Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры детей, молодежи.

Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры на пути решения задачи формирования толерантности является организация досуга подрастающего поколения.

На сегодняшний день толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки.

Задача воспитания толерантности должна охватывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребёнка [1, с.9].

К одним из таких социальных институтов можно отнести культурно-досуговые центры, которые являются местом сплочения людей в сфере социально-культурной деятельности, местом досуга, где каждый человек может получить определенные навыки самоутверждения и самореализации в творческой и художественной деятельности. В арсенале культурно-досугового центра – огромный потенциал создания условий успеха для каждого человека, с использованием современных досуговых технологий, с определенным уровнем культурно-технической оснащенности, с использованием инновационных форм и методов проведения досуговых мероприятий.

С целью изучения степени толерантности молодежи и уровня эмпатии подрастающего поколения нами была проведена экспериментальная работа по выявлению и формированию толерантных отношений среди молодежи на базах Казенного муниципального учреждения культуры «Томаровского модельного дома культуры» Яковлевского района Белгородской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Томаровской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза А.И. Шевченко» Яковлевского района Белгородской области.

В исследовании приняли участие 39 человек девятых классов.

При отборе диагностических методик изучения толерантной культуры мы опирались на принципы социальной диагностики, основанные на объективности, многомерности, верификации, дополнительности диагностических процедур, валидности. С учетом этих принципов, а также уровней и критериев сформированности толерантной культуры молодежи нами были отобраны и сформированы две группы диагностических методик, позволяющих комплексно исследовать изучаемое явление:

  • экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А Кравцова), направленный на определение общего уровня толерантной культуры молодежи. Этот опросник применяется для диагностики общего уровня толерантности;
  • метод экспресс-диагностики эмпатии, разработанный И.М. Юсуповым, предназначенный для характеристики толерантной культуры молодежи по эмоционально-оценочным критериям [2, с.32-37].

Результаты диагностики по методике «Индекса толерантности», показал, что 59,4% учащихся обладают средним уровнем толерантной культуры, 27,8% молодежи имеют низкий уровень сформированности толерантной культуры, либо проявляют интолерантность по отношению к окружающим. В первую очередь это проявляется в непонимании и непринятии индивидуальности другого человека, в завышенном стремлении переделать, перевоспитать партнера, неумении прощать другому ошибки, нежелании  принять точку зрения другого человека, если оно отличается  от собственной.  Сегодня значительное  количество проблем возникает в процессе межличностной коммуникации,  что  обусловлено  низким уровнем толерантной культуры современной  молодежи.

Высокий уровень толерантной культуры наличествует только у 12,8% испытуемых. По нашему мнению,   причины такого положения носят как субъективный, так и объективный  характер. С одной  стороны рассогласование   в процессе воспитания всех социально-культурных институтов общества, в том числе  семьи, предоставление  излишней свободы в поступках и поведении молодежи, обособление и индивидуализации личности в коммуникативном пространстве, с другой стороны, нестабильность самой социально-культурной  ситуации с наличием антикультурных, часто антисоциальных молодежных проявлений дают свои отрицательные результаты.

Итоговый показатель уровня толерантной культуры составил М=67,7 (табл. 1).

Таблица 1

Условное распределение молодежи на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры

 

Уровень толерантности

Кол-во чел

(%, чел.)

Средний балл (М)

Высокий 12,8 (6 чел.) 102,2
Средний 59,4 (23 чел.) 71,8
Низкий 27,8 (10 чел.) 29,3
Общий уровень (М) 100,0 (39 чел.) 67,7

Затем мы исследовали степень выраженности эмпатии по некоторым шкалам методики Юсупова. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение испытуемых по степени выраженности эмпатии.

Методика «Экспресс-диагностика эмпатии» предназначена для характеристики толерантной культуры старшеклассников по экспрессивно-оценочным критериям.  Выбор методики  был обоснован тем, что в основе диагностики И.М. Юсупова лежит склонность личности к сопереживанию, являющаяся начальной стадией динамического процесса развития эмпатии от сопереживания к сочувствию.

Принцип построения методики  основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Методика состояла из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашались или опровергали. Результаты ответов заносились в специальные бланки и распределялись по шести графам. Обработка результатов проходила в два этапа. На первом этапе высчитывалось количество баллов, и определялся уровень эмпатии. На следующем этапе происходило определение эмпатии по шести отдельным шкалам,  выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

Под эмпатийным потенциалом автор понимает «предрасположенность личности к чувствованию-проникновению в объекты социальной природы, то есть способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [3, с.23]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

Как видно из диаграммы на рис. 1, у молодежи наиболее выражена эмпатия к родителям (Мэр=10,3). Данный факт объясняется тем, что родители являются самыми важными людьми для большинства детей любого возраста. Наименее развита эмпатия к героям художественных произведений (Мэгхп=6,2), что свидетельствует о том, что молодежь мало мечтает, фантазирует, больше доверяет логическим решениям и умозаключениям, что может проявляться в целесообразном, утилитарном восприятии мира и других людей. Чуть больше выражена, но тоже крайне низка эмпатия к животным (Мэж=6,4), На более возвышенном уровне находится эмпатия к детям (Мэд=8,8) и к незнакомым и малознакомым людям (Мэнл=8,9), уступая место лишь эмпатии к старикам (Мэс=9,3).

