Многие педагоги и методисты в качестве перспективной выдвигают организацию самостоятельной работы студентов, развитие компетенций самооценки и самоконтроля в контексте инновационного обучения.
Согласно П.И. Пидкасистому, самостоятельная работа – «организованная учителем/преподавателем активная деятельность учащихся/обучаемых, направленная на выполнение дидактической цели в специальное отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний» [4, С. 309].
А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как и процесс самосовершенствования и самопознания [1, C. 335].
Анализ исследований А.А.Леонтьева позволяет выделить пять средств оптимизации самостоятельной работы:
- профессиональная компетентность преподавателя;
- мотивационный механизм;
- правильное планирование содержания самостоятельной работы;
- отбор средств, позволяющих раскрыть содержание самостоятельной работы;
- применение механизма обратной связи [3].
Продуктивная деятельность студента и преподавателя конструируется сначала в совместной, а затем в индивидуальной, самоорганизуемой работе.
Сотрудничество преподавателя со студентами включает в себя:
- введение в деятельность;
- разделенное действие;
- имитируемое действие;
- поддержанное действие;
- саморегулируемое действие;
- самообсуждаемое действие;
- самоорганизуемое действие;
- партнерство.
Переходы от одной формы взаимодействия к другим обеспечивают становление самоуправляемой деятельности и самоорганизацию обучения в целом.
Барьером эффективности такой деятельности служит повышенная тревожность студентов из-за незнакомых условий обучения по сравнению со школьным обучением. Преподаватель здесь должен выступать как гарант помощи, взаимоуважения, взаимопонимания и в то же время должен решать учебно-познавательные и воспитательные задачи.
Методической составляющей является разработка заданий для самостоятельной работы на занятиях и после них. Для внеаудиторной работы предлагается также разработка разноуровневых, индивидуализированных заданий.
Самостоятельная работа отличается от других видов занятий тем, что студент сам должен бы ставить себе цель и сам достигать ее. Предполагается, что навыки и умения самостоятельной работы сформированы в школе, но зачастую выпускники школ такими навыками не обладают. А ведь самостоятельная работа прививает вкус к самообразованию.
Самостоятельная работа (СР) может быть аудиторной (10-15 мин) и внеаудиторной. Эта работа планируется и отражена в рабочих программах, графиках самостоятельной работы.
К СР относится:
1) подготовка к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;
2) выполнение самостоятельных заданий в лабораторных практикумах;
3) работа над отдельными темами;
4) подготовка ко всем видам итоговой аттестации (тестам, зачетам, экзаменам).
Соответственно требуется много времени и усилий для подготовки заданий для СР, создания электронных информационных источников, организации рубежного и итогового контроля знаний.
К объективным условиям организации СР студентов следует отнести материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.
Материально-техническое обеспечение СР предполагает:
- наличие необходимого аудиторного фонда, в том числе лабораторий, оборудованных компьютерами с соответствующим программным обеспечением, и лингафонных кабинетов с достаточным количеством посадочных рабочих мест, компьютерных классов с выходом в Интернет;
- наличие необходимой для индивидуальной работы инструктивной и нормативной документации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение включает:
- нужное количество учебной литературы: учебников, учебных и наглядных пособий, тексты лекций на бумажных и электронных носителях и т.д.
- необходимое количество вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению.
К субъективным условиям организации самостоятельной работы студентов следует отнести:
1) понимание преподавателем значимости этого вида учебной работы для формирования современного специалиста с высоким уровнем социальных компетенций;
2) владение преподавателем приемами организации самостоятельной работы студентов, требующими от него высокого педагогического мастерства и особых личностных качеств;
3) осознание студентами целей самостоятельной работы, ее значимости для учебной, а затем и практической деятельности (в чем мы должны им помочь).
Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.
Для правильной СР важны такие личностные качества как самоконтроль и самооценка.
Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» [5, C. 35]
Г.Ю. Ксензова понимает самооценку как «один из компонентов деятельности». Самооценка по ее мнению «связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом» [2, с. 68-69].
Самоконтроль (СК) и самооценка (СО) рассматриваются как интеллектуальное действие, совершаемое обучающимися с опорой на рефлексивную способность мышления. Условие функционирования СК – наличие в памяти обучающегося либо внутреннего эталона правильного решения учебной задачи, либо критериев оценки результата. СО – целостное личностное образование, в котором есть общая самооценка (себя как личности) и частная самооценка (оценка своих сил, возможностей в достижении конкретных целей). Таким образом, внимание преподавателя должно быть направлено на создание у обучающихся внутренних эталонов и критериев правильности выполнения действий, сохранения ими их в своей памяти и приобретения умения пользоваться ими в различных учебных ситуациях.
