Информатика относительно молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Она связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique[1]. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским в 1968 году.
Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х годах, до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике.
В информатике, изучающей методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ – информацию определяют следующим образом: информация-совокупность сведений, циркулирующих в природе, обществе, а также в созданных человеком системах[2.c,235]. Таким образом, информацию собирают, хранят, передают, обрабатывают и используют. Для этих целей используются разработанные информационные технологии – системы методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации.
Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных, каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью, в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида, как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию, овладение которой помогает студентам глубже осваивать читаемый им курс.
Информационная технология представляет собой совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и данного качества; совокупность самих этих методов, способов, действий и т. д. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших перевоначальных затрат и наукоёмкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки спеециалистов.
Информационный процесс это — последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или ее носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.
Информационный технологический процесс есть компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой данных, как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.
К.К.Колин подчёркивает, что в ХХI веке процесс информатизации общества «перешёл на качественно новый этап своего развития – он стал ситемным и направлен на формирование глобального информационного общества, в котором создаются принципиально новые условия для жизни и деятельности человека»[3,с.218]. Учёный рассматривает проблемы и предпосылки зарождения и развития информатики как науки, эволюцию её предметной области, перспективы развития информатики как самостоятельной отрасли науки, уделяя большое внимание проблеме образования в информационном обществе. Высокий уровень образованности становится главным человеческим потенциалом такого общества.
Особенности формирования содержания базового и профильного курсов информатики определяются с учётом перехода вузов на ФГОС.
В результате освоения дисциплины «Информатика» выпускник должен обладать такими общекультурными компетенциями, как способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимать сущность и значение информации в развитии информационного общества.
Выпускник должен обладать такими профессиональными компетенциями как, способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования; в проектной деятельности – ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем; принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных информационных систем.
Информатика это — и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина, преподаваемая в вузе. Для современного общества важнейшими ценностями являются информация и знание, которые становятся всё более значимыми факторами развития каждого человека в отдельности и государства в целом, определяющими их благосостояние. Знания полученные по информатике служат основой для использования специальных программных средств специалистами в своей практической работе после окончания вуза.
Список литературы:
- Информатика [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Яз.рус.
- Кременко М.З. К проблеме информатизации общества в ХХI веке. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006.- №1.-С. 235-237.
- Колин К.К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.- 264с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ » author=»Узденова Болду Хопаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]