Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Диаспора как актор международных отношений в XXI веке (на примере армянской диаспоры)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Диаспора как актор международных отношений в XXI веке (на примере армянской диаспоры) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

Усиление процессов глобализации, стирание границ, возникновение новых государств в современном мире приводит к массовым перемещениям населения. На увеличение миграционных потоков влияет большое количество факторов, таких как, экономическое неравенство между отдельными регионами, войны, голод, случаи геноцида и другие катаклизмы политического и экономического характера. Результатом глобальных миграционных потоков становятся образование диаспорных сообществ.

Армянская диаспора является одной из крупнейших диаспор мира с численностью более 9 млн. человек, что в три раза превышает численность населения в Армении. В начале 21 века Правительство РА начало разработку и реализацию нового курса во внешней политик е- всеобъемлющую концепцию взаимоотношений Армения–Диаспора и всестороннюю консолидацию потенциала Диаспоры тем, самым поднимая значимость диаспоры в системе международных отношений.[ 7] Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследуемой темы, посвященной диаспоре как актору международных отношений в XXI веке (на примере армянской диаспоры).

Сам термин диаспора (diaspora) греческого происхождения » и образован от глагола «diaspeirein» «рассеивать(ся), рассыпать, раздавать, расточать», состоит  из приставки dia- и глагола speirein «сеять, засевать, сыпать». Существительное «diaspora» впервые засвидетельствовано в Септуагинте, греческом переводе еврейской Библии, именно в значении «рассеяние евреев среди язычников». Впоследствии это слово упоминается у Плутарха, Филона Александрийского и позднее у христианских авторов. [ 1]

В научной литературе нет общепризнанного и однозначного определения термина «диаспора». Существует множество подходов и определений характеризующего данное явление. Рассмотрим основные подходы определения понятия «диаспора» отечественных и зарубежных исследователей разных времен.

В отечественных и зарубежных энциклопедиях и энциклопедических словарях «диаспора» определяется как «расселение евреев со времени Вавилонского плена в VI в. до н. э. вне Палестины». При этом отмечается, что постепенно термин стал применяться к другим религиозным и этническим группам, живущим в новых районах своего расселения. [ 5]

Ж.Т. Тощенко и Т.И. Чаптыкова: «Диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности». [ 10,32-33]

В.А. Тишков определяет термин диаспора с точки зрения устойчивости связей с исторической родиной: «диаспора — это культурно отличительная общность на основе представлений об общем происхождении и вытекающих отсюда коллективных связях, солидарности и демонстрируемого отношения к родине».[ 9]

В.Д. Попков пишет, что: «На первый взгляд кажется совершенно ясным, что термин «диаспора» может быть применим только к общепризнанным народам рассеяния, например, таким, как евреи, армяне или цыгане. Тогда все становится на свои места, позволяя судить о диаспоре, согласовываясь с фактами еврейской истории». Согласно этому подходу другие национальные образования в стране пребывания, являются этническими группами или меньшинствами. [ 6,7-10]

У. Сафран выделяет следующие основные характеристики диаспоры. Первой характеристикой является рассеивание из единого центра в две или более «периферийных» области или иностранных региона. Члены диаспоры или их предки были вынуждены покинуть страну (регион) своего первоначального проживания и, как правило, относительно небольшими частями переселиться в другие места. Вторая характеристика — коллективная память о стране происхождения и ее мифологизация. Члены диаспоры сохраняют коллективную память, видение или миф о своей первоначальной стране исхода, ее географическом положении, истории и достижениях. Третьей характеристикой является ощущение своей чужеродности в принимающей стране. Члены диаспоры полагают, что они не являются и не могут быть полностью приняты обществом этой страны и, следовательно, чувствуют себя отчужденно и изолировано. Четвертая характеристика — стремление к возвращению или миф о возвращении. Члены диаспоры считают страну исхода своим родным и идеальным домом; тем местом, в которое они или их потомки в конечном итоге вернутся, когда условия будут подходящими. Пятой характеристикой является оказание помощи исторической родине. Члены диаспоры преданы идее всемерной поддержки страны исхода и полагают, что им следует сообща взяться за это и тем самым обеспечить ее безопасность и процветание. Шестая характеристика — сохраняющаяся идентификация со страной происхождения и базирующееся на этом чувство групповой сплоченности. [ 2, 15-35]