Рассмотрим процесс приобретения обучающимся компетенций СК и СО.
Осваивая соответствующий способ решения учебной задачи, обучающийся в соответствии с программой обучения, разработанной преподавателем, выполняет определенное и необходимое для достижения поставленной учебной цели количество учебных действий в аудитории и во внеаудиторное время. При этом каждый шаг учебной работы обучающегося должен завершаться контролем и оценкой результата. На занятиях в аудитории это входит в задачи преподавателя, который в случае ошибки помогает определить ее причину и скорректировать действия студента. В условиях самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов преподаватель может управлять формированием речевого навыка опосредованно, с помощью обучающей программы. Для поддержания у студента уверенности в правильности выполненных им учебных действий, в режиме самостоятельной внеаудиторной работы часто рекомендуется сопровождать задания средствами обратной связи для самоконтроля и самооценки: четкими инструкциями, образцами выполнения конкретных действий и ключами.
Благодаря непосредственному или опосредованному управлению у студента постепенно вырабатывается внутренняя программа хода решения учебной задачи данного типа и осваивается способ ее решения. Безошибочность выполнения им соответствующих заданий в новых учебных ситуациях свидетельствует об одновременной сформированности у него: 1) внутреннего эталона правильности решения учебной задачи как обязательного условия для осуществления самоконтроля; 2) самоконтроля как обязательного условия применения речевого навыка.
Приобретение студентами внутренних эталонов и критериев для СК и СО означает, что действия контроля и оценки как бы присвоены ими, становятся их личной собственностью, достоянием. Приобретенные при этом студентами внутренние умения самоконтроля и самооценки рассматриваются как производные от внешних контрольных и оценочных действий преподавателя. Значит задача преподавателя – обеспечить условия для перехода внешнего контроля во внутренний.
Одним из действенных способов формирования СК и СО является использование балльно-рейтинговой системы оценивания сформированности компетенций.
Целью введения балльно-рейтинговой системы является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, формирования культуры самообразовательной деятельности студентов и активизации работы профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения.
Среди основных задач введения балльно-рейтинговой системы можно выделить:
— стимулирование повседневной систематической работы студентов при освоении ими ОПОП (образовательной программы);
— активизация самостоятельной работы студентов на основе совершенствования ее содержания и используемых образовательных технологий;
— формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов;
Реализация балльно-рейтинговой системы направлена на выполнение следующих основных функций: организационно-образовательной, системно-контролирующей, мотивационно-стимулирующей, рефлексивно-оценивающей, оперативно-управляющей и информационно-аналитической.
Таким образом, организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы дает возможность студенту:
— осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению материала на основе знания своей текущей оценки по каждой дисциплине и ее изменения в зависимости от качества усвоения материала и соблюдения установленных сроков выполнения заданий;
— своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных занятий до начала экзаменационной сессии;
— получать навыки самостоятельного планирования своей учебной деятельности.
Приобретение способностей к СК и СО является не только результатом в присвоении студентами опыта учебной работы, но и их целенаправленной активности как субъекта учебной деятельности. Овладение СК и СО должно стать для них особой задачей. При этом требуется специальная организация процесса обучения как развивающего, реализация в обучении средств, расширяющих возможности психического развития студента.
Определяя пути формирования у студентов самоконтроля и самооценки как необходимых компонентов саморегуляции в ходе усвоения учебной дисциплины в рамках вузовской программы, с одной стороны, следует опираться на уже имеющиеся у них способности к учению (приобретенные ранее), с другой стороны, активизировать именно те внутренние возможности студентов, которые связаны непосредственно с формированием СК и СО. Основным условием оптимизации процесса формирования СК и СО должна стать разработка специальной программы педагогического воздействия на личность обучающегося, формирующих у него осознание своих психических возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию своей учебной деятельности, побуждающих к осмыслению способов выполнения действия.
Список литературы
- Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Логос, 2004. – 384 с.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
- Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. Общая и прикладная психолингвистика. – М.: Просвещение, 1991. – 387 с.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы . – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
- Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С. 35[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» description=»В статье представлены задачи и варианты самостоятельной работы студентов. Указаны условия обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Рассмотрен процесс приобретения компетенций самоконтроля и самооценки. Балльно-рейтинговая система оценивания представлена как один их способов формирования компетенций самоконтроля и самооценки.» author=»Шакирова Татьяна Ивановна» publisher=»БАСРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]