Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Юношеский возраст можно воспринимать как период окончательного перехода от детства к взрослости. Если в качестве границ этого возраста принять диапазон от 16 до 23 лет, то очевидно, что период студенчества для большинства людей приходится именно на этот возраст. Конечно, существуют и исключения, однако в большинстве своём студенты разделяют социально-психологические особенности, присущие юношескому возрасту.

В юношеском возрасте необходимо определиться с выбором профессии, социального статуса, жизненного пути. В.В. Орлова [4, с. 76] отмечает, что в юности выбор профессии может определить смысл жизни и жизненную перспективу. Этот возраст принято считать началом сознательного планирования своей жизни. Социальная ситуация в юношеском возрасте характеризуется наличием мотивационного давления со стороны общества, стимулирующим и отчасти направляющим описанный выше выбор. Особенность новой социальной ситуации развития в юношеском возрасте состоит в том, что юноши и девушки сталкиваются с испытанием своей идентичности [1, с. 105], основу которого составляет конфронтация с социальными институтами (государство, общество, организации). Возникновение конфронтации обусловлено тем, что в отличие от подростков юноши и девушки поставлены перед необходимостью самостоятельно нести ответственность за свои действия и за соблюдение требований в ситуации взаимоотношений с какой-либо организацией, будь то вуз, армия или место работы.

Таким образом, в юношеском возрасте особенно актуальна задача личностного самоопределения, социально-психологического созревания, занятия жизненной позиции(в разной степени активной). В этом возрасте человек отвечает на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «С кем я?». Ответы на них юноши и девушки дают не столько вербально, сколько на языке социальной активности – своего социального поведения, обеспеченного личностным выбором жизненной позиции в социальном пространстве. Д.Н. Корзинкова отмечает, что именно юность, студенческий возраст представляют собой оптимальный период для развития социальной и личностной зрелости [3]. Поэтому в расширенном понимании в качестве новообразования выступает готовность или способность к личностному самоопределению и социально-психологи­ческому полаганию себя, предусматривающих актуализацию таких психологических механизмов и образований, которые обеспечивают дальнейшую активную, творческую и созидательную жизнь.

Юношеский возраст Е.Л. Доценко предлагает рассматривать как серию испытаний, в которых проверке подвергаются именно те компетенции, которые составляют основу для описанной выше способности к личностному самоопределению и социально-психологическому полаганию себя в течение всей дальнейшей жизни [1. С. 67]. Исходя из опыта консультирования, автор в качестве основных испытаний юности выделяет «жизненные тесты»: на профессиональное самоопределение, на ответственность, на самостоятельность, на социальную и сексуальную компетентности. Испытание на профессиональное самоопределение состоит в том, что юноши и девушки встают перед необходимостью выбрать место профессионального обучения, а затем – и будущую профессию. Окружающие регулярно оценивают «испытуемого» на предмет способности выполнять обязательства, иметь дело с последствиями своих поступков, грамотно распоряжаться достигнутой социальной самостоятельностью. Проверке подвергается способность ориентироваться в социальных ситуациях, самостоятельно решать социальные задачи, успешно заводить и поддерживать знакомства с противоположным полом. В ходе испытаний оттачивается способность индивидуума эффективно взаимодействовать с обществом, не утрачивая при этом своей идентичности. «Эффективно» означает производить социально значимые эффекты в результате своей деятельности. В этой результативности и общественной значимости содержится суть социально-психологической зрелости человека.

Согласно Е.Л. Доценко, учащиеся с высоким уровнем психосоциальной зрелости предъявляют высокие требования к будущему образовательному учреждению (так, например, они ожидают, что учебное заведение предоставит им большие возможности для интеллектуального развития, личностного роста) [1, с. 89]. Кроме того, они зачастую ждут, что в новом окружении смогут встретить тех, с кем будут выстраивать долгосрочные социальные отношения. Учитывая, что студенты имеют высокие ожидания, складывается и высокая вероятность разочарований, хотя студенты с высоким уровнем зрелости будут склоны взять как можно больше от обучения, использовать максимум возможностей, чем студенты с низким уровнем зрелости.

