, что возможность сообщения правды больному зависит от множества условий, в том числе от того, участвуют ли в уходе за больным психолог или психотерапевт. Очень важны также форма, стиль сообщения, количество и характер сообщаемой информации.

Кюблер-Росс считает: «Я убеждена, что не следует задаваться вопросом; «Сообщать ли больному его диагноз?» По-настоящему важен другой вопрос: «Как рассказать пациенту о его болезни?» Врач должен сначала определить собственное отношение к смертельной болезни и смерти, убедиться, что он в состоянии говорить о таких пугающих вещах без неуместной боязни».

И.Харди указывает и на то, что самое важное и безвредное — выслушать больного. Нужно всеми силами помочь ему высказаться, рассказать о своих переживаниях. Это помогает рассеять страхи и сомнения, устранить чувство изолированности, замкнутости, тем более что обычно больные, проходя через стадии естественного сопротивления неизбежному, а затем депрессии, в конечном смиряются со своей участью [6]. Л. Н. Толстой описывает подобную ситуацию в повести “Смерти Ивана Ильича”: “Главное мучение Ивана Ильича была ложь — … то, что не хотели признаться в том, что все знали, и он знал, а хотели лгать над ним по случаю его ужасного положения и его самого заставляли принимать участие в этой лжи… И жить так на краю погибели надо было одному, без одного человека, который бы понял и пожалел его” [5, с.171-172].

Как можно помочь умирающему больному?

Одна из первых форм помощи умирающему больному состоит в хорошем уходе за ним. Здесь речь идет о человеческих аспектах такого ухода, а не столько о профессиональном уходе. Человеческие аспекты ухода по-настоящему воплощаются, когда больной находится дома. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется, как заметила Э.Кюблер-Росс: «пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице… » [2].

Второй способ помощи умирающему состоит в ослаблении или в преодолении физических и эмоциональных страданий и боли. С помощью медикаментов врач может значительно ослабить практически любую боль. Более мучительной становится боль душевная. Поэтому важной формой помощи умирающему является облегчение страданий больного, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности.

Психологическая поддержка умирающего состоит в том, что с больным говорят о смертельном характере его болезни и связанных с этим чувствах неуверенности, страха, упрямства, одиночества и скорби; создаются такие взаимоотношения с больным, при которых с ним ведется честный, открытый разговор. Такие врачи, как Вайсман и Хакетт из Гарвардского университета считают, что человеческая близость и тепло — единственное лекарство для умирающего больного, поскольку умирание — труд, который совершается в одиночестве. Психологическая поддержка больных осуществляется психологом и социальным работником. Большое значение имеет привлечение родственников к эмоциональной поддержке больного. Умирающий человек способен понять свое положение, и хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто готов выслушать его без попыток утешить. Важно не только выслушивать пациента, но и помочь ему поделиться своими мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Э. Кюблер-Росс считает, что психологические реакции родственников больных в таких ситуациях приблизительно такие же, как и у самих больных, следовательно, в психологической поддержке нуждаются и близкие родственники больного. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем слушать психолога. Речь умирающих больных часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровать невербальные средства общения. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. Не следует относиться к умирающему больному как к объекту забот и сочувствия и брать ответственность только на себя.  Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т. п.

Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Присутствие  умирающему больному в консультативном процессе требует простой человеческой отзывчивости, и мы обязаны ее проявить. Психологам и врачам следует осознать и принять  свои сомнения, чувство вины  и мысли о собственной смерти.

Психолог также может оказывать помощь и поддержку родственникам и персоналу, ухаживающему за умирающим больным. Близким, родственникам после смерти больного требуются за­бота, сочувствие. Прежде всего, нужно быть готовым к прояв­лениям сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло горе. Часто приходится наблюдать проявления гнева, агрессивно­сти и несправедливые обвинения от родственников. Все они могут быть частными проявлениями реакции на смерть близких людей. Медикам важно помочь преодолеть чувство вины и профессиональной некомпетентности. Такое чувство довольно часто встречается среди медицинских работников. Многие врачи воспринимают смерть пациента как профессиональную беспомощность.

Уместно будет назвать принципы общения с умирающим человеком:

  1. Будьте всегда готовы оказать помощь.
  2. Проявляйте терпение.
  3. Дайте возможность выговориться.
  4. Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.
  5. Спокойно относитесь к его гневу.
  6. Избегайте неуместного оптимизма.

Чтобы психологу  помочь больному справиться со страхом, необходимо:

  1. Уметь слушать.
  2. Понимать невербальный язык.
  3. Оказывать эмоциональную поддержку.
  4. Общаться с больным открыто, доверительно.
  5. Относиться к нему с сочувствием.
  6. Честно отвечать на вопросы.
  7. Не внушать несбыточных надежд.
  8. Давать возможность задавать вопросы.
  9. Понимать потребности больного.
  10. Принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного.
  11. Предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

Человек – единственный из всех живых существ, знающий о неизбежности смер­ти. Согласно множеству психологических наблюдений, и сам человек по-настоящему не может осознать этого. «По сути, никто не верит в собственную смерть. Или – что  то же самое – каждый из нас, не осознавая того, убежден, в своем бессмертии», – пишет З. Фрейд.

