Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В работе педагога, социального педагога, психолога в настоящее время одной из актуальных является проблема формирования гражданской идентичности учащихся. В настоящее время это направление педагогической деятельности важно в связи с политическими и социальными изменениями в мире и России, требованиями общества к системе образования.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [11].

Неоспорим тот факт, что формирование гражданской идентичности молодежи зависит от происходящих политических процессов в мировом сообществе в целом и в современной России. Политическая ситуация на Украине, появление на территории России переселенцев и беженцев, присоединение Крыма – все это непосредственно оказывает влияние на формирование гражданской идентичности молодых россиян.

Однако организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с неразработанностью программ, направленных на формирование гражданской идентичности учащихся в этих условиях.

Для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым, сложным и не устоявшимся [4, с. 83].

По мнению А.Г. Асмолова, гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе, при этом он отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение человека к социальному и природному миру [6, с. 58].

Р.Ю. Шикова гражданскую идентичность рассматривает как структурный компонент социальной идентичности и определяет как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности [12, с. 92].

Еще одно определение формулирует П.В. Григорьев: «Гражданская (российская) идентичность — это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации»[2]. Именно это понятие, с нашей точки зрения,  наиболее полно отражает сущность гражданской идентичности.

Анализ данных определений позволяет сделать вывод, что гражданская идентичность рассматривается как:

— осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства;

— тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния.

Структуру гражданской идентичности можно представить в двух аспектах. Первый аспект характеризуется осознанием принадлежности к тому или иному государству, имеющему для данного индивида значимый смысл. Второй аспект характеризуется феноменом индивидуального сознания, признаком качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта. Эти два аспекта не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества [1, с. 141].

Гражданская идентичность является сложным образованием, которое включает в себя несколько компонентов:

  1. Когнитивный (познавательный) — знания о власти, правовой основе организации общества, общественно-политических событиях и различных партиях и их программах. Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание.
  2. Эмоционально-оценочный (коннотативный) — наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко аргументировать свою точку зрения и суждения. Важнейшими составляющими этого компонента являются стыд, гордость за «свою страну» Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.
  3. Ценностно — ориентировочный (аксиологический) — уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни. Он определяет личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений.
  4. Поведенческий (деятельностный) — участие в общественной жизни в период обучения, на работе, по месту жительства; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действия. [7, с. 239].

 Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.).

Гражданское воспитание в общеобразовательной школе представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся культуры гражданственности, или гражданской культуры. Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по ее формированию [9, с. 475]. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной [10, с. 138].

Формирование гражданственности школьников — это такая социально — педагогическая задача, решение которой делает возможным не только приобщать школьников к ценностям, становящимся мотивами гражданского поведения, но и развивать у них способность быть гражданином, служить на благо Отечества, общества, государства. В своей жизнедеятельности школьник взаимодействует с другими людьми, оценивает их поступки и соотносит их со своими [3, с.15].

 Существует несколько условий формирования гражданской идентичности в школе:

– получение и усвоение знаний и фактов об истории, культуре своей страны, о традиционных духовно — нравственных ценностях;

– приобщение к российской национальной культуре, русскому языку, российским традициям, с помощью внеклассных мероприятий и уроков истории.

– приобщение к национальной культуре других народов РФ с целью формирования уважения и толерантности  к их ментальности, культуре, обычаям, верованиям;

– создание условий для самореализации личности в  многокультурном российском социуме [5, с. 27].

Успешность гражданско-патриотического воспитания зависит от эффективного использования многообразия форм его организации. К организационным формам формирования гражданской идентичности у школьников относятся: учебная деятельность (урок, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.) и внеучебная (внеурочная) работа (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности,  клубная работа и деятельность общественных организаций/объединений в системе общего образования).

Показателями сформированности гражданской идентичности личности, выступающими как критерии ее оценки, выступают такие интегративные качества личности как патриотизм, гражданственность и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.

 Формирование гражданственности школьников будет успешным, если существуют:

— обоснование структурных компонентов гражданственности школьников становится основой для определения содержания процесса формирования данного личностного качества;

— взаимосвязь направлений деятельности социального педагога по формированию гражданственности школьников обеспечивается реализацией связей взаимодействия, связей порождения и связей преобразования, а формирование знаний школьников о гражданине, гражданственности, Конституции  сочетается с их приобщением к ценностям, принимающим форму мотивов гражданского поведения, и дополняется развитием способности школьников к оцениванию;

— реализация содержания формирования гражданственности школьников осуществляется в различных организационных формах гражданского образования с помощью разнообразных средств, которые адекватны каждому из направлений его деятельности;

— такие формы и методы формирования гражданственности школьников, которые в своей совокупности «работают» на формирование всех компонентов данного личностного качества [8, с.13].

Таким образом, для формирования гражданской идентичности учащихся необходимо обеспечить формирование у них образа России в единстве ценностно – смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально – критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности.

Список литературы:

  1. Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5-6. — С. 140-142.
  2. Григорьев П. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL:https://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская — идентичность/ (23.11.2014).
  3. Заступова Ирина Владимировна Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: автореф. дис. канд. пед. наук. — Самара, 2007.
  4. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 83-93.
  5. К вопросу о формировании гражданской идентичности у молодежи в современном Российском социуме М.Ю. Замолотова, учитель МОБУ № 6 (г. Сочи)
  6. Как проектировать универсальные  учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова — М.: Просвещение, 2011. — 151 с.
  7. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская / Под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2011. — Ч. 2 — 339 с.
  8. Сергеева, В.П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2011. — №4. – С. 12-15.
  9. Собкин В.С., Писарский П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ. Социология образования. Выпуск 1. М., 1992. … 1943-2003. — М.: Издательский дом РАО, 2003. С.475-492.
  10. Учебно-методические материалы разработаны коллективом авторов: Асмолов А.Г. — научный руководитель, (директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, д.психол.н., профессор), О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская, М.С.Гусельцева, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С.Терехова , В.В.Глебкин, М.В.Левит.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  12. Шикова Р. Ю. Гражданская идентичность молодёжи в современной России // Трансформация публичной  сферы  и  сравнительный анализ  новых  феноменов  политики:  сб.  науч.  ст. – Краснодар: КубГУ, 2010. — С. 91-97.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» author=»Чиркунова Анастасия Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found