Адекватной реакцией на повышающиеся требования со стороны социальных институтов является встречное движение со стороны самого взрослеющего человека, выражающееся в способности нести полную ответственность за собственную активность и осознавать границы своей ответственности. Моральное сознание как новообразование юношеского возраста выражается в ориентации моральных суждений в направлении сохранения общественного порядка, заинтересованности в развитие общества, достижении способности согласовывать свои интересы с задачами общества. Наличие упомянутых новообразований, а также способность соблюдать баланс между подчинением интересам общества и активным преобразованием условий своей жизни, по мнению Е.Л. Доценко, позволяет говорить о завершении процесса сознательного самоопределения.

Важно отметить, что начало и окончание процесса сознательного самоопределения и укрепления идентичности может не совпадать с отмеченными границами юношеского возраста. В одном случае человек может определиться с профессией, положением в обществе и жизненными перспективами гораздо раньше, чем достигнет 23 лет. В другом – процесс принятия значимых решений, создающих основу для готовности к дальнейшему самоопределению и социально-психологическому созреванию личности, может растянуться на те годы, которые принято относить уже к периоду взрослости.

Откладывание решения задачи на самоопределение создаёт преграды для окончания процесса становления личности и её социально-психологичес­кого созревания. Нередко можно встретить среди юношей, взрослых или пожилых людей тех, кто по уровню личностного развития и социально-психологической зрелости так и остался подростком или ребёнком. Отложенная в юношеском возрасте задача на самоопределение неизбежно вновь и вновь в разных жизненных обстоятельствах встаёт перед человеком и, только решив её, он способен двигаться дальше, к достижению социальной успешности и личностной эффективности.

Таким образом, личностная зрелость и зрелость социально-психологи­ческая проходят свое становление как единый процесс, в котором они различимы, согласно определению социально-психологическая зрелость личности – это качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной средой, сообразуясь с культурно-историческими условиями, лишь по своим функциям. Для личностной зрелости это – самоопределение  профессиональное, социальное, индивидуальное, гендерное и др. Для социально-психологической зрелости это – преобразование социальной действительности: проба профессиональных сил, применение коммуникативной, социальной, гендерной, сексуальной и других видов компетентности во взаимодействии с людьми и социальными институтами. Зрелым признаются качества, которые оцениваются как дающие положительный значимый эффект для личности (личностная зрелость) или для общества (социально-психологическая зрелость).

В юношеском возрасте общественные процессы задаются так, что человек встает перед необходимостью решения ряда жизненных задач: пройти профессиональное самоопределение, доказать свою ответственность, самостоятельность, проявить социальную, гендерную и другие виды компетентностей. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе социально-психологической.

 

Список использованной литературы:

  1. Доценко Е.Л. Психология личности: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.
  2. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. – 2007. –Т. 28.– № 2. – C. 44–54.
  3. Корзинкова Д.Н. Социальная (личностная) зрелость как новообразование студенческого возраста. – Режим доступа:https://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Informatica/3_99016.doc.htm (дата обращения 23.02.2015).
  4. Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 5. – С. 124–125.
  5. Погорова Р.И. Становление личностной зрелости студента в процессе обучения в ВУЗе // Известия Южного Федерального университете. – 2014.-№11.- С.122-128.
  6. Чернышёв А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования // Национальный психологический журнал. – 2010. – №2.– С. 112–117.[schema type=»book» name=»Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте» description=»в статье обсуждаются моменты, позволяющие рассматривать юношеский возраст как серию испытаний, когда проверке подвергаются как раз те компетенции, которые составляют основу для личностного самоопределения и социально-психологического полагания человеком себя в течение дальнейшей жизни. В юношеском возрасте общественные процессы ставят человека перед необходимостью решения ряда жизненных задач. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе и социально-психологической.» author=»Погорова Райшат Исмаиловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found