Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДОСУГ КАК СФЕРА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДОСУГ КАК СФЕРА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

Досуг, традиционно являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи, в границах которой проходит процесс социализации последней, закономерно становится областью пристального внимания общества, объектом общественного мониторинга и регулирования, а также проблемой научного исследования. Процесс воздействия государства на организацию сферы досуга молодежи может носить как опосредованный характер, регламентируясь  нормами законов, так и дополняться  непосредственно  утвержденными властью направлениями государственной политики, ориентированными на решение определенных задач. В 20-е годы XX столетия проблема имела экономический ракурс: свободное время рассматривалось преимущественно  как средство восстановления трудового потенциала работника. В 60-е – как условие всестороннего совершенствования личности  будущего строителя коммунистического общества.

Трансформации всех сторон жизни российского общества привела к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Изменилось само  понятие. Досуг в современном понимании – это  «часть свободного времени, которое связано с удовлетворением духовных, физических и эмоциональных потребностей, виды деятельности досуга служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребностей в развлечениях и общении… часть свободного времени, которую человек может без ущерба для своих основных дел или работы потратить на занятия, удовлетворяющие потребности в релаксации, развлечениях и коммуникации»[1].

Констатируя возросшую роль досуга в процессе социализации подрастающего поколения, социологи А. Тадтаева и С. Кастуева видят главную причину в ослаблении влияния на становление молодёжи традиционных институтов социализации в условиях реформ. «В молодёжной среде, — отмечают исследователи, — происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентаций: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг – лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня – это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга» [5].

Досуг для современной молодежи стал одной из главных ценностей; в этой области реализуются многие потребности молодых людей. Этой сфере жизнедеятельности в наибольшей степени свойственна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно здесь молодежь  имеет наилучшие условия для реализации потребности в свободе выбора, в проявлении  своей уникальности.

Такой подход демонстрирует  огромное воздействие досуга на все сферы жизнедеятельности человека, предопределяя его значительный воспитательный потенциал. Все чаще появляются новые ориентиры ценностей, на которые молодежная среда реагирует очень быстро. Появляются новые проблемы, начиная с поведенческих навыков и религии и заканчивая отношением к жизни в целом. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь свободным и добровольным выбором его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельность.  Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурного становления индивидуальности и личностной самореализации.

А.С. Пугачев обращает внимание на то, что понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Он формулирует  четыре подхода или концепции досуга. Первая связана с высоким уровнем культуры и интеллекта, в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, «когда человек занят и делает что-либо». Вторая характеризуется «как деятельность, не связанная с работой, это определение досуга включает ценности самореализации». Третья, или «время выбора», может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней, но это  время, когда «человек занимается тем, что не является его обязанностью».

Четвертый подход  «интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение» [4].

Сфера досуга характеризуется ослаблением давления различных институтов общества на молодое поколение, освобождает от профессиональных и семейно-бытовых проблем. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных ориентиров, через призму досуга молодое поколение получает огромную базу как позитивной, так и негативной информации.

«Именно в сфере досуга, —  отмечает Пугачев, —  молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальнос​тью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения» [4].

Рассматривая досуг в дискурсе воспитания, А.А.Воронин акцентирует внимание на негативных факторах и  отмечает, что «современный молодой человек преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и воплощается в институализированных практиках, реализуемых с помощью коммуникативного сервиса» [4]. Нередки ситуации, при которых досуг не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда превращается в криминогенный фактор общества. Все это приводит  к осознанию необходимости внесения институциональных форм воспитания в сферу досуга, и, прежде всего, создании культурно-образовательного пространства в повседневной  жизнедеятельности человека.  Культура придает досугу определенные устойчивые формы функционирования. Несмотря на то что сфера свободного времени не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и т. д. Подчеркивая взаимосвязь культуры и свободного времени, А.А.Воронин вводит термин «культурно-досуговая деятельность» [1].

Социологи  констатируют изменение структуры культурных потребностей молодежи, к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии или вовсе отсутствовавшие.  Сокращается посещение таких учреждений культуры и отдыха, как театры, музеи, библиотеки. Иную культурную нагрузку несут молодежные клубы.  Расширение общедоступности пользования Интернетом имеет также позитивные и негативные последствия. Большинство молодых людей проводит свободное время в соцсетях, которые не предоставляют достаточного процента качественной и достоверной информации, хотя, следует отметить, в последнее время на базе этих сетей создается огромное количество сообществ, главная цель которых – нести просвещение в массы интернет пользователей [4]. Особенно ценно то, что создает такие сообщества сама молодежь, пришедшая к осознанию необходимости качественного образования. Многие молодые люди изучают через Интернет иностранные языки, общаются с представителями других культур. Все культурные и просветительские учреждения имеют свои сайты, через которые можно получить много полезной информации, не выходя из дома. Проведенное исследование «Динамика посещаемости художественных музеев», отмечает как позитивную тенденцию тот факт, что за последние годы популярность онлайн – туров возросла в 5 раз [7].