Основным в концепции У. Сафрана является отношение к стране исхода, причем особого внимания заслуживают связи по линии «страна исхода — страна поселения — диаспора».[ 2, 15]

По мнению ,Х. Тотолян, одним из важных аспектов характеристик диаспоры являются ее элементы. Согласно его концепции, диаспора формируется вследствие принуждения к выселению. В результате этого за пределами страны происхождения оказываются большие группы людей или даже целые общины. Одновременно может иметь место добровольная эмиграция индивидов и малых групп, что также приводит к возникновению анклавов в принимающих странах. Основа диаспоры — сообщество, которое уже обладает ясно очерченной идентичностью, сформированной в стране исхода. В концепции Х. Тололяна выделяется положение о насильственном характере переселения. [ 3, 23-31]

Таким образом, основываясь на выше перечисленных подходах определения понятия «диаспора» можно сделать вывод, что в различные периоды, термин «диаспора» имел характерный для этого времени значение, основанное на ряде причин, по которым этнические группы или меньшинства покидали свои исторические родины. Большинство современных авторов сходятся на том, что в нынешних условиях приведенные выше определения устарели. Однако в них подчеркивается такой важный элемент, как особое отношение к исторической родине у народа, находящегося в изгнании. Это не потеряло актуальности поныне, то есть подчеркивается особое восприятие народом своего прошлого, память об утраченной родине.

Вышесказанное позволяет предложить отличную от представленных точку зрения на феномен диаспоры, на сегодняшний день термин «диаспора» нужно рассматривать в двух значениях: в широком и  узком. В широком значении, диаспора — это совокупность характерных элементов этнической группы (меньшинства), по каким-либо причинам проживающие за пределами страны происхождения.(см.Схема1.1.)

Диаспора как актор международных отношений в  XXI веке  (на примере армянской диаспоры)

Схема 1.1. Иллюстрация понятия «диаспора» в широком смысле.

В узком значении, диаспора — это совокупность характерных элементов этнической группы (меньшинства), по каким-либо причинам проживающей на территории конкретного государства. (см.Схема1.2.)

Диаспора как актор международных отношений в  XXI веке  (на примере армянской диаспоры)

Схема 1.2. Иллюстрация понятия «диаспора» в узком смысле.

История Диаспоры берет начало в раннем средневековье. Вследствие миграции и депортации армян из Армении, армянские общины сформировались во многих странах, в частности, в Европе, на Ближнем Востоке и в Америке. Эмиграция армян была обусловлена тремя основными факторами: политическим, экономическим и религиозным

Сегодня крупные армянские общины существуют в России, США, Франции, Иране, Грузии и Турции.

Процесс институализационного укрепления связей между Арменией и Диаспорой начался еще в середине 1960-х годов и продолжается по сей день.

Этапы становления институтов связей между Арменией и Диаспорой:

  • 1964 год — создание Комитета по культурным связям с армянской диаспорой за рубежом;
  • 1998 год — учреждение в структуре Министерства иностранных дел Республики Армения Исполнительного секретариата по связям с Диаспорой;
  • апрель 2008 года — создание Государственного комитета по связям с Диаспорой;
  • 1 октября 2008 года — учреждение в составе Правительства РА Министерства Диаспоры (согласно Закону № 0-79 «О структуре Правительства Республики Армения», принятому 17 июня 2008 года Национальным Собранием РА). [ 7]

Министерством Диаспоры разработана Концепция развития сотрудничества Армения-Диаспора, которая определяет принципы, цели, приоритетные направления, задачи и предполагаемые результаты государственной политики развития сотрудничества Армения-Диаспора. Государственная политика в области сотрудничества Армения-Диаспора представляет собой комплекс правовых, экономических, дипломатических, образовательных, культурных, информационных, организационных действий, направленных на решение задач сохранения армянства, обеспечение систематизированного участия Диаспоры в жизненно важных для Республики Армения вопросах.

