На современном этапе развития педагогической науки определение понятия «среда» рассматривается неоднозначно. В целом можно выделить два основных аспекта. В одних случаях образовательная среда рассматривается с точки зрения условий, в которых происходит жизнедеятельность человека и людей, которые окружают его и также находятся в этих условиях. С другой стороны можно определить образовательную среду как социальное пространство, в которое включен человек, пространство его непосредственной деятельности, ближайшего развития и активности. Также в контексте структуры образовательной среды рассматривают феномены личной жизни человека и его социальной жизни, которые включают в себя особенности его индивидуального жизненного опыта, влияние на него средств массовой информации и т.п. [7, с.28]
Итак, в педагогическом аспекте образовательная среда рассматривается как непосредственное окружение человека и те условия, в рамках которых он взаимодействует с данным окружением. Эти условия и особенности взаимодействия играют значительную роль в определении направления развития личности, а также могут оказывать влияние на темпы развития – ускорять или замедлять его.
В современной системе образования организация развивающей, комфортной и безопасной образовательной среды является одним из основных направлений деятельности как социально-психологической службы конкретного образовательного учреждения, так и всей системы образования в целом. Данное направление деятельности можно охарактеризовать как систему мер, которые обращены ко всем субъектам образовательного процесса. Эти меры направлены, в первую очередь на устранение психологического насилия в условиях образовательной среды, которое основано преимущественно на формировании социально-психологической компетентности. Под социально-психологической компетентностью понимают возможность личности самостоятельно выбирать и реализовывать собственный жизненный путь, самостоятельно бороться с возникающими трудностями, а также ее умение правильно проанализировать сложившуюся ситуацию и выбрать соответствующую стратегию поведения, не нарушив при этом права и свободы других людей. [4, с. 76]
Таким образом, образовательная среда – это система условий и влияний, в которых личность формируется по заданному образцу. В данной системе заключены возможности для развития личности, которые содержатся в ее пространственном, социальном и предметном окружении.
Комфортную образовательную среду, в свою очередь, можно определить как такую среду взаимодействия людей, которая характеризуется референтной значимостью для каждого из включенных в нее субъектов. С точки зрения деятельности в образовательном процессе такая среда основана на личностно ориентированном подходе, что позволяет ей оказывать влияние на коммуникацию и эмоционально-личностные проявления субъектов образовательного процесса. Ключевой особенностью комфортной образовательной среды можно считать ее способность обеспечить каждому из субъектов образовательного процесса потенциал и ресурсы для эффективной самореализации, самосовершенствования и личностного развития. [11]
Также качество и комфорт образовательной среды можно представить, как ее способность обеспечить субъектам образовательного процесса определенную систему возможностей, которые связаны с удовлетворением таких их потребностей как:
— физиологические потребности (подразумевают соответствующий уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм, правильно организованный режим дня, а также нормированный уровень учебной нагрузки);
— потребности в безопасности (включают в себя защиту всех участников образовательного процесса от проявлений физического, социального, психологического насилия);
— потребности в общении (выражаются в привязанности и причастности к группе или коллективу);
— социальные потребности (такие как потребности в признании, уважении и общественном приятии);
— потребность в самоактуализации и другие.
В образовательную среду учебного заведения системы среднего профессионального образования вовлечены различные субъекты. Среди них, на ряду с обучающимися и их родителями, можно выделить таких участников как директор с его заместителями, методисты и преподаватели, специалисты социально-психологической службы, руководители производственной практики, педагоги дополнительного образования. [5, 10]
Работа по созданию комфортной образовательной среды может проводиться со всеми участниками образовательного процесса в нескольких направлениях.
- мониторинг посещаемости успеваемости обучающихся;
- мероприятия, содействующие поддержанию комфортного психологического микроклимата в группах обучающихся;
- проведение тематических родительских собраний и классных часов, с целью знакомства с историей и особенностями образовательного учреждения;
- мероприятия, направленные на сплочение групп;
- социально-психологическая диагностика с целью выявления обучающихся, которые относятся к группам риска;
- организация учебного процесса с использованием современных педагогических технологий в рамках компетентностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС оказывает содействие личностному развитию и формированию общих и профессиональных компетенций;
- сотрудничество с предприятиями потенциальных работодателей, что позволяет познакомить будущих специалистов с реальными условиями труда и новейшими исследованиями в разных предметных областях;
- комплексное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.
Библиографический список:
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие. М., 2009.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002. – 251с.
- Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. — 96 с. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – М., 2009. – 252 с.
- Крылова, Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
- Марковская Е.А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб.: Издательство «Центр информационной культуры», 2004. – 28 с./
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-komfortnaya-obrazovatelnaya-sreda-rayona-kak-uslovie-razvitiya-professionalizma-pedagogov#ixzz3q0aJjYIw - Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПБ, Речь. – 2006. – 288 с.
- Педагогика. – 2004. – №4. – С. 39-44.
- Психологическая безопасность: учебное пособие. М., Дрофа, 2008.
- Роль тьютора в воспитательно-образовательном процессе учреждения СПО – Э. Г. Аппакова/ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «Среднее профессиональное образование» № 6 2014г.
- Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука и практика образования: психологическая безопасность и развивающий характер образовательной среды» -https://vypuskniki.kspu.ru/doc/09_2.htm
- Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108″ г.Трёхгорного Челябинской области type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье рассматривается определение понятий «среда», «образовательная среда» и «комфортная образовательная среда» в педагогической науке, критерии комфортной образовательной среды, а также комплекс направлений работы и мероприятия, реализация которых способствует организации комфортной образовательной среды в системе среднего профессионального образования. » author=»Гринимеер Елена Константиновна, Зигунова Александра Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]