В начальной школе на уроках «Технология» учащиеся занимались лепкой, изготовлением элементарных поделок, выполняли элементы ручного шитья. В пятом классе перед учащимися ставятся совсем другие задачи, связанные с тем, что увеличивается объем информации, учащиеся приобретают новые знания и навыки, а кроме того, не у всех учащихся одинаковые способности к изучению данного предмета и реализации полученных навыков. Поэтому перед учителем технологии стоит задача – максимально заинтересовать учащихся пятого класса изучением предмета, показать его необходимость в повседневной жизни.
Как и в других предметных областях, на уроках «Технологии» возможно использование современных педагогических технологий. Применение методов различных технологий позволяет обучающимся воспринимать новую информацию в более доступном изложении. На этапе ознакомления учащихся с разделами предмета можно использовать кейс — технологию. Учащиеся делятся на микро-группы, которым учитель выдает текст:
«Вечер. Вся семья собралась дома. Папа по привычке читает газету, мама готовит ужин. Сережа, 10 лет, «завис» в компьютере. Юлия, 16 лет, разбирает свой гардероб.
Вдруг из Юлиной комнаты раздаются возгласы: «Завтра в классе вечер, а мне даже пойти не в чем. В этом платье я была у Лены на дне рождения, такая блузка – у Ани». На крики пришла мама. Поняв в чем причина дочкиной истерики, она вернулась к приготовлению ужина. Через какое-то время семья собралась на кухне на ужин. По окончании ужина папа сказал маме: «Дорогая, все было очень вкусно. Спасибо». Мама в ответ сказала одну фразу».
Вопрос для учащихся: «Какую фразу могла сказать мама»? Затем учащиеся в микро-группах в течение определенного времени (7 – 10 мин.) выдвигают свои версии, которые затем высказываются публично. По окончании беседы учителю необходимо сделать вывод, что предмет «Технология» мы изучаем не только для того, чтобы получать оценки. А учимся быть хозяйками, потому что все мы в будущем жены, мамы, бабушки. Знания и навыки, приобретенные на уроках, непременно пригодятся в жизни.
При изучении темы «Технология выполнения машинных швов» учащиеся сталкиваются с определенными трудностями. За короткий промежуток времени им необходимо не только запомнить последовательность операций, но и выполнить образцы швов на швейной машине. Как показывает практика, в большинстве случаев память у учащихся кратковременная и скорость выполнения задания тоже разная. Поэтому для доступности восприятия информации можно использовать метод «Карусель» технологии развития критического мышления: класс делится на микро-группы, количество которых зависит от количества выполняемых образцов, например, в 5-ом классе – 4; количество учащихся должно быть одинаковым во всех группах. Каждой группе учитель выдает инструкционную карту выполнения одного шва. Прочитав инструкцию, учащиеся должны выполнить образец из цветной бумаги и запомнить последовательность выполнения. По истечении определенного времени микро – группы по кругу садятся друг к другу по схеме:
Сначала учащиеся из «Группы 1» рассказывают и показывают учащимся из «Группы 2» как выполняется образец, например, шва в подгибку с закрытым срезом. Затем учащиеся «Группы 2» рассказываю учащимся «Группы 1» как выполняется, например, стачной шов вразутюжку. Аналогичная деятельность осуществляется между учащимися «Группы 3» и «Группы 4».
Затем схемы посадки вновь меняются:
После проведения устного инструктажа проводится практическая работа «Выполнение образцов машинных швов». В ходе многократного повторения учащиеся быстрее запоминают информацию и затем качественнее воспроизводят её в практической деятельности. Учитель выступает в роли координатора и консультанта.
Контрольная работа – это стресс для учащегося. Поэтому урок по обобщению или проверке знаний учащихся можно провести, применив технологию игрового обучения. Всем известна игра «Крестики-нолики». Почему её не сделать более продуктивной? Класс делится на две команды: команда «крестиков», команда «ноликов». На поле из 9 клеток под цифрами закрыты сектора. В каждом секторе определенные задания: теоретические и практические. Команды по очереди открывают сектора, а знак «Х» или «О» ставится в случае выигрыша команды в этом секторе.
Примерные задания:
- «Ты – мне, я — тебе» Команды по очереди задают друг другу вопросы, подготовленные заранее, и отвечают на них.
- «Пятый лишний»: из цепочек слов выделить лишнее слово и объяснить почему.
- Пословицы и поговорки о труде.
- Кроссворд.
- Практическое задание.
- Логические цепочки: в цепочке поменять местами слова, чтобы была определенная последовательность.
- Практическое задание.
- Творческий конкурс.
- Брейн-ринг.
Выполнение конкурсных заданий оценивается в баллах, которые потом переводятся в оценочную систему. Проведение контрольной работы в таком виде способствует большей мобилизации знаний и умений, полученных на уроках. У учащихся формируются чувство ответственности за свою команду, коллективизм, взаимовыручка.
На этапе формулировки темы урока у учащихся формируется ценностно-смысловая компетенция. Для развития этого вида компетентности на уроке можно использовать кроссворд. В результате его разгадывания по ключевому слову учащиеся формулируют тему урока и определяют само понятие в соответствии с вопросом кроссворда. Приведем пример кроссворда с ключевым словом «волокно».
Вопросы:
По горизонтали: 1. Гибкое, прочное тело, его длина намного больше, чем поперечный разрез (волокно).
По вертикали: 1. Две плетенки, две сестренки, из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать, чтоб не мерзли пять да пять (варежки). 2. В средней Азии растет, из арыка воду пьет. Он хозяина потом одарит белым волокном. На стеблях белеют чашки. В них и нитки, и рубашки (хлопок). 3. Легко, кругло, а за хвост не поднять (клубок). 4. Один раз в год ее стригут и круглый год ее пасут, в отаре ходит по горам, а шубка вновь растет сама (овца). 5. По дороге я шел, две дороги я нашел, по обеим пошел (брюки). 6. Утром поле голубое, за полдень зеленое. Был тростинкой, стал простынкой (лен). 7. У маленькой Катюши уселся на макушке. Не мотылек, не птичка – держит две косички (бантик).
Также кроссворды можно использовать при изучении терминологии машинных, ручных, утюжильных работ, на этапе повторения домашнего задания и закрепления изученного материала.
При проведении уроков необходимо стремиться к тому, чтобы ученицы четко для себя представляли, что и как они изучают сегодня, на следующем занятии и каким образом они смогут использовать полученные знания в последующей жизни. При изучении тем «Классификация волокон» на этапе первичного закрепления знаний учитель предлагает учащимся рассмотреть образцы тканей и, применив полученные знания, определить какая ткань и какие изделия из нее можно изготовить. Также здесь будет уместно акцентировать внимание учащихся на том, что удмуртская национальная одежда шилась только из натуральных тканей, в частности, из льна. На уроке целесообразно задать учащимся вопрос, где в Удмуртии (например, Глазовском районе) выращивают лен. Подобные задания повышают познавательную активность учащихся, формируют общекультурную компетенцию.
Таким образом, современные педагогические технологии можно применять не только на уроках по общественным наукам, но и по прикладным предметам. Процесс обучения становится интересным, разнообразным, продуктивным, что способствует повышению мотивации учащихся к изучению данного предмета и формированию универсальных учебных действий.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИНТЕРЕСА У ПЯТИКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» description=»В статье приводится опыт использования современных педагогических технологий, таких как кейс-технология, технология развития критического мышления, при изучении предметной области «Технология» для девочек в соответствии со Стандартом второго поколения.» author=»Студитских Татьяна Александровна, Владыкина Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]