Во все времена сверхзадачей Диаспоры было и остается сохранение армянства, национальной идентичности в условиях политического, экономического, культурного влияния иных государств. Необходимыми предпосылками сохранения армянства являются собирательная и единая национально-образовательная, духовно-культурная деятельность армян Диаспоры, их сплоченность и активность в общинах, национальных структурах. Структурная основа общин, функционирующих во всех армянонаселенных краях — армянская церковь, армянская школа и различные армянские организации. [ 11,23]

Неоценимую историческую роль в деле сохранения армянства, арм-янской идентичности и обретения прав армянства в Диаспоре играют Святая Армянская Апостольская церковь со своими епархиями, Католикосат всех армян, Католикосат Великого Дома Киликийского, Армянский Патриархат Иерусалима, Армянский Патриархат Констан-тинополя. Существенную роль в контексте сотрудничества Армения-Диаспора играют Армянская Католическая и Армянская Евангелистская церкви, Конгрегация Мхитаристов, традиционные армянские партии: АРФ(Д), ПРА, СДП(Г), объединения, структуры и организации, включая Всеармянский Благотворительный Союз, Армянский общенациональный образовательный культурный союз, Фонд Галуста Гюльбенкяна (с 1956 г. юридически является независимым португальским фондом), Союз армянской помощи, Армянский общий спортивно-образовательный союз, Культурный союз Текеян, Культурное объединение “Новое поколение”, Объединенный армянский фонд, Фонд армянской помощи, Фонд Линси, средства массовой информации армянской Диаспоры, центры и кафедры арменоведения, а также выдающиеся армянские личности. После развала Советского Союза на территории обретших независимость государств были основаны разнообразные национальные организации и объединения. Среди них — Всемирный армянский конгресс, Союз армян России и Союз армян Украины со своими отделениями. [ 11,33-35]

Подводя итог исследованию: армянская диаспора имеет все характерные признаки понятия «диаспора» и  является одной из крупнейших диаспор мира. В современном мире возросла роль и значимость диаспор в системе международных отношений. В связи с этим внешняя политика Республики Армения нацелена на развитие и укрепление связей Армения-Диаспора. Основные положения Концепции развития сотрудничества Армения-Диаспора могут быть воплощены в жизнь благодаря отраслевым программам, направленным на их осуществление, законам РА, указам Президента Республики, постановлениям Правительства РА и решениям Премьер-министра РА, скоординированным общеармянским инициативам и мероприятиям, совместной, гармоничной и целенаправленной работе органов государственного управления и местного самоуправления, общественных организаций Армении и организаций, структур Диаспоры.

Список литературы:

  1. Diaspora // Encyclopedia Britannica, 2006 //https://www.britannica.com/EBchecked/topic/161756/Diaspora
  2. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return // Diaspora. 1991. V. 1. N 1. P. 148. ;
  3. Totolyan K. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment // Diaspora. 1996. 5: 1. P. 254. ;
  4. Военная доктрина Республики Армения // Официальный вестник Республики Армения (на армянском языке). Ереван, 2008. — № 1(591);
  5. Милитарев А.О. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. 1999. N 1. С. 24-33;
  6. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – М., 2003. – 340 с. –
  7. Сайт Министерства диаспоры РА.[Электронный ресурс]. (дата обращения 12.11.2015);
  8. Стратегия национальной безопасности РА[Электронный ресурс]. Url:https://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf (дата обращения 12.11.2015);
  9. Тишков В.А. Конференция в Москве: «Российская диаспора в XIX — XX вв.: выживание или исчезновение?» (20-21 апреля 1999 г.) // Диаспоры. 1999., N 2-3.;
  10. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. N 12. С. 33-42. ;
  11. Концепция развития сотрудничества Армения-Диаспора, 2009 [Электронный ресурс]. https://.mindiaspora.am/conceptofcoperation(дата обращения 12.11.2015);[schema type=»book» name=»Диаспора как актор международных отношений в XXI веке (на примере армянской диаспоры)» description=»В статье идет речь о диаспоре в системе международных отношений в современном мире на примере армянской диаспоры. Рассматриваются основные подходы определения термина «диаспора».» author=»Тирабян Карине Камоевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found