Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В системе профессионального образования возникла объективная необходимость в разработке «модели специалиста» разных профессиональных профилей для целей приведения в соответствие с требованиями содержания их профессиональной подготовки.  С этой точки зрения имеют значение исследования мышления, в частности технического необходимого выпускникам военного инженерного вуза.

Техническое мышление – это системное творческое, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Оно позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них – видеть прошлое, настоящее и будущее [2]

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры АлкмеономКротонским (VIв до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 до н.э.). В течении более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере полученных новых результатов психологических исследований[3, с.178].

Каждое полушарие имеет свою специализацию. У подавляющего большинства людей в левом полушарии расположен центр речи. Это полушарие ответственно помимо функций, связанных непосредственно с речью, за осуществление функций чтения, счета, логическую память, абстрактного мышления, произвольной регуляции ряда психических процессов и состояний. Правое полушарие, по мнению многих исследователей, имеет отношение к реализации психических функций, не опосредованных речью, функций, которые связаны с чувством пространства и структуры [4].

Очень важен вывод, к которому приходит С.Л.Рубинштейн при рассмотрении разных видов мышления, так как этот вывод объясняет наличие различных видов мышления, в том числе и технического: «Специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности».

С.Л. Рубинштейн отмечает, что в разных психологических ситуациях по-разному протекают мыслительные процессы, и зависит это от склада ума, интересов и особенностей личности в целом. А если человек работает в области техники, постоянно решая технические и технологические задачи, возникающие в технической деятельности, то реально предположить, что мыслительные процессы протекают по-особенному и, естественно, отличаются от мыслительных процессов, например, математика, решающего такую же заданно мнению С.Л. Рубинштейна, первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. Если действие часто имеет техническую направленность, то, возникающее вследствие этого действия мышление будет также иметь определенную направленность – техническую. Специфические особенности мышления в работах П.Я. Гальперина отмечаются, как деятельность по решению задач «в уме» открывающей субъекту новую действительность, означает овладение им все более широкой действительностью, расширяющей возможности мыслительных задач [1].

Техническое мышление характеризуется еще и тем, что, осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, субъект ощущает потребность в ее конструкторской проработке, т.е. воплощении идеи в реальный проект новой техники, технологии и т.д.

С этой точки зрения имеют значение исследования мышления, в частности технического. Они ведутся в профессиональном аспекте как «особенности оперативного мышления» человека, включенного в управление большими системами, как особенности «конструкторского мышления», мышления широкопрофильных специалистов. С другой стороны, проблема технического мышления ставится как теоретическая проблема «технического интеллекта» – особого вида интеллектуальной деятельности. В исследовании технического мышления наметились два направления. Одно – описание внешних проявлений технического мышления, его особенностей, другое – объяснение механизма этих особенностей.

При рассмотрении особенностей технического мышления можно выделить несколько тенденций. Первая тенденция – выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие решаемых задач, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами и т.д. Вторая — объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методом их усвоения (прежде всего, отмечается значение знаний по физике, технической механике). Третья тенденция связывает основу технического мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: богатство понятий, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов и др. [1].

Техническое мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее [1].

Техническое мышление характеризуется еще и тем, что, осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, субъект ощущает потребность в ее конструкторской проработке, т.е. воплощении идеи в реальный проект новой техники, технологии и т.д.

Таким образом, можно отметить, что правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий, что лежит в основе технического мышления и должно быть априори свойственно выпускнику военного инженерного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-н\Д.: Феникс, 2002. 544 с.
  2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г. 848 с.
  3. Еременко В.Д.,Зибров Г.В., Колосова Л.А., Самсонова И.М. Психология и педагогика высшей школы// под ред. Г. В. Зиброва. – Воронеж: Педагогика, 2005. 253 с.
  4. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.. Психология М.: Эксмо, 2007. 416 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА» description=»В статье рассмотрена роль доминанты левого полушария мозга, влияющего на особенности технического мышления. Отмечено, что эффективность профессиональной деятельности выпускника военного инженерного вуза тесно связана с особенностями его технического мышления.» author=»Черкасова Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor
404: Not Found