Современный социальный заказ диктует необходимость переосмыслить подходы к иноязычной подготовке студентов технических вузов.«Современная профессионально ориентированная иноязычная подготовка должна соответствовать требованиям времени, быть ориентированной на мобильность, индивидуализацию, интернационализацию и качество» [1, с.27]. Достижение этих целей невозможно без формирования профессиональной мотивации студентов, формированию которой можно и нужно способствовать на занятиях по иностранным языкам в вузе.
Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной мотивации студентов опирается на исследования Е.П.Белозерцева, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, В.А. Якунина, К.С. Козлякова и др. Он показал, что профессиональная мотивация это сложный комплекс мотивов личности и включает в себя личностный, учебно-познавательный, проектно-практический и профессионально-мотивационный компоненты. Следовательно, формирование профессиональной мотивации студентов средствами иностранного языка, на наш взгляд, будет успешным только при условии организации преподавания с учетом комплекса выше обозначенных компонентов. Выбор методов преподавания и проектирование содержания программы обучения по дисциплине «Иностранный язык» осуществлялось нами на основе:
— государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
— образовательной траектории вуза;
— анализа современной дидактической и методической литературы;
— анализа многолетнего опыта работы нашей кафедры и собственного педагогического опыта.
Содержание обучения должно определяться характером будущей профессиональной деятельности выпускника, которая должна быть направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника и отражаться в учебных дисциплинах, включенных в программу обучения. Содержательная сторона подготовки по иностранному языку в техническом вузе опирается на требования нормативных документов и учитывает профессиональный контекст направлений подготовки.
Выбор методов преподавания основывается на использовании активных и проектных методов, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, групповых и парных видах работы, что отвечает перечисленным выше компонентам.Под активными методами обучения мы понимаем методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, что стимулирует активное участие студентов в учебно-познавательной деятельности [2, c. 4].
В качестве инструмента для организации активного обучения кафедрой иностранных языков 1 ННГАСУ используется педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанная в середине 90-х годов американскими преподавателями. Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия», которая позволяет обучающимся самим определять цель занятия, осуществлять активный поиск необходимой информации и размышлять о том, что они узнали. В ходе работы на занятии студенты овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и строить логические высказывания. В рамках базовой модели «Вызов-Осмысление-Размышление» могут быть использованы разнообразные приемы и стратегии обучения (приемы «Ассоциации», «Мозговой штурм», «Правдивые/ложные утверждения», «Кластер», «Fishbone», стратегии «Активная лекция», «Зигзаг», «Перекрестная дискуссия», «Шесть шляп мышления»). Использование данной технологии в учебном процессе способствует не только развитию аналитических способностей студентов и формированию у них критического мышления, но и развитию коммуникативной компетенции, которая является важной составляющей профессиональной компетентности специалиста. Важным аспектом является то, что активные методы, использующиеся на занятиях в рамках дисциплины «Иностранный язык», становятся ключевым фактором, повышающим профессиональную мотивацию студентов к продолжению обучения и получению дополнительного иноязычного образования.
В настоящее время эффективность использования данной технологии доказана при обучении студентов разных групп с разным уровнем владения иностранным языком в неязыковом вузе. Иностранный язык как учебный предмет становится не просто учебным предметом, а инструментом для реализации «реальных целей», отраженных в современном социальном заказе.
Предпосылками, которые побуждают студентов и специалистов изучать иностранный язык и отражающиеся на выборе адекватных методик преподавания, являются:
- экономическая глобализация; миграция населения; необходимость «пожизненного учения» для обеспечения непрерывной востребованности на рынке труда;
- необходимость осуществления учебной и трудовой деятельности в условиях других стран и культур с использованием иностранного языка как посредника международного и межкультурного общения.
Как уже было отмечено выше, коллектив кафедры иностранных языков полагает, что современная профессионально ориентированная иноязычная подготовка должна соответствовать требованиям времени, а именно: быть ориентированной на индивидуализацию, интернационализацию, профессионализацию и качество и разрабатывает УМК с учетом профессиональной направленности студентов. Таким образом, можно пролагать, что занятия по иностранному языку, проводимые с использованием активных методов обучения, способствуют формированию профессиональной мотивации студентов.
Список литературы:
- Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Крюкова Г.К. Деятельность кафедры иностранных языков как живая реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. // Приволжский научный журнал: Н.Новгород, 2014. №3. С.27-35.
- Грудзинская, Е.Ю. Марико, В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». – Нижний Новгород, 2007. – 182 с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА» description=»В данной статье рассматривается особенности формирования профессиональной мотивации студентов технических вузов, развитие которой реализуется средствами активного обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык». Доказана эффективность использования активных методов обучения при формировании профессиональной мотивации студентов.» author=»Алешугина Елена Анатольевна, Лошкарева Дарья Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]