Традиционализм отечественной социально-гуманитарной науки и затяжной характер ее перехода к современным научным стандартам отягощены прежде всего наследием советского прошлого. Они создают три основные группы проблем, препятствующие усилению роли науки в развитии общества на постсоветском пространстве: 1) приверженность многих ученых идеологическим подходам с иллюзиями советского прошлого (идеологическая ангажированность), 2) отсутствие собственной школы методологии научно—исследовательской технологии; 3) слабость научно-прикладных теорий и неумение многих исследователей научно-теоретического анализа действительности. В связи с этим можно сказать, что социально-гуманитарным наукам в современной России и на постсоветском пространстве свойственны идеологическо-патерналистский традиционализм, низкая практическая значимость, формализм и абстрактность.
Между тем, В сложных и динамичных условиях и процессах нашего времени роль социально-гуманитарных наук возрастает. Ускорение процессов модернизации и переход обществ постсоветского пространства от традиционализма к современности, сокращение дистанции между ними и развитыми странами Запада, требует изучение ведущей роли науки в таких процессах. Именно такой подход и определяет наше пристальное внимание к практической роли науки, которую рассмотрим на конкретном примере — Промышленной революции Великобритании и ее роли в процессах модернизации в странах запада конца XVIII – начала XIX века.
Социализирующая роль промышленной революции Великобритании
Промышленная революция в Великобритании как и Великая французская революции сыграли важнейшую роль в истории человечества, их позитивные результаты будут актуальны до завершения эры человечества, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. 1. Они заложили фундамент и ядро социокультурной модели современной модернизации, внедрили инновации в жизнь индивидов и общества. Новый порядок базировался не на национальной или религиозной идентичности, а на принципах гражданственности (отличительная черта новых государств) [1]. 2. Внутригосударственные нормы социокультурной жизни, социоцентрический характер модернизации вышли за пределы собственных государств, приобрели надгосударственный характер. Они вошли в международные экономические и политические организации как базис системы координат современного мира, приносящий пользу обществам разных культур всего человечества.
Социокультурный подход к модернизации имеет фундаментальное значение для обществ постсоветского пространства, отстающих по развитию от стран Запада. Незнание социокультурной основы модернизации, ее полезности прежде всего для простых членов общества приводит к отчуждению от современного мира и модернизационных процессов.
Отправной точкой запуска основных движущих сил современного модернизационного развития следует считать события конца XVIII – начала XIX века: промышленная революция в Великобритании и Великая французская революция – они стали катализатором смены старых правил новыми. Первая дала миру толчок технологического развития, вторая – содержательный вектор – либерально-демократические ценности, основанные на уважении достоинства человека и признании его творческих возможностей.
Теоретическую платформу таких перемен подготовили работы Адама Смита, Дэвида Юма, Адама Фергюсона, Джозефа Блэка, Исаака Ньютона, Джона Локка, Давида Рикардо и др. С этого периода следовать определенному вектору модернизации становится необходимым условием развития обществ. Первейшим требованием стала необходимость усиления роли человеческого фактора, человеческого капитала в государстве, так как создание новых технологий и условий жизни были связаны с развитием науки и способностями индивидов. Умственный труд возводится в ранг интеллектуального капитала в государстве и приобретает наивысший статус, так как прежде всего от него зависит рациональное использование других видов богатства страны, в том числе природных ресурсов и финансового капитала. Таким образом, были заложены фундамент инновационно-опережающей стратегии модернизации и принцип конкуренции государств за модернизационные достижения, определяющие их статус, степень развитости или отсталости.
Социальное значение промышленной революции Великобритании
Возвращаясь к теме массового распространения модернизации, можно сказать, что именно промышленная революция в Великобритании дала миру первые образцы современной технологии, улучшающей жизненные условия людей. Что производилось раньше в основном для высших сословий, привилегированных групп, стало производиться для простых людей. Более того, создателями новых технологий были простые, но одаренные и талантливые люди. Разработка технологий, приносящихся пользу всему обществу, заложила основу открытых возможностей человека независимо от его сословной принадлежности; так модернизация устранила все привилегии, кроме привилегии быть профессионалом. Более того, повышение роли человека в государстве, уважение таланта, массовое распространение новых видов продукции, создание новых технологий и новых сфер науки не только ускорило темпы модернизации, но и повысили роль и статус самого государства Великобритании. Даже после распада колониальной системы многие сателлиты метрополии остались в зависимом положении от нее, так как не имели нужного модернизационного базиса – не могли производить то, в чем нуждались в современном мире, не могли обходиться собственными силами [2].
Можно выделить следующие составляющие модернизации: инновация, практичность, общественная полезность, динамичность; масштабность, адаптивность, технологичность, научная основа. И последняя составляющая создала предпосылки для всех остальных.
Научная основа модернизации
Создание новых технологий, массовое производство товаров и продукции, замена ручного труда механическим не могло осуществиться без участия особой силы. И такую «волшебную» роль выполнила наука, которая превратила научные разработки и открытия в практический продукт. Наука обеспечила институциональную основу модернизации и ее социальную направленность, положив начало процессу безграничного совершенствования условий жизни, что реализуемо единственным образом: безграничным развитием и совершенствованием самой науки и ее различных отраслей.
