Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЮМОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЮМОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Воспитание и обучение детей предполагает, прежде всего, формирование личности в соответствии с принятыми в обществе традициями культуры, ценностями и идеалами, личности, соответствующей требованиям современного мира. Воспитание и обучение, как части педагогической науки, включают систему теорий, технологий, принципов, условий реализации взаимодействия педагогов и воспитанников с целью формирования такой личности.

Как отмечает С.В. Колесова, в основе современных конкретных педагогических систем образования, воспитания и обучения человека лежат размышления о таких базисных категориях, как «человек», «развитие», «совершенствование». Педагогическая деятельность направлена на пробуждение, формирование, развитие и окультуривание позитивных возможностей духовного и телесного, т.е. нравственного и физического становления человека. Эти задачи решаются в концепции позитивной педагогики. Идеи позитивной педагогики имеют генетические связи с рядом современных педагогических концепций и пока довольно трудно выделить их специфику, позитивная педагогика пока еще не определена как самостоятельная научная школа. Имена великих педагогов: Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,  Н.Е. Щурковой и многих других, – это имена великих педагогов-гуманистов, которые уделяли особое значение вопросам воспитания достойного  Человека – субъекта своей жизни, умеющего строить собственную достойную жизнь, нести ответственность за то, какую жизнь он выбирает.

Позитивная педагогика предполагает уверенность в возможности управления человеком своими отрицательными чертами и отрицательными сторонами жизни  в ходе личного самосовершенствования и продуктивного общения с миром и людьми. Самосовершенствование – это сложный процесс позитивных изменений длиною в жизнь. Он предполагает попытку человека преодолеть или обуздать отрицательные эмоции и качества своей личности, развитие умений находить положительное в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Обычно, здоровый нормальный человек стремиться избегать отрицательных эмоций и проявлений жизни, возникающих в результате ошибочных поступков, взглядов или принятых решений. Позитивная педагогика вырастает из убеждения в преобразующей силе человека, из веры в способность людей в той или иной мере раскрыть свои позитивные личностные возможности.

Позитивная педагогика исходит из того, что для позитивного проживания жизни человеку необходимо научиться разумному выбору, ориентированному на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту, любовь и Человека – как гаранты позитивного отношения к жизни, научиться позитивно принимать мир и самого себя. Важно научить человека осознавать возможный риск и ответственность за совершаемый выбор, научить понимать, что это естественно, что без риска и ответственности невозможны успех и достижение целей. Умение совершать выбор и позитивно относиться к миру обеспечивают человеку защиту от постоянной и изнурительной борьбы с самим собой и объективной реальностью. Так человек научается ценить позитивное, доброе, достойное и в жизни, и в самом себе и в мире в целом [3, 4].

Учитель, реализующий позитивную педагогику развивающего обучения на практике, с уверенностью смотрит в завтрашний день, он щедр на улыбки, понимает шутки, любит юмор. Юмор может и должен быть использован как профессиональное средство формирования позитивного восприятия в педагогической деятельности. Юмор – очень сильное воспитательное средство [1, 300].

В приемах юмора скрыты огромные ресурсы. Зарубежные специалисты-психологи  считают, что только за счет социально-психологических факторов эффективность учебно-воспитательного процесса может быть значительно повышена. Смех имеет прямое отношение к педагогике и психологии. Веселье, бодрость – это здоровье. А смех и улыбки в классе – это еще и учеба с удовольствием.

Позитивное педагогическое восприятие неотделимо от чувства юмора, которое помогает педагогу не терять уверенности в себе, в своих учениках и бодрости при любых, самых сложных обстоятельствах, в самых непростых педагогических ситуациях. Смех, позитивная атмосфера сильнее уныния и безнадежности.

По мнению В.А. Сухомлинского смех, юмор ребенка, — это и оборотная сторона его мышления, это умение тонко видеть, понимать и чувствовать мир, это способность оптимистически относиться к себе и к окружающему. Способность видеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным — в этом проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка [4, 177].

Юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство. Шутка, несомненно, сближает людей, помогает наладить добрые человеческие отношения. При правильном применении обладает большой силой нравственного влияния на человека. Юмор помогает найти правильный подход к воспитаннику, не только избежать желания повысить голос, наказать, но и вообще обойтись без наказания, замечания. Эмоциональный контакт, вызванный шуткой, веселым рассказом, улучшает взаимоотношение с воспитуемым, вызывает доброе отношение, доверие к старшему. Насмешка – очень действенное воспитательное средство. Н.В. Гоголь справедливо утверждал, что «смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует».

М.И. Станкин указывает целый ряд педагогических функций комического: воспитательная, познавательная, оздоровительная, развлекательная, успокаивающая. Теплая, хорошая шутка сближает людей, помогает наладить добрые отношения, она обладает большой силой нравственного влияния на учеников. Юмор способствует возникновению эмоционального и интеллектуального сопереживания, что формирует взаимное уважение субъектов обучения, поддерживает их интерес друг к другу, повышает развивающий эффект. Юмор помогает педагогу найти правильный подход к учащимся, не только избежать желания повысить голос, наказать, но и вообще обойтись без наказаний и замечаний [5, 240].

В работе с учащимися немалую роль играет оптимизм педагога.   Оптимизм – жизнерадостное восприятие мира, проникнутое верой в светлое и справедливое будущее, в неизбежность торжества добра над злом. Оптимизм – важнейший способ ориентации личности в обществе и окружающем мире. Оптимизм требует удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение этих потребностей делает жизнь людей яркой, предает ей смысл, делает человека жизнерадостным, порождает его оптимистическое отношение к будущему. Одной из целей педагогической деятельности является формирование у подрастающего поколения именно такого отношения к миру, такой практической и ценностной ориентации. Оптимизм преподавателя важен младшим школьникам и потому, что вера старшего в их способности, интеллектуальные возможности – важнейший источник их веры в себя, веры вдохновляющей на учебу, самовоспитание.

Для учителя есть профессиональная необходимость быть оптимистом. Только в этом случае можно правильно воспитывать учащихся. Кроме того, по данным отечественных социальных психологов, мажорный микроклимат, добрые оптимистические отношения в коллективе, повышают эффективность обучения на 15-18% [5, 244].

В практике педагогической деятельности возможно использование различных приемов юмора, как средства воспитания таких, как ирония, пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие нелепости, сравнение по отдельному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, ложное противопоставление, обратное  сравнение, смешение стилей. Использование этих средств для развития чувства юмора у детей возможно как на уроках, так и в ходе воспитательной работы. Формами организации образовательного процесса с использованием юмора как педагогического средства могут быть КВН, дидактическая игра, игра-шутка, викторина, классный час, соревнования, конкурсы, олимпиады.

Наше исследование проявления чувства юмора у младших школьников показывает, что большинство младших школьников обладают достаточно хорошо развитым чувством юмора, они способны адекватно откликаться на смешное в учебно-воспитательном процессе. Диагностика проводилась в одной из школ г. Барнаула, во 2 классе, в эксперименте принимали участие 23 учащихся. Для этого был использован «Тест на уровень сформированности чувства юмора» Т.В. Орловой. Цель данного теста определить уровень сформированности чувства юмора у младших школьников.

Анализ полученных данных показал, что большинство учащихся 61%     (14 чел.) имеют средний уровень развития чувства умора, это учащиеся, которые часто смеются над шутками своих знакомых, рассказывают веселые истории, один из любимых жанров  у них, это комедия. Высокий уровень имеют 13% (3 чел.), это учащиеся, которые выбрали большинство верных ответов. Например, с легкостью  могут выходить с юмором из неприятных ситуаций, не подадут вида при обнаружении обмана.  И есть учащиеся 26%     (6 чел.), которые в большинстве ситуаций выбрали неправильные ответы, что характеризует у них низкий уровень развития чувства юмора. Например, в плохом настроении очень раздражаются когда слышат чужой смех окружающих.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство учащихся показали хорошие результаты. Значит, юмор можно и нужно использовать как педагогическое средство для обучения и воспитания детей. Однако, около 26% учащихся нуждаются в развитии чувства юмора, умения посмеяться над собой, находить комичное в серьезной или трудной ситуации, что будет обеспечивать формирование у них оптимизма. Чувство юмора – бесценное качество, позволяющее человеку избегать стрессов, конфликтов, противостояний, сложностей во взаимоотношениях с людьми и в разрешении сложных жизненных ситуаций. Юмор – эффективный инструмент воспитания и обучения, который успешно может быть использован для решения задачи развития позитивного мышления ребенка.

