Современные перемены культурно – исторического характера общества обуславливают новые тенденции общения, во всех сферах деятельности человека, а особенно профессиональной.
Профессиональная деятельность любого специалиста связана, прежде всего, межличностными отношениями с коллегами, партнерами, оппонентами, поэтому возникает вопрос правильного формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов. Сформированная коммуникативная компетентность является основой для идеального взаимодействия с окружающими и определяет высокий статус профессионала.
В настоящей статье мы бы хотели рассмотреть толерантно – коммуникативную компетентность будущего экономиста, который в силу своей профессиональной деятельности должен не только владеть навыками профессионального общения, но и уметь выслушать и принять точку зрения делового партнёра.
Толерантно – коммуникативная компетентность академического бакалавра экономического направления, по нашему мнению, это важнейшая профессионально — информативная характеристика экономиста, обуславливающая знание этики делового общения и способностью её применения посредством толерантного подхода.
Следовательно, толерантно – коммуникативная компетентность экономиста подразумевает совокупность гласных и негласных правил профессионального общения, где в первую очередь определяется практическая задача общения, для согласованного сотрудничества и задача комфортной атмосферы общения.
Как видим, толерантно – коммуникативная компетентность это необходимая составляющая профессиональной деятельности экономиста, которая должна базироваться на следующих принципах:
— принцип уважения собеседника на любом уровне общения.
Независимо от занимаемой должности специалист должен быть предельно внимательным, тактичным и вежливым в процессе деловых переговорах или при обсуждении профессиональных вопросов;
— принцип координации и гармонизации обсуждения.
Здесь в основе профессиональной коммуникации должна соблюдаться координированная политика, при обсуждении профессиональных вопросов и
гармонично расставляться приоритеты;
— принцип коммуникативной рефлексии.
На современном этапе рыночные отношения ведут к демократическим формам принятия решений, но вместе с тем их количество увеличивается, что порождает комплекс моральных дилемм в процессе профессионального общения. Сделать правильный выбор при обсуждении профессиональных вопросов и принять правильное индивидуальное решение бывает порой не просто, поэтому посредством коммуникативной рефлексии можно в значительной степени уменьшить риск и избежать промахов в принятии нежелательных решений.
Исследуя понятие толерантно – коммуникативная компетентность экономиста, следует также отметить и про функциональное предназначение данной компетентности. Во – первых, это функция сотрудничества, которая определяется функциональной зависимостью в процессе коммуникации партнёр – партнёр, начальник – подчиненный, оппонент – оппонент. Функция расширения сферы общения, функциональная зависимость определяется в соотношении новый рынок – новые формы общения, и когнитивная функция, познание партнёров в процессе общения по типу «чем больше общаюсь, тем больше познаю».
Стоит заметить, что перечисленные функциональные зависимости не работают без следующих критериев будущих экономистов:
— понимать необходимость целей и задач профессиональной коммуникации;
— уметь инициировать общение;
— владеть тактикой и стратегией коммуникации;
— владеть профессиональной коммуникативной интуицией;
— направлять деловое общение в нужный контекст;
— доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия в процессе дискуссий и спорных вопросов;
— уметь слушать и принимать доводы делового партнера, поддерживать и помогать в нестандартных ситуациях.
Данные критерии в той или иной совокупности определяют уровни сформированности толерантно – коммуникативной компетентности, в связи с этим возникает необходимость проанализировать характерные особенности каждого уровня.
По нашему мнению, сформированность толерантно — коммуникативной компетентности можно определить по трём уровням среднего, повышенного и высокого, представим их характеристики в таблице №1
Таблица 1
Уровни сформированности толерантно – коммуникативной компетенции академического бакалавра экономического направления
Толерантно – коммуникативная компетенция академического бакалавра экономического направления |
||
Средний уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
-нечёткое понимание целей и задач профессиональной коммуникации;
-неуверенность в принятии решений; -недостаточное владение доказательной и аргументированной базой делового общения; -низкая профессиональная рефлексия; -знаком с корпоративной этикой, тактичен в общении, но слабо владеет стратегией коммуникации; — занимает пассивные позиции в деловых переговорах.
|
-понимание целей и задач профессиональной коммуникации;
-хорошая профессиональная рефлексия; — достаточное владение доказательно-обоснованной и аргументированной базой в решении спорных вопросов; -владеет навыками инициатора; -владеет профессиональной интуицией; -хорошо знает и владеет правилами корпоративной этики, умеет направлять деловое общение в нужный контекст; -уверенно проводит деловые переговоры и создает благоприятную атмосферу их проведения. |
-четко понимает цели и целенаправленно применяет задачи профессиональной коммуникации;
-абсолютная профессиональная рефлексия; -устойчивая и прочная способность доказательно- обоснованного и аргументированного решения конфликтных вопросов; -высокая профессиональная интуиция; -отличное знание корпоративной этики; — инициатор деловых переговоров; — открытость, эмпатия и конкретность на любом уровне профессиональной коммуникации. |
Как видим определённый уровень толерантно – коммуникативной компетентности указывает на ту или иную степень профессионализма будущего экономиста, поэтому достижение высокого уровня является важным условием успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Формирование толерантно – коммуникативной компетентности осуществляется посредством детерминант, обуславливающие процесс формирования.
Первым детерминантом является, на наш взгляд, содержательная база образовательного процесса в профессиональной подготовке.
Качественный формат образовательный среды позволяет объекту образовательного процесса во взаимодействии с окружающими формировать и развивать свои лучшие коммуникативные качества, создает условия для самореализации и самовыражения, а также предоставляет возможность в самостоятельном поиске траектории освоения коммуникативных компетенций.
Следующим детерминантом является индивидуальный окружающий социум субъекта, который характеризуется её культурно – образовательной структурой, а также национальной, возрастной и психологической составляющей. Адаптация в социуме различного диапазона является наилучшим подходом к формированию коммуникативных способностей индивида.
Как мы видим, для конкурентоспособного профессионала экономического направления очень важными аспектами в коммуникации является техника общения и самоконтроль, поэтому ещё одним детерминантом в формировании толерантно – коммуникативной компетентности выступает объективная самооценка своих субъективно — профессиональных качеств и профессиональной коммуникации. Характеризуется правильной расстановкой приоритетов в собственной профессиональной подготовке, не занижать и не завышать свои толерантно — коммуникативные способности, быть самокритичным и постоянно самосовершенствоваться.
Таким образом, толерантно – коммуникативная компетентность является одной из ведущих характеристик профессиональной компетентности будущих экономистов, которая влияет на процессы межличностных отношений, одной из центральных видов их деятельности и определяет успешность его профессионализма.
Список литературы:
- Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.– № 1.– С. 49–53.
- Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации / Н.Г. Жарких // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2009. – N 109. – С. 170-175.[schema type=»book» name=»Характеристика уровней сформированности толерантно – коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления » description=»Цель статьи состоит в рассмотрении уровней сформированности толерантно – коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления. При раскрытии уровней использовался метод теоретического анализа. С помощью данного метода были представлены характеристики каждого уровня и рассмотрены детерминанты их формирования. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит преподавателям осмысленней и практичней подходить к подбору педагогических методов и приёмов для успешного формирования у студентов экономического направления толерантно — коммуникативной компетентности.» author=»Кошевая Наталья Сергеевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]