Спорт во всем его многообразии активизирует физическую активность молодежи, способствует укреплению здоровья, развитию выносливости. Спорт воспитывает сильного и крепкого человека, учит преодолевать трудности, закаляет силу воли. В последнее время в молодежной среде приобретает популярность  здоровый образ жизни. Развитие спорта, названое в интервью президента В.Путина «делом государственной важности», и предложение   «сделать занятия физкультурой модным трендом», растиражированные СМИ,  направлены на поддержку этой тенденции авторитетом президента [2].

Однако проблема  упирается в финансовое обеспечение доступности спорта для  всех слоев общества, которая может решаться не столько на федеральном, сколько на  муниципальном уровне.

На пути к становлению взрослой и осмысленной личности помогает участие в различных общественных организациях: студотряды, студсоветы, волонтерство, молодежные центры при университетах, и так далее. В такой среде, находясь среди своих сверстников, человек занимается делом, которое ему нравится, учится принимать важные решения, учится ответственности, и даже не только за себя, но и за других участников организации. В таких организациях у молодежи повышается активная гражданская позиция, степень патриотизма, активируются творческие и трудовые инициативы, а также студотряды способствуют личностному росту молодого человека.

Однако если мы можем сказать, что  качество досуга корреллирует с характером экономики, обеспечивающим  качество жизни, то воспитательная функция  является производной от характера государственно-политической системы, идеологии, ориентированности на интересы общества, демократические ценности. Тоталитарные режимы порождают раздвоенность сознания, подавляют творческий потенциал, культивируют пассивную жизненную позицию. Авторитарные – социальную незрелость,  патернализм – консервирует неверие в собственные силы, порождает атрофию самосознания и самодисциплины, правовой нигилизм. Сфера досуга  становится уходом от проблем, от реальности, от давления системы. Творчество приобретает негативный или даже деструктивный характер. Демократические режимы, устанавливая отношения партнерства между государством и обществом, стимулируют осознание собственной ответственности за качество своего труда и досуга,  создают мотивацию к продуктивному использованию свободного времени. Функция воспитания, в том числе в сфере досуга,  реализуется в условиях  более прозрачных  и более  доступных для понимания  нормативно-правовых систем, отношений  формирующих в процессе социализации молодежи  осознание равенства прав и ответственности перед обществом. Характер государственно-политической системы определяет степень гармонизации отношений между государством, обществом и человеком. Степень этой гармонизации определяется тем насколько потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. Но эта адаптация не должна носить пассивный характер, приводящий к конформизму; это должен быть  «активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда человек проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь» [4]. Однако заметим, что общество, формирующее норму морали и поведения, а также педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в учебных и досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах, должно соответствовать определенным критериям, вызывающим доверие, уважение граждан, обеспечивающим гарантии их прав и свобод.

 

 

Список литературы:

1.Воронин А. А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи.// «Общество и право», — 2011,- N 2. — С.48 – 50.

2.Интервью президента В.В.Путина на тему спорта. [Электронный ресурс] Официальный сайт администрации Махачкалы. Режим доступа: https://www.mkala.ru/authorities/administration/ksport/news/2014/11/07/news_5151.html (Дата обращения 15.02.2015)

3.Интернет обозреватель социологических исследований [Электронный ресурс] Kossa.ru .Режим доступа:   https://www.cossa.ru/articles/149/64848(Дата обращения 13.02.2015)

4.Пугачев А. С. Социализация учащихся в сфере досуга / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 365-368

5.Тадтаева А., Кастуева С. Досуг как сфера социализации подрастающего поколения [Электронный ресурс] Режим доступа

https://sociosphera.com/publication/conference/2014/239/dosug_kak_sfera_socializacii_podrastayuwego_pokoleniya/(Дата обращения 12.03.2015)

6.Фирсина П.С. Досуг как способ социализации молодежи. [Электронный ресурс] Cайт научных статей по социологии. Режим доступа:https://www.scienceforum.ru/2013/187/6366(Дата обращения 7.03.15)

7.Эрмитаж вошел в десятку самых популярных музеев по версии Instagram [Электронный ресурс] Сайт газеты «Комсомольская правда» Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/online/news/1914447/(Дата обращения 27.01.15)[schema type=»book» name=»ДОСУГ КАК СФЕРА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» author=»Пурдыч Анастасия Александровна, Шинковская Наталия Витальевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found