Примеры из практики работы психолога паллиативного отделения с умирающими больными.

Тяжелобольная раком пожилая женщина не желает мириться с мыслью о смерти. Болезнь обострилась после смерти мужа (муж умер 3 года назад), горе переживала долго и мучительно, было депрессивное расстройство, сопровождаемое суицидальными мыслями, со слов больной, они ее очень пугали. Обращение к религии, исповедь, молитвы помогли ей справиться с суицидальными мыслями. (В последнее время они ее не посещают). Муж тяжело и длительно болел, она ухаживала за ним в течение 10 лет (инсульт). Муж часто приходил к ней во снах. Вот первый сон: «Иду я по дороге пешком, догоняет меня лошадь с повозкой, в которой сидит мой муж. Я прошу его, чтобы он взял меня собой, ведь я так устала и изнемогаю. Муж строго посмотрел на меня и сказал: «Тебе еще не время, не возьму с собой». На одной из консультаций больная вспомнила ситуацию из прошлого, когда муж умирал, он просил простить его, она отвернулась от него и промолчала, уж очень была зла на него за его поступки и поведение, ведь он мучил ее все десять  лет. Во время сессии она смогла мысленно поговорить с мужем, простить его и отпустить. На следующей встрече больная призналась, что ей  стало легче, муж не снится ей, и она о нем не думает, не чувствует себя виноватой. Следующий ее сон был таким: «Я стою внизу, вижу над собой мужа, который будто высоко надо мной, в каком-то большом помещении и важно так говорит мне: «Не доставай меня, я занят важным делом здесь в четвертом отделении». На что больная ответила, что вот и хорошо, а я буду заниматься своими делами. Больная стала подниматься с постели, гулять во дворе больницы, любоваться цветами, солнцем и теплом, говорила о том, что она радуется каждому дню, и боли не чувствует.

Во сне человека, жаждущего спастись от смерти, перед смертью проявляется стремление начать жизнь сначала.

Больная раком молодая женщина 37 лет, не желает мириться с мыслью о смерти, активно борется с болезнью в течение трех лет. Имеет двоих детей, младшей дочери 5 лет. Сон, который периодически снится ей в течение года: «Вижу, как огромная волна  накатывает с моря на берег и накрывает собой здание, в котором я нахожусь в окружении незнакомых мне напуганных людей. Здание рушится, я оказываюсь на гребне волны, которая  выбрасывает меня на песчаный берег». Вариант этого же сна: «Еду я  в машине по какой-то дороге вдоль моря вместе со своей семьей, большая морская волна преследует машину, вот-вот догонит и накроет собой, машина мчится быстрее и  нам  удается спастись». Со слов пациентки, она очень любит воду, любит плавать и смотреть на воду.

На основе рассказов медсестер можно видеть, что часть их вместе со своими больными надеется, верит, ждет: а вдруг… Вдруг все-таки можно помочь.

«Привыкнуть к смерти никогда нельзя. Я знала, что состояние больной  критическое и что вскоре она умрет. Ведь ее болезнь неизлечима. Состояние изо дня в день ухудшалось, и все-таки, когда я входила в палату, все эти факты переставали для меня существовать. Выполняя свою повседневную работу (ставя уколы и другие назначения врача), у постели больного я думала только о том, что, быть может, еще не все потеряно, быть может, она еще выздоровеет, ведь она так молода и могла бы жить, в чем она провинилась перед самим всевышним. Я была просто не способна смириться с действительностью. Меня постоянно занимала мысль, от которой я не могу освободиться и сейчас: «Ну  почему же люди должны умирать!?»  –  вот отрывок из рассказа одной из медсестер.

Список литературы

  1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования групповой психотерапии / Р. Кочюнас. — М.: Академический: проект; ОППЛ,2003. — 464 с.
  2. Кюблер — Росс Э.О смерти и умирании / учеб.пособие / Р.Э. Кюблер. — К.: «София», 2001. –  320 с.
  3. Саймонтон, К., Психотерапия рака. Пер: с анг. / К. Саймонтон, С. Саймонтон. — СПб: Питер, — 288с. (Серия «Современная медицина»).
  4. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: учебник / П.И. Сидоров. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
  5. Толстой, Л.Н. Смерть Ивана Ильича//Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. – Л.: 1993. — С. 171-172.
  6. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными : пер. с венгер. / И. Харди. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. — 338 с.[schema type=»book» name=»ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ» author=»Биктина Насима Нигматулиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found