И роль науки этим не ограничивается и не исчерпывается. Дело в том, что основной вектор модернизации – совершенствование условий жизни – требует выделения основного субъекта этих процессов: на кого направлены процессы модернизации, – иначе модернизация теряет целеориентированный характер. И таким фундаментальным стержнем модернизации является человек – производитель, потребитель, разработчик; и его капитал – что он производит и создает. Так закладывается следующий принцип модернизации (кроме социального) – социоцентрический: от человека к обществу, и наоборот, от общества к человеку и различным социальным группам. В этом случае человек сам двигает процессы модернизации и на первое место выводится человеческий фактор и человеческий капитал. Совершенствование условий жизни полностью поддается его власти, а не государству, так как он превращается в подлинного хозяина социокультурных процессов, действует на основе собственных запросов, интересов и способностей. Государство оказывается в зависимом положении от особого класса – технарей, и задачей государства становится организация создания инновационных образцов модернизации и обеспечения процессов непрерывного улучшения жизни.
Выделим роль науки в процессах модернизации. Во-первых, наука повышает возможности, профессионализм, знания, образование человека. Во-вторых, создает современные стандарты, образцы, объекты модернизации, производимые индивидами. В-третьих, формирует единую социально-технологичную среду для всех членов общества, независимо от того, включен индивид непосредственно в эти процессы или нет: стандартами и результатами модернизации пользуются все, они общедоступны.
Во всех этих трех аспектах основополагающую и ведущую роль выполняет наука, на ее основе достигается профессиональная компетентность, качественность продуктов и улучшение жизни индивидов. Поэтому именно наука выполняет роль связующего звена между человеком и социокультурным пространством и информационно-коммуникативную функцию модернизации для практического воплощения и использования знаний. Итак, выделим структуру модернизации, берущую начало от промышленной революции в Великобритании.
Схема 1.
Структурная модернизация
Так закладывается основа тенденции к развитию с опорой на знания. Наука приобретает экспериментально-практический характер, в XIX веке создаются не только новые области физики и математики, но и новые науки: химия, геология, биология, лингвистика и т д.
схема 2
Наука как информационно-коммуникативный феномен
Обобщим перечисленные структурные характеристики науки как движущей силы модернизации. Наука играет роль связующего звена между индивидом и социокультурным пространством и служит целеориентированным вектором реализации содержательного ядра модернизации[3]. И можно сказать, что, поскольку информационно-коммуникативную функцию придает модернизации только наука, то модернизацию следует рассматривать как научный феномен. Здесь суть информации состоит в новых открытиях, создании новых технологий; тогда как смысл коммуникации воплощается во внедрении таких разработок на практике – это способ распространения нововведений. Отсюда следует, что цели и задачи модернизации и науки должны совпадать, они идентичны. Модернизация и наука функционируют вместе, и модернизация без научной основы – это миф. Формальность, идеологизированность науки превращает ее в часть политики, наука теряет практический смысл и значение, что ведет к имитационной, подражательной, искаженной форме модернизации, к отсталости общества[4].
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что модернизация является не только научным феноменом, но и продуктом, практическим воплощением науки, у модернизации должен быть твердый научно-теоретический фундамент.
Промышленная революция как отправная точка современной модернизации заложила основы ее содержательного ядра, движущих механизмов и сил. Вот почему западный мир начал двигаться в рационально-конструктивном и прогнозируемом направлении, зная, что надо менять, почему и какими средствами[5].
На протяжении веков инновационно-опережающая стратегия и стиль модернизации доказали свое преимущество и предпочтительность благодаря универсальности содержательного ядра и движущих механизмов модернизации.
В результате были созданы новые условия жизнедеятельности индивидов, соответствующие статусу человека как гражданина и носителя современной политической культуры, новая стратификация общества и т.д.
Выводы: применяемые обычно исторические подходы (что, как и когда происходило) недостаточны для полноценного включения в модернизацию, так как они, хотя и выявляют этапы развития европейских обществ, не показывают, что, для чего и с какой пользой можно перенять и заимствовать в современных условиях..
В заключение нельзя не отметить, что социализирующая функция науки и практическая роль современной научной политики стран Запада и США в целом недостаточно изучены как в России так и на постсоветском пространстве. Предложенный в данной работе анализ лишь в некоторой степени восполняет указанный пробел.
Источники:
- Панов А. Революция Сёва. Модернизация Японии в послевоенный период. М.: Восток-Запад, 2010.
- Форрестер Д. Мировая динамика. М.: АСТ, 2006.
- Хобсбаум Э. Век революции 1789-1848. Ростов-н-Д: Феникс, 1999; его же: Век капитала 1848-1875. Ростов-н-Д: Феникс, 1999; его же: Масштаб посткоммунистической катастрофы не понят за пределами России. [Электронный ресурс] https://scepsis.net/library/id_421.html
- Яковлев А. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. Концепция модернизации в зарубежной социально-политической теории 1950-1960 гг.
- Almond, G., and Powell, G. B. (1966) Comparative Politics: A Developmental Approach, Boston: Little Brown.
- Baker, K. (1990) Inventing the French Revolution, Cambridge university Press, Cambridge.[schema type=»book» name=»Информационно-коммуникативная роль науки в процессах модернизации и в социокультурном пространстве» description=»В работе рассматривается роль науки в процессах модернизации в странах Запада, выполняющая роль катализатора замещения старых правил новыми, формирования социальной организации общества, становления правового государства, повышения человеческого фактора и человеческого капитала в государстве» author=»Деметрадзе Марине Резоевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]