Человек с позитивным мышлением в любой сложной жизненной ситуации сосредоточен на деятельности, действии. Он ищет возможные решения, различные варианты выхода из проблемной ситуации. Негативно мыслящий человек, напротив, сосредоточен на своем состоянии, своих чувствах, переживаниях, что мешает ему действовать и искать варианты для преодоления возникших трудностей.

Позитивная педагогика предполагает научение человека разумному выбору, ориентированному на ведущие ценности – добро, истину, красоту, любовь и Человека, как безусловную и высшую ценность на Земле. Разумный выбор совершается на основе позитивного мышления. Поэтому одна из главных задач позитивной педагогики – это воспитание позитивного мышления ребенка. Умение мыслить позитивно, обеспечивает человеку защиту от негативных влияний реальной действительности, других людей, облегчает работу над собой, преодоление своих негативных проявлений или недостатков, возможность их замещения позитивным опытом поведения и отношения.          С позиции позитивной педагогики не следует «бороться с недостатками», необходимо замещать их позитивными привычками, установками, опытом [2, 192].

В процессе практической реализации позитивной педагогики возможно применение  как традиционных, так и современных форм воспитания, основанных на использовании юмора как воспитательного средства. В практике воспитательной работы с младшими школьниками накоплен значительный опыт использования таких мероприятий, как «День смеха», юморина, КВН, веселая викторина, игры-шутки. Создание комического образа в рисовании, лепке и аппликации по литературным, музыкальным произведениям, мультфильмам, реальным ситуациям.

Нет хороших методов воспитания или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются. Все важные, все необходимые, все могут быть как эффективными, так и бесполезными. Все дело в направленности, особенности применения методов. В связи с этим метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной педагогической цели.

В практике педагогической деятельности возможно использование различных приемов юмора, как средства воспитания таких, как ирония, пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие нелепости, сравнение по отдельному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, ложное противопоставление, обратное  сравнение, смешение стилей.

Каждый классный руководитель может сегодня легко найти готовые разработки сценариев в многочисленных публикациях и сети Интернет. Важно, чтобы ребята приняли идеи выбранного учителем сценария, сделали его максимально «своим» и внесли свои предложения, свои коррективы с учетом их интересов и потребностей. По нашему опыту, любые мероприятия, с использованием юмора как средства позитивного воспитания, вызывают у детей живой отклик, приносят удовлетворение, как детям, так и педагогу.

Список литературы:

  1. Колесова, С.В. Позитивное мышление как основа позитивной педагогики // Педагогика в современном мире: сборник статей всероссийской научной конференции / Ред. Сост. Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. – СПб.: Изд-во «Лема», 2011. – 305 с.
  2. Колесова С.В. Позитивное мышление как условие становления позитивного «образа мира» в социальном опыте ребенка // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологииматериалы Научно-практической конференции, (заочной) с международным участием. редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др., 2013. – С. 190-195.
  3. Колесова С.В. Позитивная педагогика как педагогическая теория // Педагогическое образование на Алтае, 2009. – №2 – С. 4-6.
  4. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский ; Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. — изд. 5. — Москва : Политиздат, 1995. –  271 с.
  5. Станкин, М.И. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия: От смешного до серьезного – один шаг : учебное пособие /  М.И. Станкин. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «Модек», 2007. – 256 с.[schema type=»book» name=»ЮМОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ» author=»Ломака Дарья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found