Номер части:
Журнал

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: , Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА. Психологические науки. ; ():-.





В системе профессионального образования возникла объективная необходимость в разработке «модели специалиста» разных профессиональных профилей для целей приведения в соответствие с требованиями содержания их профессиональной подготовки.  С этой точки зрения имеют значение исследования мышления, в частности технического необходимого выпускникам военного инженерного вуза.

Техническое мышление – это системное творческое, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Оно позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них – видеть прошлое, настоящее и будущее [2]

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры АлкмеономКротонским (VIв до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 до н.э.). В течении более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере полученных новых результатов психологических исследований[3, с.178].

Каждое полушарие имеет свою специализацию. У подавляющего большинства людей в левом полушарии расположен центр речи. Это полушарие ответственно помимо функций, связанных непосредственно с речью, за осуществление функций чтения, счета, логическую память, абстрактного мышления, произвольной регуляции ряда психических процессов и состояний. Правое полушарие, по мнению многих исследователей, имеет отношение к реализации психических функций, не опосредованных речью, функций, которые связаны с чувством пространства и структуры [4].

Очень важен вывод, к которому приходит С.Л.Рубинштейн при рассмотрении разных видов мышления, так как этот вывод объясняет наличие различных видов мышления, в том числе и технического: «Специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности».

С.Л. Рубинштейн отмечает, что в разных психологических ситуациях по-разному протекают мыслительные процессы, и зависит это от склада ума, интересов и особенностей личности в целом. А если человек работает в области техники, постоянно решая технические и технологические задачи, возникающие в технической деятельности, то реально предположить, что мыслительные процессы протекают по-особенному и, естественно, отличаются от мыслительных процессов, например, математика, решающего такую же заданно мнению С.Л. Рубинштейна, первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. Если действие часто имеет техническую направленность, то, возникающее вследствие этого действия мышление будет также иметь определенную направленность – техническую. Специфические особенности мышления в работах П.Я. Гальперина отмечаются, как деятельность по решению задач «в уме» открывающей субъекту новую действительность, означает овладение им все более широкой действительностью, расширяющей возможности мыслительных задач [1].

Техническое мышление характеризуется еще и тем, что, осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, субъект ощущает потребность в ее конструкторской проработке, т.е. воплощении идеи в реальный проект новой техники, технологии и т.д.

С этой точки зрения имеют значение исследования мышления, в частности технического. Они ведутся в профессиональном аспекте как «особенности оперативного мышления» человека, включенного в управление большими системами, как особенности «конструкторского мышления», мышления широкопрофильных специалистов. С другой стороны, проблема технического мышления ставится как теоретическая проблема «технического интеллекта» – особого вида интеллектуальной деятельности. В исследовании технического мышления наметились два направления. Одно – описание внешних проявлений технического мышления, его особенностей, другое – объяснение механизма этих особенностей.

При рассмотрении особенностей технического мышления можно выделить несколько тенденций. Первая тенденция – выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие решаемых задач, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами и т.д. Вторая — объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методом их усвоения (прежде всего, отмечается значение знаний по физике, технической механике). Третья тенденция связывает основу технического мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: богатство понятий, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов и др. [1].

Техническое мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее [1].

Техническое мышление характеризуется еще и тем, что, осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, субъект ощущает потребность в ее конструкторской проработке, т.е. воплощении идеи в реальный проект новой техники, технологии и т.д.

Таким образом, можно отметить, что правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий, что лежит в основе технического мышления и должно быть априори свойственно выпускнику военного инженерного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-н\Д.: Феникс, 2002. 544 с.
  2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г. 848 с.
  3. Еременко В.Д.,Зибров Г.В., Колосова Л.А., Самсонова И.М. Психология и педагогика высшей школы// под ред. Г. В. Зиброва. – Воронеж: Педагогика, 2005. 253 с.
  4. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.. Психология М.: Эксмо, 2007. 416 с.
    ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
    В статье рассмотрена роль доминанты левого полушария мозга, влияющего на особенности технического мышления. Отмечено, что эффективность профессиональной деятельности выпускника военного инженерного вуза тесно связана с особенностями его технического мышления.
    Written by: Черкасова Ольга Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/10/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)
    Available in: Ebook
Список литературы:


Записи созданы 6769

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх