Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РОССИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РОССИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

Элитология, как наука, является сравнительно молодой. Она родилась в Европе в конце ХIХ – начале ХХ века. Ее основоположниками стали крупные ученые того времени: Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. Они первыми дали определение политической элите, охарактеризовали ее свойства и качества.

Так, Г.Моска составил список из качеств, которыми представители элит должны обладать в обязательном порядке. «Представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в обществе, в котором они живут» [9, c.189]. Он выделяет четыре основных признака элиты: материальное превосходство, интеллектуальное превосходство, моральное превосходство и организаторские способности личности. Вследствие изначального неравенства людей деление на элиту и массы неизбежно.

В.Парето определил элиту как людей, «занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества». [11, c. 51]. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них определенных качеств, например, умения предвидеть и выражать скрытые влечения масс.

В России проблемой политической элиты занимается ограниченное число ученых. В качестве примера можно привести Оксану Викторовну Гаман-Голутвину («Политические элиты России: Вехи исторической эволюции») и Ольгу Викторовну Крыштановскую («Анатомия российской элиты»). Несмотря на то, что их вклад в изучение данной проблематики достаточно велик, элиты и по сей день остаются достаточно неизученной структурой.

Элита – это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения, обязательные для всего общества. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и является источником ее пополнения.

Современная политическая элита России начала формироваться с конца 90-х годов прошлого века, причем она претерпела фундаментальные изменения, перейдя от «служебно-номенклатурного» принципа формирования к плюралистическому. Существующий современный правящий класс получил название «путинская» элита. Суть данного термина заключается в следующем: В.В.Путин, придя к власти впервые в 2000 году, моментально начал устранять причины, которые разрушили политическую вертикаль власти при Борисе Ельцине. При нем была создана упорядоченная система исполнительной власти, она снова начала возвращаться в центр.

Состав современной политической элиты России достаточно разнообразен, однако в ней возможно выделить несколько доминирующих групп, в руках которых сейчас сконцентрирована власть. Среди данных объединений можно выделить бюрократические группировки, силовые структуры, бывшие криминальные группировки и др.

Следует отметить, что политическая элита России всегда была неразрывно связана с обладанием собственностью. Если посмотреть назад всего на несколько десятилетий, то мы увидим, что реальная власть была сконцентрирована в руках самых успешных бизнесменов 90-х годов, доступ же к власти для людей, не имеющих достаточно средств, был значительно ограничен. Среди таких политических олигархов можно выделить Григория Лучанского (мультимиллионер, одним из первых открыл бизнес на Западе), Бориса Березовского (профессор математики, миллиардер, политэмигрант), Михаила Черного («король» черной и цветной металлургии, миллиардер), Владимира Гусинского (один из первых банкиров России, медиамагнат) и других.

Мало что изменилось с того времени для обычных, даже и прекрасно образованных граждан. Вход в политическую элиту остается закрытым, контрэлиты в нашей стране не существует, и, скорее всего, это особенность нашего времени, а не проводимой политики государства.

Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений. На данный момент перед элитой Российской Федерации стоит сложная, но выполнимая задача. Высшие политические круги не согласны мириться с еще совсем недавно доминирующим положением США на мировой арене. Чувствуя одобрительную поддержку со стороны населения, политическая элита России надменно относится к угрозам и санкциям, которые были предъявлены со стороны США. Используя лаконичную тактику спокойного противника, высшие круги России постепенно принимают свои собственные меры наказания США с целью прекращения существования однополярного мира. Направление для движения в данном ключе было дано еще 10 февраля 2007 года.

Таким образом, после распада СССР российская политическая элита основательно пересмотрела социально-экономические и политические установки своей страны. Политическая элита РФ претерпела серьезные изменения под влиянием современных политических факторов и факторов глобализации. Отвечая требованиям эпохи, а также в силу стоящих перед Россией задач, состав элиты России подвергался изменениям намного чаще, чем в других государствах. Вертикаль власти более или менее выстроилась в начале 2000-х годов, когда в России начался экономический рост, и укрепилась политическая система.

В то же время российский социум находится в ситуации, которую можно описать как отсутствие у составляющих его слоев чувства своего единства. Подчеркиваем, речь не идет об отсутствии  таких интересов и ценностей в принципе, объективно такие интересы и ценности имеются. Речь идет о том, что они российским обществом не фиксируются, не осознаются, поскольку то, что они объективно существуют, не является для большинства жителей России значимым фактором. Для подавляющего большинства людей определяющее значение приобрел прямо противоположный фактор – глубокий социальный раскол российского общества.

Понятно, что расколотое общество, в котором значительное большинство населения чувствует себя обделенным, обездоленным, не только неконкурентоспособно, но и не жизнеспособно. Либо оно просто исчезнет, погибнет, либо нынешняя ситуация должна быть радикально изменена. Сделать это относительно плавно, без потрясений – задача элиты. В состоянии ли современная российская элита укрепить социальные устои страны? Вряд ли можно ответить на этот вопрос положительно. Значительную часть современной российской элиты отличает равнодушие к коренным интересам страны, ее стратегическим перспективам. Россия, ее население представляют для элиты интерес лишь в той мере, в какой это связано с ростом капитала, получением иных доходов, а государство значимо постольку, поскольку представляет собой важнейший инструмент обеспечения этих целей. Именно этой позицией элиты в немалой степени обусловлено то, что коррупция в нашей стране приобрела системный характер, став органическим элементом ее государственно-политического устройства. Это несомненный «прогресс» по сравнению с «феодальной» фазой становления рынка в России, когда олицетворением власти была «семья». Она единолично и произвольно распределяла, кому и что должно достаться в ходе приватизации, назначала на «кормление», карала или миловала в случаях, когда возникал конфликт с законом (тем более, что законов зачастую не было вовсе или они допускали вольную трактовку).

Сегодня, прежде всего для бизнес-элиты, коррупция является понятным, удобным, в определенном смысле вполне рыночным по своей природе способом приватизации власти. Ведь коррупция создает возможность купить услуги власти по сложившейся цене каждому, кто обладает достаточными для этого финансовыми средствами. Иными словами, в современной России само осуществление властных функций организовано как бизнес, превратилось в разновидность бизнеса. Признаков более или менее мощного протеста против такого порядка внутри элиты не наблюдается. Напротив, судя по всему, он устраивает все правящие элиты политическую, государственную, предпринимательскую. Следовательно, рассчитывать на то, что элита предпримет шаги, направленные на ущемление собственных интересов ради интересов основной массы населения, не приходится.

Одна из важнейших причин слабости политической элиты в современной России – отсутствие у большинства составляющих ее групп легитимности, т.е. социально-политической опоры. Известно, что абсолютное большинство значительных состояний нажито незаконным путем. Население не может примириться с тем, что ограниченное меньшинство захватило в свои руки государственную собственность, распоряжается богатствами недр, предприятиями, созданными трудом всего населения. Отсюда неуверенность элиты в своем будущем. Легитимизация своего положения, легализация нажитых неправедным трудом капиталов в ближайшей перспективе представляется крайне проблематичной. Выработать согласие в решении этого вопроса, найти формы легализации, а тем самым и легитимации элиты, является для правящей элиты сейчас самой насущной задачей.

Слабость правящей элиты российского общества отчетливо проявляется и в духовной сфере: ее неспособность создать целостную систему новейших ценностных ориентаций, идеалов, которые были бы способны объединить и вдохновить общество, мобилизовать массы на достижение общих целей. Попытка механически перенести на отечественную почву западноевропейскую идеологию либерализма обречена на неудачу, так как применение этих ценностей на практике придает им отталкивающий характер: индивидуализм превращается в безудержный эгоизм, свобода – в своеволие и безответственность, конкуренция – в абсолютное право сильного. Стремление создать некую государственную идеологию в условиях конфликтного отношения между различными группировками элиты также не может привести ни к каким результатам. Поэтому можно констатировать, что нынешняя политическая элита демонстрирует неспособность создать целостную систему новых идей, способных объединить российское общество.

Совершенно справедливо отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению правовых норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности. В связи с этим можно сказать, что в России сложилось два народа – элита с обслуживающим ее персоналом (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство.

Следует также отметить, что в основе углубляющегося политического и нравственного кризиса лежит кризис доверия к власти: пренебрежительное отношение к политической модели государства; ситуация, когда Президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают.

При этом, вопреки почти общепринятому мнению, нам представляется, что «решение всех этих проблем никак не лежит в плоскости развития и совершенствования демократических процедур – то есть обеспечения преемственности нынешней властной элиты. Поскольку насущной проблемой выживания страны и сохранения элементарной легитимности власти является политическая ликвидация действующей элиты» [10, c. 193] .

Все три русские катастрофы (1612, 1917 и 1991 годов), когда наше государство аннигилировалось, имеют одну общую составляющую. Это предательство элит. Особенностью российских элит является то, что принадлежность к элите не сопровождается лояльностью к собственной стране и собственному народу. Скорее наоборот.

Исторически российская власть не идентична элитам. И только этим обеспечивается ее легитимность. Она абсолютна, в том смысле, что не делится с элитами властью. В моменты кризиса и слабости, когда элиты завладевают властью – то есть возникает в том или ином историческом контексте та самая либеральная модель, — эта модель и эта власть оказываются нелегитимны с точки зрения общества. И начинается уничтожение элит, высших классов низшими. При этом элиты всегда обращаются к внешнему врагу для защиты от своего народа и своего государства.

В принципе, перед нами простая альтернатива:

а) восстание власти против элиты. Прямое обращение к народу через голову действующих элит. Собственно нынешняя власть так и делает – правда, в основном по имиджевым пустякам. Но даже это пока обеспечивает ей некоторую легитимность;

б) восстание народа против элиты и власти. Это одновременно будет означать, что власти в действительном исторически русском смысле уже нет. Как не было ее, например, в октябре 1917-го. В нашем конкретном случае это может означать и государственный суицид русского народа.

Собственно, единственный рациональный выход для действующей власти – это осуществить социальную революцию сверху. То есть сменить действующую элиту. Никаких мотивов не делать этого, по большому счету, нет.

Первое. Поскольку действующая элита – мародерская, компрадорская и никчемная – разрушает страну.

Второе. Поскольку эта элита четко сформулировала и открыто вербализует антигосударственный и антинациональный политический курс и идеологию, при которых никакая системная политическая деятельность невозможна. И открыто внедряет ее внутри действующей системы власти.

Полтора года назад на Селигере Путин на вопрос, в чем он видит задачу своего третьего срока, сухо ответил: «Изменение действующей структуры экономики». Казалось бы, какая банальная прагматическая задача. Выполнить которую в реальное время и в реальном месте можно только ценой изменения всей действующей модели – не только экономической и управленческой, но и социальной, и политической. Это революция, Сверху. Желательно.

Представляется, что будущее новой российской политической элиты будет зависеть от того, насколько лица, в нее входящие, будут руководствоваться социоцентрическими мотивами, стремиться к выработке универсальных норм, ценностей, ориентаций общественного согласия. Огромное содействие этому могут оказать коммуникативные технологии, влияющие на сознание и поведение через воспроизводство символической и виртуальной реальности. Информационные источники: радио, телефония, телевизионная связь, Интернет становятся доступнее год от года. Это значит, что увеличиваются не только возможности влияния на общественное сознание со стороны политической элиты, но и возможности сопротивления этому влиянию со стороны общества, группы, индивида. Было бы только желание и воля к самообразованию. Эти качества в числе других социальных ценностей и должна культивировать политическая элита, так как управление безвольным и апатичным населением приведет к деградации самой элиты, войне «всех против всех» и в конечном итоге к социальному хаосу.  Российская политическая элита ради собственного выживания и совершенствования должна способствовать формированию здоровых сил в обществе и рекрутировать из них своих представителей. В этом есть залог сохранения России как государства, как общества, как цивилизации.

Литература

  1. Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук // ОНС. – 2003. — № 4.
  2. Быковский А.В. Теневые политико-элитные группы в постсоветской России : типы и тенденции эволюции. – Уфа, 2012.
  3. Гаман-Голутвина О.В. Метафизика элитных трансформаций в России // Полис. -2012. — № 4.
  4. Здравомыслов А.Г. Ответственность политической элиты: мнения россиян // Общественные науки и современность. – 2005. — № 1.
  5. Коновалов А.А. Где взять элиту с идеологией? // Политический класс.- 2006.- № 4.
  6. Коу Ц. Элиты в контексте модернизации России // Власть. -2012.- № 10.
  7. Кочетков В.В. Российская элита и модернизация политической системы. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  8. Мирясова О.А. Российская оппозиция как актор институциональной трансформации // Полис. – 2013.- № 5.
  9. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10, с. 189
  10. Соболева С.А. Идеологический фактор российского суверенитета // Проблема суверенности современной России. Материалы Всеросс. науч.-общ. конф., 6 июня 2014 г., Москва / Центр научной политической мысли и идеологии. М.: Наука и политика, 2014.
  11. Pareto V. Sociological Writings/ Transl. by D.Merfin, London, Pal Mal Press, 1966. P. 51.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РОССИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ» author=»Соболева Светлана Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found