Обобщая результаты исследования по двум методикам, мы сделали вывод, процесс формирования толерантности у большинства старшеклассников носит аспектный характер,  молодежь  более толерантна к родителям, представителям старшего поколения, даже  малознакомым людям. Данный факт является  весьма положительным и позволяет судить о том, что в формирующем процессе имеются значительные проблемы, которые возможно регулировать и минимизировать средствами социально-культурной  деятельности учреждений  культуры.

Учреждения культуры как социокультурные институты участвуют в процессах общественной жизни общества, обеспечивают прочность связей и отношений в рамках общества. Социальные функции современных культурно-досуговых учреждений обусловлены их сущностными признаками как культурной институции и проявляются в сохранении и передачи документированного запаса знаний, обеспечивающего стабильное общественное формирование. Учреждения культуры, являясь относительно постоянной формой организации социально-культурной жизни общества в целом, на наш взгляд, имеют огромный потенциал в формировании толерантности молодежи.

Для молодого поколения в культурно-досуговых учреждениях должны быть созданы все условия для нормального и плодотворного досуга молодёжи и в первую очередь:

  • культурно-зрелищные мероприятия с инициативным включением молодежи в анимационное действие;
  • спортивные и оздоровительные шоу программы для физической и психической разгрузки для подготовленных и неподготовленных физически посетителей;
  • анимационные мероприятия, копирующие проблемные и конфликтные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
  • тематические вечера, викторины, дискуссии, тренинги отражающие культурные традиции различных народов мира;
  • организация работы разнообразных консультаций и лекториев, проведение тематических мероприятий, циклов творческих встреч, других форм культурно-досуговой деятельности;
  • индивидуальное очное консультирование молодёжи;
  • групповая тренинговая работа;
  • создание молодёжного портала и так далее.

По нашему мнению среди  основных  задач учреждений культуры по формированию толерантной культуры молодежи можно выделить следующие:

  • формирование целостного культурного пространства для молодежи с благоприятной сферой для осуществления творческих и духовных потребностей;
  • организация условий для сохранения и формирования культурно-исторических традиций и обрядов поселения;
  • развитие и вырабатывание художественного вкуса и интересов подрастающего поколения;
  • внедрение инновационных технологий в реализацию культурной политики молодежи;
  • формирование толерантности, гражданственности, чувства ответственности к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков у подрастающего поколения;
  • предоставление свободного доступа к объектам культурного наследия всех категорий населения, в том числе малоимущих и социально незащищенных групп;
  • обеспечение разнообразности культурно-досуговой и образовательно-просветительской деятельности молодежи.

Вышеперечисленные виды деятельности отражают специфику работы в сфере  свободного времени, связанную со свободой выбора творческой  деятельности, инициативой и самодеятельностью. В рамках досуговых занятий  в учреждении культуры реализуются функции:  всеобщего и массового культуротворчества, коммуникативная, духовного наполнения досуга и  другие.

В ходе осуществления  вышеперечисленных  функций, молодежь обучается нормам межличностной и групповой  коммуникации; выполнение совместной творческой  деятельности способствует формированию умений и навыков  коллективной поведенческой деятельности; стремление к достижению творческого успеха помогает  воспитанию чувства ответственности за другого человека; работа в  коллективе формирует  готовность принятия альтернативной  точки зрения и вариативных  мнений.

Социально-педагогические возможности содержательной социально-культурной деятельности, в которую включаются молодые люди в рамках досуговых учреждений, базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для данной категории социальных, материальных и духовных потребностей, являются носителями ценностей, а также в социальных ролях, нормах и правилах поведения, способных в силу своей значимости корректировать поведение молодежи в соответствии с общепринятыми социальными нормами и ценностными ориентациями среди которых толерантность является важной нравственной  характеристикой личности.

 

Список литературы:

  1. Батрак А. Развитие толерантности младших школьников. – Братск: ГИМНЦ, 2010. 97 с.
  2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 2000. С. 32-37.
  3. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. …д-ра. психол. наук. СПб.: Гос. ун-т. СПб., 1995. 252 с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ» author=»Харьковская Елена Викторовна, Мирошниченко Елена Васильевна, Гененко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found